Есть ли будущее у сервисов по дизайну интерьеров в России?

О развитии на мировом и отечественном рынке рассказывает основатель сервиса BoomPlanner Андрей Цыганок.

Технологии и битвы за клиентов в сервисах по дизайну интерьеров

О развитии на мировом и отечественном рынке рассказывает основатель сервиса BoomPlanner Андрей Цыганок.

Полтора года назад я основал сервис по дизайну интерьеров и все это время был глубоко погружен в тематику подобных стартапов и компаний. Не только в России, но и в мире сейчас происходят большие изменения в сфере дизайна, и я с удовольствием поделюсь своим видением событий.

Мы живем в современном и быстро развивающимся мире: такси и уборку сейчас можно заказать в один клик, Маск сажает ракеты на воду и создаёт новую эпоху, а на рынке дизайна интерьеров по-прежнему всё старомодно и неудобно. Незначительная автоматизация, маленькая эффективность и непрозрачность процесса, а главное — недоверие клиентов и неуверенность в том, что их идеи воплотятся в жизнь.

Такая ситуация была из-за того, что ранее существовали только дизайн-студии и фрилансеры с их понятными плюсами и минусами. Но начиная примерно с 2008-2009г. сначала в Америке, а потом и по все миру начали в огромном количестве появляться сервисы: ремонт и дизайн по шаблонам, экспресс-варианты для эконом сегмента, дизайн комнат по фиксированной цене и онлайн-дизайны.

Битва за клиента: как модели иностранных сервисов стали успешными

До России эта волна дошла лишь к 2012 году, и те, кто успел занять свою нишу, стали достаточно успешны и получили инвестиции: кто-то от ФРИИ, кто-то от частных инвесторов, кто-то — от друзей и знакомых. Я называю их сервисами первого уровня.

Здесь и далее в статье я буду приводить только примеры иностранных сервисов, чтобы никого не восхвалять и не обижать в России.

https://www.laurelandwolf.com, https://havenly.com , https://www.modsy.com, https://www.decorist.com — здесь и онлайн-сервисы, и сервисы по фиксированной цене, и самостоятельная 3д-визуализация. Почти все аналоги есть и в России.

Самый главный плюс таких сервисов — возможность заранее увидеть результат и получить именно его за фиксированную сумму и в обещанные сроки. А для рынка дизайна это несомненное преимущество. Помимо этого, такие компании успешно закрывают свою нишу в сегментах эконом и средний-минус, и я всеми руками за то, чтобы все покупатели новостроек получали какие-то варианты дизайн-проектов в подарок — стоит это совсем недорого, но качество жизни может поднять значительно.

К сожалению, у нас в России многие предпочтут потратить деньги на машину или айфон, чем на красивое жилище, а отсюда и нежелание бывать дома и приглашать друзей. А ведь такие простые, но важные вещи действительно могут сделать жизнь лучше.

Возвращаясь к пересисленным сервисам, отмечу, что несмотря на их удобство, все же ни один из них не мог предложить действительно индивидуальный проект, который подразумевает постоянное живое взаимодействие с дизайнером, широкий выбор любой мебели и исполнителей. Поэтому в 2011-2012 опять же в Америке начинают появляться сервисы версии 2.0 (маркетплейсы), как я их называю. Их отличие в том, что они не выполняют работу сами, а разными способами помогают находить и контролировать лучших специалистов с рынка.

Один из первых подобных сервисов (закрытых маркетплейсов) — homepolish.com. Закрытый он потому, что туда попадают не сами по своему желанию, как, например, на houzz: сервис отбирает лучших дизайнеров с рынка и предлагает подходящих исполнителей под разные задачи клиентов, а также контролирует их во время исполнения проектов. Этот сервис на начальных этапах развития бился с Houzz, получил несколько раундов инвестиций и сейчас очень успешен — более 500 дизайнеров в команде, инстаграм почти с двумя миллионами подписчиков и множество копий модели по миру.

Sweeten.com — тоже закрытый маркетплейс из Америки, появился чуть позже Homepolish. Он отбирает и контролирует уже не только дизайнеров, но и любых других специалистов для ремонта и дизайна, опять же отвечает за работу специалистов и гарантирует результат.

И последний пример уже из Индии — nestopia.com. Коллеги пошли похожим путем, но сделали все немного по-другому: они подбирают и дизайнеров, и ремонтников, но устраивают между ними битвы за клиента, когда несколько дизайнеров предлагают свои варианты исполнения и стоимости работ, а выбор остается за клиентом. А потом работают с настоящим ESCROW счетом (где клиентские деньги гарантированно лежат до исполнения обязательств исполнителем). Они просто взорвали рынок Индии, завершив более 1200 проектов всего за 3 года.

По миру уже очень много похожих сервисов 2.0 — все они более или менее являются аналогами этих трех. Наш стартап тоже работает по этой модели, конечно, учитывая некоторую российскую специфику. На данный момент я не знаю никого, кроме нас, с подобной моделью бизнеса в России на рынке дизайна и ремонта. Я не считаю компании вроде profi.ru, так как как у них нет узкой специализации и попасть к ним в партнеры довольно просто, а все сервисы, про которые я говорил выше, проводят очень серьезный кастинг и предлагают реально лучших специалистов с рынка.

AR-VR или смарт-контракты?

Дальше стоит поговорить про сервисы 3.0, в которых будет включаться AR-VR для визуализации объектов, смарт-контракты и блокчейн для безопасных сделок между исполнителями и другие технологии. Про первую часть AR-VR можно уже говорить как о реальных проектах; уже сейчас есть много вариантов самому собрать квартиру в простейших и удобных редакторах, можно проводить VR туры по будущим домам и квартирам.

Но, если честно, все AR и VR пока не для реальной жизни, а для попыток применить технологию — в мире пока еще никто серьезно не монетизирует данные технологии в дизайне интерьеров частных домов и квартир. Возможно, только если на коммерческом рынке, но про него я знаю намного меньше.

А что касается смарт-контрактов и блокчейна, это ожидаемое развитие технологии. За этим будущее, так как честность и прозрачность рынкам дизайна интерьеров и строительства явно не помешают.

«Наш рынок дизайна держится на таланте и в некотором роде искусстве»

Россия, как часто бывает, лет на 5 отстает от мирового рынка. И в этом направлении, несмотря на огромную конкуренцию, я ожидаю появления всё новых и новых компаний с разными моделями работы, в том числе точно в сегменте 2.0. Конечно, это хорошо для клиентов — чем больше предложений, тем больше развит рынок, и тем интереснее и сложнее участникам.

На мировых рынках, и даже в Америке, пока нет признанных лидеров, хотя и рынок там во много раз больше нашего — у каждой компании своя успешная ниша, где главное — предлагать качественный продукт и работать для клиентов.

В плане новых технологий я больше верю в блокчейн и смарт-контракты в ближайшее время, например, смарт-контракты между клиентами, исполнителями, поставщиками, ремонтниками, чем в VR и AR, так как рынок дизайна держится на таланте и в некотором роде искусстве, что VR и другим технологиям заменить человека будет очень сложно, только если помочь сделать результаты работы более наглядными.

4
4 комментария