Бойкот сахару, роботизированные рестораны, съедобные личинки

Тренды западной и отечественной фудтех-индустрии в 2017 году.

Поговорим про технологическое предпринимательство в сфере еды. Помимо объективных глобальных вызовов, связанных с потреблением (людей становится больше, потребности растут, еда по-прежнему требует много ресурсов), появляются и модные тренды: ЗОЖ, безглютеновая диета, безлактозное молоко и веганство. Эти изменения влияют на консервативный рынок еды и связанных услуг.

Кроме того, индустрия еды переживает сегодня масштабную цифровую трансформацию. Объединив два простых факта «все едят» и «все в онлайне», стартапы находят новые рынки, раздвигая границы фудтех-предпринимательства.

В связи с этим в 2017 году возникло несколько трендов. Сегодня они заметны только в передовых странах, но уже завтра могут стать нормой по всему миру.

Мировые тренды

Роботизированные рестораны

В крупных городах Азии уже существуют рестораны, которые обслуживаются роботизированной техникой. От заказа еды с мобильных устройств до автоматизированной выдачи блюд без участия людей-официантов — каждый шаг процесса обслуживания клиента в кафе может быть оцифрован.

Рост степени автоматизации будет зависеть от привыкания клиентов к новому сервису без участия людей и качества еды, приготовленной «бездушной техникой».

Фото Reuters
Фото Reuters

«Умная» упаковка

Упаковка — это еще один элемент пищевой индустрии, который видоизменяется в процессе внедрения новых технологий. Среди заметных трендов можно назвать разработку «умной пленки», которая сможет отслеживать состояние обернутых продуктов во время транспортировки и определять их съедобность.

Кроме того, появляются датчики для этикеток, которые помогают обнаружить чужеродные микроорганизмы или газы в продуктах. Еще один тренд будущего — автоматическое определение свежести продукта с помощью упаковки, которая показывает, сколько дней назад он был открыт или как долго он будет оставаться съедобным.

Устойчивое развитие

Пищевые отходы — это огромная проблема современного общества, ведь каждый день выбрасываются тонны съедобных продуктов, которые при более осмысленном потреблении можно было бы сохранить.

В ответ на неразборчивое потребление стали появляться приложения и устройства в сфере «интернета вещей» как для частных пользователей, так и для бизнеса.

Например, сервис для управления остатками ресторана Togoodtogo или совместные логистические решения по утилизации отходов.

Устройства в сфере «интернета вещей», такие как «умные» холодильники, станут еще одним способом уменьшить количество отходов дома, управляя списком продуктов, и контролируя их состояние.

Бойкот сахару, роботизированные рестораны, съедобные личинки

Прозрачность информации

В последние годы растет спрос на информацию о питании, ингредиентах и происхождении продуктов. Следовательно, увеличиваются требования к прозрачности и доступности информации о товаре.

С помощью умных этикеток, которые разрабатываются, например, Американской ассоциацией интеллектуальной упаковки, пользователи смогут узнавать более подробную информацию о продуктах питания.

Сведения о товаре (от состава до ценностей компании-производителя) могут быть интегрированы в этикетку с помощью NFC-чипа.

Бойкот сахару, роботизированные рестораны, съедобные личинки

По-прежнему растет спрос на органические продукты

Издание The Guardian обратило внимание на исследование, в котором ученые оценили пищевые привычки современной американской молодежи. Одним из удивительных выводов стал факт, что более 30% опрошенных миллениалов предпочитают употреблять продукты с пометкой organic, а также внимательно относятся к составу на этикетах.

Издание называет выводы ученых «концом эпохи традиционного пищевого бизнеса»: добавки и красители становятся все более неприемлемыми. Потребители больше не хотят видеть в составе продуктов слова, которые не могут произнести.

Возвращение полезных жиров и бойкот сахару

В 2017 году изменилось отношение потребителей и к некоторым конкретным продуктам питания. Более 40 лет считалось, что источником проблем с лишним весом является жир, в то время как вред от потребления большого количества сахара недооценивался.

В 2016 исследователи привели убедительные доводы, которые изменили отношение общества к пищевым жирам. В том же году американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) объявило о необходимости изменить на упаковках товаров данные о суточных нормах потребления калорий, а также белков, жиров и углеводов.

Изменения вступят в силу в середине 2018 года: они повысят контроль над потреблением сахара и увеличат рекомендуемую норму потребления здоровых жиров. Этот факт обязательно скажется на развитии компаний в сфере еды, а также похудения.

Еда как решение кризиса здравоохранения

Взаимосвязь между едой и хроническими заболеваниями была доказана почти полвека назад. Но этот факт стал особенно важным трендом в индустрии еды в 2017 году.

Развитие сервисов, предлагающих профилактические диеты и соответствующий рацион питания, продолжится и в 2018 году. Причем основной фокус будет сделан на готовые к употреблению продукты, которые позволяют питаться быстро, но оптимально для жизни активного работающего человека.

Российские тренды

Американский и европейский рынки создают новые бизнес-модели в ответ на повышение требований потребителей к продуктам и качеству обслуживания.

На российском рынке приживаются в основном те проекты, которые позволяют экономить время или деньги, а не следуют за временными веяниями моды.

Рассмотрим, какие бизнес-модели в сфере еды стали популярными в 2017 году.

Доставка еды из ресторанов

На российском рынке нишу доставки делят два крупнейших игрока — Delivery Club и Food Fox. Если суммарные инвестиции в сегмент доставки питания в США за 2015 год достигли $2 млрд, то в России и в 2015 году значительные инвестиции получил только Delivery Club — $100 млн благодаря сделке с Mail.ru Group.

Кроме того, 25 декабря 2017 года «Яндекс» приобрёл сервис доставки еды Foodfox. Сумма сделки не разглашается, однако по данным источников РБК стоимость компании могла достигать $8,5 млн.

Доставка еды из магазинов

По сравнению с США, где действуют мировые лидеры Amazon Prime Now и Google Express, в России такая модель пока развита слабо. В Москве работает сервис Instamart, у отдельных розничных сетей открылись свои сервисы доставки, и на этом — почти все.

Медленный рост ниши объясняется привычками покупателей. Поход в магазин в России после работы или в выходной день — это целая культура, которую подкрепляет слабое проникновение услуг онлайн-торговли за пределами столицы.

Доставка полезных блюд

Один из мировых трендов индустрии — это ориентация на формат «здоровой» еды и моду на ЗОЖ. Благодаря таким сервисам как Mealty, пользователи могут заказать блюда от шеф-поваров, отвечающие стандартам здорового питания. Чаще всего клиентами подобных сервисов становится премиальная аудитория или жители столицы.

Конструкторы еды

Первым российским сервисом в этой сфере стал «Шефмаркет». Он предлагает готовые наборы и рецепты приготовления ресторанных блюд.

Бизнес-модель нашла своих клиентов, но на сегодняшний день похожие сервисы предлагают пользователям скорее развлечение на вечер, чем решение вопроса с ужином. Вопрос масштабирования остается открытым. Самые заметные игроки — Elemantaree и «Партия Еды».

Инвестиции в фудтех

По данным издания Rusbase, интерес инвесторов к фудтеху в 2017 году вырос. Согласно подсчетам платформы CB Insights, в течение 2016 года компании из этого сегмента привлекли более $5 млрд.

Капитализация таких сервисов, как JustEat, GrubHub, Ocado, превышает несколько миллиардов долларов. Например, прибыль до налогов JustEat по итогам 2016 года составила $115 млн, а GrubHub — $105 млн. В 2017 году она продолжает расти.

Издание The Entrepreneur добавляет, что среди венчурных инвесторов стало модным вкладываться в социальные проекты, которые приносят прибыль и обладают общечеловеческой значимостью.

Инвестиции в фудтех — это не только деньги, но и потенциальная возможность влиять на здоровье людей на всей планете или даже на состояние самой планеты.

The Entrepreneur также приводит инфографику, которая поясняет, как распределяются венчурные деньги на рынке технологичных фуд-проектов.

Бойкот сахару, роботизированные рестораны, съедобные личинки

Не только венчурные инвесторы и бизнес-ангелы проявляют интерес к новым фуд-технологиям. Компании-гиганты также стали присматриваться к перспективными стартапам.

General Mills, Coca-Cola, PepsiCo начинают менять свои продуктовые линейки в основным из-за изменившихся требований миллениалов к качеству продуктов.

Кроме того, они открывают акселераторы для стартапов, связанных с продуктами питания. Например, PepsiCo основала проект LAB. C его помощью корпорация планирует привлечь предпринимателей с идеями, научить их культуре своего бизнеса, помочь им изобрести новые продукты и вывести их на рынок.

Вы наверняка уже видели на полках в магазинах чипсы из водорослей и газировку из алоэ. Такие товары могут быть следствием поиска новых бизнес-моделей продовольственными корпорациями.

Устройства

Кроме того, на рынке стали появляться футуристические устройства для выращивания и приготовления продуктов. Вот несколько примеров.

  • «Кастрюля-для-всего» — устройство, которое объединит функции нескольких приборов и автоматизирует готовку, как проект Nymble.
Nymble
Nymble
  • 3D-принтеры готовых блюд, которые печатают пюрированной едой. Пример — проект Foodini, который научился печатать ажурные вафли, мини-пиццу и съедобную голову из картофельного пюре.
Foodini
Foodini
  • «Повар-робо-руки» — модель роботизированной кухни, где роботы наблюдают за вашими действиями, а затем подражают и готовят еду самостоятельно. Так делают, например, Moley Robotics.
  • Фермы по выращиванию «зеленого» протеина. В частности, проект The Living Farms, который предлагает пользователям домашние инкубаторы по разведению личинок съедобных червей и пропагандирует экологичное фермерство без дорогостоящего оборудования и загрязнения среды.

Образование

Ещё один интересный тренд — появление образования в области фудтеха. Если есть новая растущая бизнес-ниша, значит ей нужны квалифицированные специалисты.

Например, The Food Business School — это программа дополнительного очного и дистанционного образования, а также магистратура для предпринимателей, которых интересует сфера фудтеха.

Речь не идет об открытии очередного кафе, здесь ключевую роль имеет идеология: менять мир и принципы потребления, трансформировать способы доставки и производства еды, продвигать устойчивое развитие и «зелёное» фермерство.

Программа выросла на базе американского кулинарного техникума и предлагает широкий выбор онлайн-курсов (в основном, платных) для фуд-предпринимателей.

55
4 комментария

Ммм, стартап по разведению личинок червей

Ответить

между прочим очень питательно )) и в отличие от коров они не пукают и не делают дырки в озоновом слое без которого напомню Вам мы все умрем ))) (от радиации)

1
Ответить

Почему то когда говорят о еде будущего, всегда вспоминаю старенький фильм-антиутопию "Зеленый сойлент" и сразу не по себе становится...

Ответить

Тоже его сразу вспомнил. "Soylent Green Is (спойлер)"

Ответить