От идем до прототипа. Проект поиска продавцов "Bicco.ru"

Глава 1: "Лампочка"

Звонит телефон - "ПАПА", беру трубку:

- Вот представь: хочу я купить машину. Куда мне звонить или ехать?

- Не знаю, в гугле вбей "авто диллеры" и выбирай.

- "А какой дилер выбрать?"

.... пауза. И правда, какой? Спасибо хоть марку желаемой машины знаю и модель. А купить-то где? Этих дилеров же мильён! А кто из них "белый", а кто "серый". А где дешевле? А где ПТС уже выкуплен и не надо ждать еще 3 дня пока машину отдадут?

Короче говоря, поняли, что купить машину не так то просто, даже имея на руках деньги. И тут в голове вспыхнула лампочка: "А с какой вообще стати я, имея желание и средства на покупку того или иного товара должен вообще тратить свое драгоценное время и свои, и без того прохудившиеся нервы, на серфинг в нете? На обзвон менеджеров? На проверку наличия машины в салоне? И тому подобные "бесячие" рутинные дела! Я - клиент! Пусть менеджеры по продажам пляшут вокруг меня, а не я вокруг них!

Почему я не могу написать где-нибудь: "Я, такой-то такой-то, хочу купить то-то и то-то, денег у меня вот столько!" и мне бы продавцы сами звонили и писали: "Купи у нас! У нас дешевле и гарантия 4 года!", а другие бы: "А мы бесплатно год ТО вам подарим и зимнюю резину!" Полез в интернет: "оставить заявку на покупку товара" - результаты поиска "0"...ну вернее какие-то малоинтересные статьи да блоги - ровным счетом ничего толкового. Интересно, думаю, вроде не ищу "участок с подрядом на Новой Земле", а вполне такой жизненные запрос. И тут лампочка в голове опять "щелк" и внутренний голос: "Нету - сделай" и мы начали!

Глава 2: Подготовка

Позвонили нашему знакомому, который всю жизнь вертится в e-commerc, сели в офисе, сварили кофий, разложили листочки - начали. 2 часа "переговоров" - согласились, что идея - БОМБА, еще час посидели - выдавили из себя суть проекта. Кое как обговорили основной функционал. Выяснили кто у нас ЦА, как мы с этого будем зарабатывать, сколько у нас вообще есть денег и с кем нам придется бадаться (конкурировать). Решили за неделю уже конкретно расписать прототип на бумажке, придумать ТЗ, название, функционал и домен купить какой-нибудь. Допили кофе, догрызли печенье (всё) и разошлись.

По итогам встречи я был назначен ответственным за технические вопросы (разработка) + маркетинг. Папа за финансовую составляющую (привлечение инвестиций, консультации с знакомыми в крупных компаниях и т.д), 3й участник - консультант, теоретик и все вышеперечисленное в меньших количествах.

Пошла первая неделя. В основном занимались поискам разработчиков. Прозвонили немало студий - все как сговорились: "Ой ну это вам встанет в мильёна 2-3 на разработку, а по времени....ну тут сложно, года 1.5" Мы офигели! Таких денег у нас не было. Да и времени как-то уж слишком много. Думаю, дай позвоню старому знакомому у которого пару сайтов-каталогов делал. И о чудо! У него каким-то образом нашлись контакты студии, которая сделала, так скажем, полуфабрикат универсальный, который можно было путем не особо хитрых доработок превратить в то, что нам нужно! Это джек-пот, подумал я и не ошибся. Буквально пару часов формальных переговоров со студией и вот я уже перевожу им ** 000 рублей на счет и получаю ключ активации битрикса и полуфабрикат! Радостный звоню компаньонам - едем в офис. Кофе - есть! Печенье - есть! Почти готовый прототип - есть! Пишем ТЗ!

О ТЗ говорить особо нет смысл. Скажу лишь тем, кто будет писать ТЗ для своего проекта следующее: Особо не заморачивайтесь, вам потом разработчик все с ног до головы перепишет на своем языке и со своими "фишками". Пишите, что вы хотите своими словами, а программисты это все дело превратят сами в "человеческое" ТЗ.

Во время написания ТЗ начали зарождаться страхи, присущие, наверное, всем "идее-придумывателям": а вдруг программист окажется Цукербергом из фильма "Социальная сеть", сделает все для себя и станет самым богатым человеком на свете?! Отвечу так: вас "кинуть" могут вообще на каждом этапе, начиная от раскрытия идеи партнерам, заканчивая поиском инвестиций или обращением в венчурные фонды. Вашу почту даже могут хакнуть и обнаружить там переписку по стартапу и украсть инфу:) А так как в нашей стране нет возможности хоть как-то защитить идею - не парьтесь и надейтесь на лучшее:) Подстрахуйтесь парочкой договоров о неразглашении и "Все права защищены" в футере сайта - больше вы все равно ни чем себя не обезопасите.

Итак ТЗ написано, отредактировано программерами, деньги уплачены, работа пошла.

Глава 3: Название

Листочек А4, карандаш, поехали: bestoffer.ru - занято! (во всех вариациях написания), "базар" - занято (ну естессно, такой домен и пустует, хех), купить.ру - догадались? - занято! В общем часа 2 мучений в попытке придумать уникальное название увенчались провалом и 3мя грязными чашками из под кофе...

Полез в поиск: "Окей, Гугл - Как придумывали название АВИТО" - "взяли и придумали, отвечает гугль - просто сочетание букв без какой-либо смысловой нагрузки." А че, неплохо, думаю! Чем мы хуже Авито:) И пошли всякие аббревиатуры, которые я даже перечислять не стану. В итоге на листочке нарисовалось слово BICCO. Идем на whois (сервис проверки доменных имен на "свободность" и "несвободность") и о чудо - ДОМЕННОЕ ИМЯ СВОБОДНО! Покупаем. (189р).

В дальнейшем рекламщики, к которым мы ходили писать медиа-план не особо лестно отзывались о таком названии, объясняя это тем что "ну вы понимаете, русский человек может читать название как"БИССО" или "А вот зажигалки есть Bic - могут путать" и тому подобное. Может оно и так, но в таком случае компания "Мохнатый Сыр" должна вообще развивать у клиента шизофрению! А она наоборот, пользуется успехом. Так что называйте как хотите ! ("в соответствии с законом и руководствуясь здравым смыслом"(с) Эхо Москвы)

В общем название партнерам понравилось и разработчики поставили сайт на домен (пусть висит в интернете, хуже не будет).

Глава 4: Разработка

Подробно рассказывать как и сколько по времени делали те или иные моменты не буду. Могу лишь сказать, что да, были задержки и достаточно крупные (в итоге мы потеряли около 3х месяцев из-за "раба огненной воды" программиста, а потом из-за "страшнейшего" бага, который ребята разработчики не могли решить аж полтора месяца). Но это не беда. Такое развитие мы ожидали и морально были готовы. В конце концов вам даже пиццу за 30 мин не привезут (хотя все пиццерии об этом трещат во всех своих рекламных роликах) - московские пробки сломают любые обещания:) Были и значительные превышения по бюджету. Фактически основное ТЗ нам обошлось в 1/4, наверное, всех трат. 3/4 заняли последующие доработки, которые, как бы вы старательно все не продумывали в начале, все равно вылезут (новые идеи, переделка уже сделанного из-за отзывов пользователей и т.д).

Но в итоге, начав в конце апреля 2017 года, к концу октября 2017 года мы получили доделанный прототип. Почему прототип - потому что когда мы начали приглашать на него пользователей с целью "поглядеть, полазить, потестировать", мы получили очень много критики (похвалы мы тоже получали....нет правда!) и негативных отзывов в основном по юзабилити и логике работы ресурса. Так что доделывать оставалось еще очень много.

В итоге на сегодняшний день мы имеем рабочий прототип и порядка 80 пользователей (примерно 50 / 50 покупателей и продавцов),четкое понимание чего нам нужно еще сделать, чтобы улучшить сервис и ... пройденный 1й этап в один из крупнейших фондов поддержки интернет проектов. О котором я расскажу в своем следующем ... блоге.

Так же постараюсь как можно подробнее рассказать о жизни стартапа после технических работ и начале работ по поиску инвестиций!

Спасибо всем, кто читал. Как говорится "Ставьте лайки, подписывайтесь и до новых встреч!"

11
6 комментариев

Бред. Вы заменили тесты рынка на разговор с пацанами которые сказали что это БОМБА.

А в реальности я и как физлицо и как юрлицо не нуждаюсь в посреднических услугах, это ж нужно быть полным дебилом чтобы не уметь быстро купить товар. Интернет-магазинов миллион, а машины не покупаются через ассистентов.

1
Ответить

А вам никто и не будет посредников предлагать. Вы получаете предложения от продавцов напрямую. Мы в этом не участвуем, просто сводим на одной площадке. Сама покупка происходит как обычно в салоне, магазине или офисе. Вы лишь заранее обговариваете условия, цену и т.п.
По поводу тестов рынка: Вот вам простой анализ: 80% покупок в интернете люди совершают 1 - с мобильных устройств 2 - с 10 до 15 часов в рабочее время. О чем это говорит? О том, что времени на покупку товаров и услуг остается все меньше и меньше. Вот мы и хотим это время минимизировать еще больше.
Я не буду вас убеждать ни в чем, просто посмотрите динамику развития сервисов поиска исполнителей. YouDo, Profi.ru и подобных - модель "заявка - предложение" становится все более востребованной.

Ответить

Какая-то надуманная проблема. С чего это вдруг купить машину стало сложно? На официальных сайтах автомобильных марок есть телефон и список дилеров.

Ответить

Да есть. И даже есть автомобили в наличии. Суть проекта не совсем в этом. Мы хотим минимизировать время и силы покупателей на приобретение тех или иных товаров или услуг. Чтобы человек не тратил пол дня на прочесывание поисковых страниц, а просто отправил заявку, получил предложения - купил. Вон YouDo же сделал такой ресурс по услугам. А мы сделали по товарам.

Ответить