Илья Кретов, eBay: «Когда логистика станет лучше, российский экспорт сможет вырасти в десятки раз»

Илья Кретов, eBay: «Когда логистика станет лучше, российский экспорт сможет вырасти в десятки раз»

Андрей Лямин, директор по развитию логистической платформы Shiptor.ru, пообщался с Ильей Кретовым, главой eBay в России, об успехе российских производителей на зарубежном рынке и проблемах экспортной логистики в России.

Илья, ты называешь развитие экспорта для малого и среднего бизнеса ключевым направлением деятельности eBay в России. Чего удалось достичь? Какие задачи ставит eBay на 2018 год?

Розничный экспорт для малого и среднего бизнеса остается главным приоритетом eBay на российском рынке. В 2018 году мы продолжим развивать эту историю. Иногда я сравниваю нашу работу с исследователями-биологами, потому что самое важное, что мы сделали — доказали существование розничного экспорта на планете Россия. Все говорили про нефтегазовый сектор, B2B экспорт — в розничный никто не верил.

Мы проводили разные встречи: в МинПроме, с РЭЦ (прим. Российский Экспортный Центр), с другими около государственными и государственными органами и доказали, что розничный экспорт существует и это достаточно крупный кусок малого бизнеса в России.

Иногда я сравниваю нашу работу с исследователями-биологами, потому что самое важное, что мы сделали — доказали существование розничного экспорта на планете Россия

Ты сравниваешь себя с командой исследователей-биологов, которые доказали, что розничный экспорт в России существует. Можешь рассказать о конкретных шагах на пути к этому открытию?

Андрей, я выделяю три ключевые вехи в этом направлении.

Во-первых, в 2017 году, вместе с Data Insight, мы выпустили исследование про экспорт в России, где измерили и наглядно показали рынок российского экспорта розничных товаров. Сейчас, это $400 млн, из которых $200 млн — экспортеры в дальнее зарубежье, а $100 млн — участники маркетплейсов. Радует, что значительную роль в этом деле играет eBay.

Во-вторых, рассказали, что внутри российского экспорта существует целая экосистема. Это не только маркетплейс, но и таможня, налоговые органы, производители, посредники между ними, логисты. Чтобы сформировать понятную инфраструктуру российской агентской прослойки, мы подписали трехстороннее соглашение с РЭЦ и Ozon.

Существуют производители, которые ничего не понимают, да и не должны понимать в экспорте. На другой стороне - eBay. И должен быть кто-то посередине, который понимает, как преподнести товар, красиво описать, перевести на английский, поговорить на другом языке с продавцами и потом запустить в логистический канал.

Сейчас мы обсуждаем еще с рядом компаний, что возможно сделать с экспортной логистикой.

В третьих, в качестве вишенки на торте за наши усилия, eBay получили награду в номинации “Лучшая экспортная платформа года в России”.

Какие товары из России наиболее популярны у покупателей в Европе и Америке?

Сложно перечислить конкретные товары, есть категории. Они достаточно стандартные: fashion, electronic и collectables (коллекционные товары) — это традиционно большая на eBay категория.

В категории fashion — большая доля приходится на аксессуары, часы, ювелирные украшения. Мы любим рассказывать историю успеха Ольги Лавренко, которая всю жизнь занималась ювелиркой, а потом решила продавать украшения российский ювелирных фабрик по всему миру через eBay.

Российские дизайнеры пользуются глобальным спросом на рынке Европы и Азии. Также существует целая ниша дисконтных магазинов, которые перепродают найки, адидасы по хорошим ценам. Парадоксально, но даже американцы покупают Nike из России.

Что удивило за последнее время, товары категории sexual wellness, стали занимать достаточно хороший объем в розничном экспорте.

Вы рассказали про Ольгу Лавренко и ее ювелирные украшения. Таких удачных примеров много?

Да! Еще одна прекрасная история — тюнинг-студия «Clinched». Казалось бы, кому нужны наши запчасти? Но ребята делают прикольные тюнинговые вещи, обвесы для автомобилей. Очень в духе Xzibit из «Тачка на прокачку». Недавно они открыли шоурум в Лос-Анджелесе, когда обнаружили огромный спрос из Америки.

Что еще? Электроника. У нас есть истории гениев-компьютерщиков, которые создают отдельные компоненты. Еще, очень востребованная категория — оптика для камер.

Мы отвечаем не только за Россию, но и еще за 100 стран, поэтому видим тенденции в странах Восточной Европы: Болгарии, Греции, Латвии, Литвы. Один из таких продавцов получил премию eBay как самых международный продавец. Он продает товары в 143 страны мира в год.

Илья, ты согласен, что искать клиентов в экспорте трудно?

Я вижу здесь три проблемы:

1) Никто не знает, где искать экспортеров. Есть база из 50 тысяч производств, но 30 из них — консолидированная продукция. При этом все понимают, как важен экспорт для России: увеличение рабочих мест, выход на новые рынки. Но никто не знает, где искать экспортеров.

2) Экспортный рынок для производителей — темный лес. За последний год я вижу подвижки в направлении, что экспортеров необходимо искать. Окей, ты находишь производства, но готовы ли они интегрироваться в глобальных товарооборот? Они не знают, каким образом поменять свои бизнес-процессы, технологии, чтобы выйти на экспорт. В это зашито много нюансов, помимо вопросов логистики. С такой проблемой сталкиваются не только на российском рынке. С другой стороны, когда существует локальный бизнес внутри страны, который производит, допустим, насосы. Бизнес многомиллионный, и они прекрасно себя чувствуют без экспорта.

3) Малый бизнес не готов расти. Пообщавшись с компаниями, которые занимаются крафтовыми изделиями, Выяснилось, что как представителям малого бизнеса, они не готовы к наращиванию объемов. Это чревато пересмотром внутренних процессов, повышением операционной нагрузки, новыми статьями расходов. Они просто боятся.

Что сейчас важно и интересно реализовать: объединить несколько компаний, которые бы помогали производителям выходить на экспортный рынок. Производители продолжат производить свои товары, не обременяя себя вопросами логистики, таможни, описания товаров и прочего — компании возьмут эти заботы в свои руки.

Я делаю ставку, что с упрощением интеграции экспортной логистики внутри страны, мы создадим систему партнеров, которые будут скаутить производства, помогая им с интеграцией на eBay и других площадках.

Как ты думаешь, у частных перевозчиков есть перспективы отправлять товары на экспорт и конкурировать? Конечно, если сравнивать с почтой России по условиям отправки, тарифам, то вся история становится нереальной. Как быть в данном случае?

Согласен. Вопрос актуальный и его надо решать, но агрегированно, на уровне ассоциаций. У меня есть понимание, как можно это решить с помощью РЭЦ — единственного проводника и посредника между бизнесом и государством. Считаю, что на уровне государства должны решаться вопросы с таможней, реестрами, оформлением, возвратами.

Согласен, что сейчас условия не равные, но у частных перевозчиков есть потенциальное будущее. Ко всему прочему, для частников экспорт, не самое приоритетное направление. Для эффективного экспорта необходима развитая инфраструктура, которой на данный момент нет.

Возьмем для примера популярный канал «Россия — Америка», где все гонятся за ценой, отправляют товары мелкими пакетами, где потеря трекера на месяц — стандартная история. А продавец тем временем получает жалобы и вынужден вернуть деньги покупателю за товар. Это не та ситуация, с которой должны сталкиваться продавцы, но она может решаться такими компаниями, как Shiptor.

У Почты России также есть ограничения для агрегаторов доставки: мы не можем отправлять товары без присутствия отправителя. С частными перевозчиками таких проблем нет.

Если я правильно помню, это также ограничено привязкой к одному почтовому отделению. Согласен, абсолютно архаичная ситуация и это логически-организационный косяк Почты. Но я уверен, что они смогут решить этот вопрос. Почта России сделала достаточно много с точки зрения импорта. И эти ограничения можно убрать. Нужно дождаться стратегии Почты России ближайшие три года, которой насколько я знаю, они занимаются.

Илья, мы были воодушевлены инициативой по экспорту и были уверенны, что предприниматели начнут активно использовать базу экспортеров, и создавать новые инфраструктуры. Мы планировали реализовать схему, в которой предприниматель использовал бы возможности наших складов и отправлял товары по США напрямую от нас или со складов в Европе. Но наша аудитория не готова, не хватает многих факторов для реализации.

Думаю, у России есть потенциал и об этом говорят цифры в исследованиях. Рост российского социального экспорта в несколько раз превышает показатели стран Восточной Европы. И в России есть производства, которые создают классные вещи. Особенно выделяю среди них крафтовое производство товаров для дома, дизайнерскую одежду — все молодые веяния. Но ментально, мы все еще зажаты. Хотя конечно, в этом году можно было бы показать много красивых историй экспортеров, которые зарядили бы остальных пробовать свои силы. Канал есть, спрос есть, производство есть, дело за малым — нажать на кнопку.

РЭЦ наверно вообще в шоке. У них работа была построена с предпринимателями, а их нет. Согласен, что сейчас весь экспорт осуществляется от имени перекупщиков и коллекционеров.

Я бы так сказал: есть те, кто чуть больше в теме и нашел уникальный источник товаров, который пользуется спросом. Мы насчитали порядке 200 млн. товароборота, но эта цифра может быть гораздо выше.

Илья, плюс в США высокий таможенный лимит.

Про 800 долларов ты имеешь ввиду?

Да, раньше сумма была гораздо ниже. Европа сложная для понимания в плане таможенных пошлин, ведь в каждой стране свои условия. Мы пытались собрать и классифицировать единую базу экспортеров, но сделать это практически нереально.

Это правда. США сами по себе потребительски-ориентированы. Интересно, что на США приходится порядка 40% отправленных товаров. Для американцев кросс-бордер — зверь в зоопарке. Они до сих пор предпочитают покупать товары внутри страны.

Мы делали аналитику среди продавцов eBay, и выявили, что некоторые кладут товары на фулфилмент-склады в США, а строят бизнес и управляет отправками из своего региона. Прекрасный пример тому, продавец на eBay из Болгарии, который продает мебель в США по такой бизнес-модели. Рост бизнеса таких продавцов, по сравнению с другими — от 40% и выше. Представьте себе бизнес, который прет на 40%?

Вопрос в том, что не все ментально готовы отвозить свои товары куда-то, отдавать, замораживать на складах — возникает куча разных вопросов.

Мы делаем ставку на eBay, так как это основная площадка, которая готова помогать продавцам. Конечно, нужен функционал для логистов, партнеров, тех, кто мог бы участвовать во всех этих схемах для создания общего пространства.

Как я уже говорил, мы хотим создать экосистему в стране вместе с ebaymag.com в роли «экспертного хаба», куда мы интегрируем всех логистов. Технологически, я не вижу преград, чтобы интегрироваться по логистике, тарифам и контрактам. Когда я рассказываю об этом, вижу на разных конференциях, ко мне подходят люди и говорят: «Илья, как только вы это сделаете — мы ваши, потому что логистика для нас — большое дело.» Так что, Андрей, с тобой мы в компании на одной волне. Очень хочется реализовать наши планы в ближайшее время.

Будем надеяться, что ситуация в 2018 году сдвинется.

1515
5 комментариев
Комментарий удалён модератором

Есть еще амазон.
+Да, производители у нас очень тугие, зная многих, это как правило совковая ограниченность. Но дает позитив новая волна. Руководители не сидят ровно на попе, а постоянно ищут каналы продаж, связи, методы. Хорошо иду в интернет. Осталось только понять, что каждый может продавать всем, во всем мире, границ нет.

1
Ответить

Вы прикалываетесь? Сами пробовали продавать на ебее? Там потребительский терроризм цветет пышным цветом, при этом к продавцам из России очень такой выраженый bias.

Ответить