Когда российский бизнес уйдёт в облако

Кризис дата-центров, переход на модель Pay as you go, взросление IaaS и становление PaaS.

Руководитель облачных b2b-сервисов Mail.Ru Group Илья Летунов рассказывает о том, что произошло за прошедшие годы на мировом рынке IaaS и PaaS.

Мировой рынок облачных b2b-сервисов возник чуть больше десяти лет назад — в 2006 году, когда развитие технологий и спрос со стороны бизнеса привели к появлению первых IaaS-услуг. Российский рынок зародился спустя семь лет и ускоренными темпами стремится ликвидировать отставание.

В настоящее время мы развиваем два облачных b2b-сервиса: горячее хранилище Hotbox и сервис облачной инфраструктуры Infra для крупного и среднего бизнеса.

Разрабатывая платформу для виртуализации и продумывая её ключевые возможности, мы уделяли большое внимание американскому рынку — исследовали, как он зарождался и развивался, какие ключевые события на него влияли.

На основе этой информации составили прогноз развития российского сегмента. В данной колонке речь пойдёт о том, что ждёт нас в ближайшие несколько лет.

Илья Летунов
Илья Летунов

Структура рынка

Для начала вспомним, что представляет собой рынок облачных сервисов. Он состоит из трёх частей:

  • SaaS (software as a service, «программное обеспечение как услуга») — возможность удалённой работы с прикладным ПО через тонкого клиента или через интерфейс программы.
  • PaaS (platform as a service, «платформа как услуга») — аренда информационно-технологических платформ: операционных систем, СУБД, сред разработки и тестирования приложений.
  • IaaS (infrastructure as a service, «инфраструктура как услуга») — аренда вычислительных мощностей, хранилищ данных, сетевых элементов.
Публичные и приватные облака постепенно замещают традиционные дата-центры
Публичные и приватные облака постепенно замещают традиционные дата-центры

На сегодняшний день быстрее всего развивается IaaS-сегмент: он растёт на 20% в год. Если тенденция сохранится, то уже в 2021 году на долю облачных сервисов будет приходиться более 50% всей инфраструктуры в мире.

Кроме того, весь рынок ИТ-разработки растёт в среднем на семь-восемь процентов в год. Это значит, что становится больше данных, выпускаются дополнительные приложения. Всё это также создает благоприятную почву для роста IaaS-сегмента.

Теперь рассмотрим основные вехи развития мирового рынка.

Экскурс в историю: почему рынок растёт

2006 год, США

К этому моменту ИТ-компании построили свои дата-центры, разработали технологии, позволяющие эффективно использовать инфраструктуру, и вырастили профессионалов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для её обслуживания.

На рынке предлагается лишь аренда физических серверов, но у клиентов уже сформировалась потребность в обслуживании и консалтинге на более высоком уровне.

Эти два условия (достаточное развитие технологий и спрос со стороны бизнеса) сделали возможным появление Amazon Web Services. Компания Amazon вышла на рынок с первым в истории IaaS-предложением и начала предоставлять свою инфраструктуру другим организациям.

2009 год

Произошло следующее важное событие: была запущена модель оплаты Pay as you go (оплата за фактическое использование ресурсов). В то время на рынке преобладал стандартный способ оплаты через тендеры и договоры, которым обычно предшествовали два-три месяца переговоров и согласований.

Это не давало бизнесу быстро масштабироваться под свои потребности и выпускать собственные продукты. Новая модель оплаты радикально изменила ситуацию.

2012 год

Все крупные игроки этого рынка (Amazon, Microsoft, Google) полностью развили свои IaaS-линейки и начали развивать PaaS-направление.

PaaS — это облачные сервисы, которые замещают определённые бизнес-функции и значительно экономят время разработчиков и системных администраторов.

Самое важное заключается в том, что PaaS-сервисы можно использовать только на IaaS-инфраструктуре того же провайдера. Так провайдеры создают добавочную ценность и дистанцируются друг от друга.

2013-2014 годы

Произошёл кризис на рынке дата-центров. Темпы строительства опередили рост потребности в их услугах. В результате более 60% совокупного объёма дата-центров не было задействовано.

Поставщики классических услуг не могли предоставить никакой добавочной ценности, поэтому конкуренция велась только за счёт снижения цен. Демпинг закономерно привёл к уменьшению маржинальности и кризису отрасли.

В течение этих двух лет более 70% дата-центров перестали оказывать услуги под собственным брендом, и большая их часть сдала свои мощности в аренду Amazon, Microsoft и Google.

С 2016 года после кризиса классических поставщиков инфраструктуры большие компании стали переходить на облачные сервисы
С 2016 года после кризиса классических поставщиков инфраструктуры большие компании стали переходить на облачные сервисы

В качестве ярких примеров можно привести два кейса. Первый — это Apple, которая в 2015 году перевела все свои операции в Amazon. Разумеется, это не так уж удивительно, потому что Apple является высокотехнологичной компанией.

Но здесь интересно другое: в 2016 году Google предложила Apple скидку в 40% относительно текущего тарифа, и вся огромная инфраструктура компании за три месяца полностью переехала в Google. Перенос инфраструктуры в облако обеспечивает гибкость и возможность быстрой адаптации к меняющимся условиям рынка.

2017 год

Второй кейс: банк Morgan Stanley, который работает в сильно зарегулированной области. В 2017 году он отказался от своих дата-центров и полностью ушёл в облако. Это показывает, что в текущих реалиях любой компании будет выгоднее сосредоточиться на своём основном бизнесе, не отвлекаясь на непрофильную деятельность.

Российский рынок: сегодня и завтра

Российский рынок облачных b2b-сервисов сейчас занимает лишь 0,25% от общемирового объёма. Это очень маленькая часть, но при этом она демонстрирует темпы развития выше мировых — например, российский рынок IaaS растет со скоростью 30—40% в год.

Как многие догоняющие рынки, он копирует поведение уже развитого рынка, и это позволяет сделать довольно точные прогнозы на ближайшие несколько лет.

В 2013 году в России появились ИТ-компании с необходимым опытом в сфере поддержки и развертывания инфраструктуры, они начали создавать свои облачные платформы
В 2013 году в России появились ИТ-компании с необходимым опытом в сфере поддержки и развертывания инфраструктуры, они начали создавать свои облачные платформы

В 2017 году рынок всё ещё находится на начальной стадии. Модель оплаты Pay as you go сейчас присутствует практически в каждом решении, но фактически только два-три процента от всего объёма и стоимости инфраструктуры предлагается по этой схеме. Преобладает классическая модель с тендерами и договорами.

Кризис дата-центров в России пока не наступил, но уже сейчас есть признаки движения в эту сторону. Уровень задействованности дата-центров падает, и они начали снижать цены на свои услуги.

Что произойдёт в будущем? С учётом имеющихся данных и более высоких темпов роста российского рынка мы предполагаем следующее развитие событий.

  • В 2018 году должно начаться повсеместное использование Pay as you go. Более 30% мощностей будет продаваться именно по этой модели.
  • В 2019 году наступит кризис дата-центров в России (возможно, это случится даже раньше).
  • В 2020 году все российские облачные провайдеры построят свои линейки базовых IaaS-сервисов и перейдут к развитию PaaS-направления.
  • В 2022 году все крупные российские компании перейдут в облако и на IaaS как минимум на 50% от своих мощностей.

Очевидно, что быстрее всего в облака перейдёт малый и средний бизнес. Это выгодно с точки зрения затрат, скорости развития и разработки. Крупные компании некоторое время будут использовать собственную инфраструктуру, так как масштаб закупок обеспечивает значительную экономию.

Но в конечном итоге, к 2020-2022 годам компании-гиганты также перенесут инфраструктуру в облако, потому что это будет наиболее выгодно для бизнеса. На собственных хостингах останутся только государственные компании, работающие с засекреченной информацией.

Развитие b2b-облаков в России
Развитие b2b-облаков в России

Сдерживающие факторы

Высокая скорость развития российских облачных b2b-сервисов обусловлена тем, что провайдеры знают, в каком направлении развиваться. Американские компании-первопроходцы начинали с нуля и продвигались вперёд методом проб и ошибок, а российские могут анализировать мировой опыт и адаптировать к российским реалиям и законодательству.

Возникает вопрос: если известно, в какую сторону двигаться, можно ли «перепрыгнуть» сразу к последнему или предпоследнему этапу?

Нет, этого сделать нельзя. Основной ограничивающий фактор — неготовность российского бизнеса к подобным изменениям. В Америке облачные процессы и технологии уже опробованы и проверены, а в России у многих руководителей сохраняется недоверие к ним.

Кроме того, чтобы в полной мере пользоваться преимуществами облачной инфраструктуры, компания должна оптимизировать все организационные процессы. Невозможно гибко выделять инфраструктуру и быстро запускать проекты, если после разработки идёт, например, длительное согласование с юридическим отделом.

Это проблема многих российских компаний. Впрочем, тренд на диджитализацию и быстрые процессы уже запущен, и в итоге это будет способствовать развитию IaaS в России.

Но, хотя перепрыгнуть через несколько ступенек развития в этом случае невозможно, увеличить скорость подъёма по лестнице вполне реально.

Именно такую задачу мы в Mail.Ru Group ставим перед собой. Изучив опыт американского облачного рынка, мы выстраиваем и развиваем наши облачные b2b-сервисы так, чтобы переход от одного этапа к другому был для компаний максимально естественным и логичным.

И чем больше провайдеров облачных сервисов будет практиковать такой подход, тем быстрее будут наступать ключевые события на российском рынке.

3434
14 комментариев

Фотка года :)

13
Ответить

Так российский бизнес уходит в облако.

4
Ответить

Интересно, конечно узнать, какая боль у малого бизнеса реально? Какие им нужны PaaS решения. Мы бы помогли закрыть эти дыры :) По IaaS у нас кажется, только Selectel достойный. По крайней мере из моего личного опыта. А вообще, разрыв конечно огромный. У нас столько пустых мест, чтобы можно было внедрять облачные решения, но сейчас бизнес ужасно инертный. Я вот пару лет назад пробовал сервис для кафе и заведений поднять - ужаснулся от портрета управленцев (никого не хочу обидеть). Возможно проблема в том, что в России до сих пор серые схемы работы распространены. Не знаю, было бы интересно узнать мнение других.

1
Ответить

У Даталайна крупнейшее облако на VMware в Восточной Европе.

А Селектел самый раскрученный среди айтишников, только почему-то все забывают их факапы, вроде попыток сделать SDS из говна и палок или когда на сутки положили облако из-за копеечной экономии на трансиверах.

1
Ответить

Жаль в статье нет рекламы "российских облачных b2b-сервисов с высокой скоростью развития"
А то не видно на рынке российских амазонов/гуглклаудов/азуров/хероку, не по масштабам, а по функционалу, например, резервирование между датацентрами, плавающий айпи и прочие приятные "мелочи" и не за неебический ценник, а хотя бы за сравнимые деньги в российских реалиях. Ну и с божеским аптаймом, а не как обычно "ну не смогла, сорян бро"

1
Ответить

Cлушайте, ну весь смысл облачного сервиса, в том чтобы он физически был вне России .. как по соображениям безопасности, так и скорости доступа. Я уж не знаю кто и как так делает, но американские сайты всегда открываются быстрее российских (в России).
Кроме одного случае в 200X году, когда Ростелеком СПб (Авангард), пару лет продавал роутеры с настройками по умолчанию "не видящими" иностранный Интернет (включался только после перепрошивки).

1
Ответить