Двухмерные слайдеры для трёхмерных пользователей

По сути, экран любого устройства с сенсорным вводом, с точки зрения виртуального пространства, которое оно предлагает для использования, является объектом из двухмерного мира. У него есть длина и ширина, но нет объёма. Парадоксально, но большинство контроллеров пользовательского интерфейса, которые мы привыкли использовать на экранах своих гаджетов, являются объектами одномерными – обладают только одним из измерений. Возьмем, к примеру, слайдер. В зависимости от своего назначения и ориентации на плоскости, слайдеры обладают или шириной, или длиной. Что, казалось бы, логично, ведь слайдеры, как и большинство других элементов интерфейса, как правило, одновременно отвечают за числовое приращение только одного параметра. Однако, как выяснилось на практике, это не всегда так.

Двухмерные слайдеры для трёхмерных пользователей

Выбор подопытного для эксперимента

В мире существует довольно много составных числовых значений, с использованием которых пользователи сталкиваются ежедневно. Самые простые и распространённые из них, которые, скорее всего, уже пришли вам на ум – это дата и время в числовом обозначении. Таким образом, время 11:45 состоит из двух параметров: час и минута, тогда как дата 15.01.2018 аж из трёх: день, месяц и год. Пожалуй, здесь было бы логично возразить, что не совсем корректно рассматривать составляющие значения времени как два отдельных параметра, ведь время последовательно и может быть визуально отображено прямой, где каждое последующее значение больше предыдущего.

Двухмерные слайдеры для трёхмерных пользователей

Однако в данном случае я рассматриваю время с точки зрения его привычного использования и методов привычных манипуляций с ним. Например, когда пользователь стоит перед задачей установить текущее время в системных настройках ОС, или настроить время срабатывания будильника. Обычно в таких случаях пользователю предлагается сначала отдельно установить часовую составляющую желаемого времени, а затем минутную. Соответственно, в данном случае, с точки зрения пользователя, часы и минуты являются двумя независимыми друг от друга параметрами, которые настраиваются отдельно.

Двухмерные слайдеры для трёхмерных пользователей

Факт того, что, пожалуй, любой современный человек, учащийся или работающий, для соблюдения своего дневного графика вынужден в той или иной мере пользоваться будильником, вкупе с фактом наличия неотъемлемого элемента интерфейса любого будильника, таймпикера, делает этот раздел приложений идеальной площадкой для моего эксперимента.

Цель эксперимента

Переход от классического дизайна таймпикера к двумерному слайдеру на примере приложения-будильника.

Основная гипотеза

Благодаря тому, что, как мы уже выяснили, экран позволяет одновременно использовать два измерения, желаемый час и минута пробуждения могут быть настроены одним движением.

От скетча к прототипу

В силу физического ограничения площади слайдера размером экрана телефона, за минимальный шаг слайдера я решил принять значение равное 5 минутам. Забегая вперед, отмечу, что, к моему удивлению, я не получил ни одного комментария, связанного с тем, что прототип недостаточно гибок к потребностям пользователя. Тогда, как я считал, что этот нюанс может стать одним из наиболее вероятных препятствий на пути к ежедневному использованию.

Двухмерные слайдеры для трёхмерных пользователей

Тестирование

На разных этапах прототип проходил тестирование на небольшой группе людей численностью около 30 человек. В группу входили люди с разной технической подготовкой, уровнем образования, разных полов и возрастов. Основной задачей для тест-группы была установка конкретного времени срабатывания будильника, а именно 11:45 AM. Измеряемым параметром всегда было время, за которое тестируемый решает поставленную задачу.

Ссылка на прототип: https://framer.cloud/NMykZ

Тестируемые, встретившиеся с прототипом впервые:

1) Совершенно не справились с задачей: 0-5%

2) Потребовалось от 5 до 10 секунд для решения: 30-35%

3) Потребовалось от 3 до 5 секунд для решения: 45-50%

4) Потребовалось менее 3 секунд для решения: 5-10%

Повторное тестирование:

1) Совершенно не справились с задачей: 0-5%

2) Потребовалось от 5 до 10 секунд для решения: 0-5%

3) Потребовалось от 3 до 5 секунд для решения: 0-5%

4) Потребовалось менее 3 секунд для решения: 80-85%

Обратная связь

Большая часть комментариев была положительного характера. Многие подчеркивали, что пользовались бы подобным решением для решения повседневных задач. Часть людей отмечала, что, возможно, со временем, смогли бы справляться с выбором времени еще быстрее, т.к. визуально помнили бы, где на плоскости находится то или иное значение. Отмечали также и то, что подобное решение является чересчур необычным. Некоторые тестируемые также отметили, что не видят значительного улучшения относительно привычных таймпикеров.

Выводы

Основываясь на результатах тестирования, можно с уверенностью заявить, что концепция двумерных слайдеров вполне себя оправдала. Первое знакомство с новым элементом интерфейса, однако, занимает чуть больше времени, чем при последующем использовании. Возможно, стоило бы сравнить быстродействие данного решения с привычными таймпикерами, однако целью моего исследования было скорее изучить имеет ли подобная концепция право на жизнь, и результаты меня приятно удивили. Помимо таймпикеров/дэйтпикеров можно запросто представить подобные слайдеры, например, в многочисленных приложениях для обработки фотографий, где перед пользователем стоит задача выставить взаимозависимые или связанные значения оттенка/яркости, или, например, в музыкальных приложениях-эквалайзерах. Одним словом, везде, где пользователь сталкивается с необходимостью манипуляций с составными или взаимосвязанными величинами.

В качестве дисклеймера для придирчивого читателя хочу отметить, что никоим образом не заявляю об уникальности данной идеи и не претендую на звание первооткрывателя. Я вполне могу представить себе, что нечто подобное, возможно, уже используется в некоторых нишевых продуктах, но даже в этом случае, идея кажется мне очень свежей и перспективной для того, чтобы попробовать применять её для совершения повседневных операций и представить более широкой публике.

33
Начать дискуссию