Как не попасть на удочку инфоцыган: советы психолога
Тема инфоцыганства снова на пике популярности. И пока общество делится на две категории — те, кто считает коучей своими спасителями, и те, кто считает их последними мошенниками, – мы решили разобраться с нашими психологами, почему многие до сих пор ведутся на онлайн-марафоны и так ли это плохо. Подробнее – в нашей статье.
На новогодних праздниках вышло интервью Елены Блиновской у Ксении Собчак. Блиновская – блогер, которая прославилась своими курсами личностного роста «Марафон желаний». И все бы ничего, да вот только курсы обещают успех в любой сфере жизни всего лишь с помощью правильной формулировки желаний и концентрации на их исполнении.
Елена не первая, кто решил зарабатывать на инфопродукте и услугах сомнительного коучинга. Вспомним скандал с выступлением Тони Робинсона в «Олимпийском» в 2018 году: тогда за самый дешевый билет зрители отдавали 30 000 рублей. Самые дорогие билеты обходились в полмиллиона. Что двигало людьми, которые были готовы отдать такие деньги за пару часов интенсивного тренинга? Неужели взрослые люди не понимают, что никакой тренинг не сделает из них миллионеров, а деньги можно заработать только реальным трудом и знаниями?
Что такое инфоцыганство и в чем его проблема
Инфоцыгане – это те, кто продают информационную пустышку под видом полезных знаний, которые значительно увеличат доход, решат проблемы в личной жизни или иначе улучшат состояние покупателя.
Не стоит путать это явление с инфобизнесом – особой нишей, в которой люди действительно делятся полезной информацией в конкретных сферах.
Так, онлайн-курсы и вебинары для юристов, психологов, программистов и других специалистов часто помогают поддерживать актуальные знания об отрасли
В лучшем случае на своих тренингах инфоцыгане используют случайные методики из психологии и психотерапии. В худшем – не имея нужного образования сами придумывают методы влияния на психику.
Есть несколько проблем, которые вытекают из инфоцыганства:
- люди тратят деньги на пустышки, которые не могут решить их проблемы. Хотя те же самые суммы можно было бы потратить на квалифицированных психологов;
- чем больше люди верят в такие продукты, тем меньше у них работает критическое мышление. А последствия глобальных проблем с критическим мышлением мы можем наблюдать каждый день: в политике, обществе, медицине, популярности магических практик и многом другом.
- люди не хотят брать ответственность за свою жизнь. Им кажется, будто проблемы возникают сами собой – по велению Вселенной, божества или других внешних обстоятельств. И тогда им кажется, что и решение этих проблем должно произойти независимо от них.
Какие методы используют инфоцыгане, чтобы продать свой продукт
Их методики обычно связаны с когнитивными искажениями и ошибками мышления. Вот лишь самые распространенные:
1. Гало-эффект
Так называют когнитивное искажение, с которым вы не раз сталкивались в жизни. Мы склонны давать оценку частным проявлением индивидуальности, основываясь на общем или первом впечатлении о личности.
Например, если нам перед знакомством с человеком рассказать, что он имеет ученую степень, мы будем воспринимать его как более умного и экспертного, даже когда он будет говорить вещи, которые не связаны с его специальностью. Или другой, более банальный пример: мы больше доверимся человеку, если у него привлекательная внешность.
Впервые этот эффект описали в 1920 году. Он имеет огромное влияние на нашу жизнь. Так, первое впечатление, которое мы производим, критически важно именно из-за этого искажения: чем больше мы понравимся изначально, тем положительнее наши качества будут оценивать позже. Интересно, что это касается даже судебной системы: на суде присяжных чаще всего оправдывают конвенционально красивых преступников.
В судах чаще всего оправдывают внешне привлекательных преступников
Этим эффектом пользуются и инфоцыгане. Они не просто производят положительное впечатление, а дают своим зрителям конкретную картинку: смотрите, я успешный, богатый, красивый и здоровый, а значит и все, что я вам скажу, имеет большой вес и априори должно быть воспринято как правда.
2. Артистичность и харизма
Это тоже часть гало-эффекта. Все коучи отличаются удивительными способностями завлекать аудиторию и создавать впечатление «своего» человека. Они харизматичны, смешно шутят, знают приемы работы с большими залами.
Опытный инфоцыган всегда привлекателен внешне, безупречно одет, доброжелателен и эмоционален.
3. Уверенность в себе
Коучи всегда уверены в себе и в своих словах. Эффективно продать продукт можно лишь в том случае, если ты веришь в его пользу. Та же Елена Блиновская вряд ли сомневается в том, что люди после ее марафонов действительно обретают деньги, счастье или добиваются других целей, которые они перед собой ставят.
4. Давление на болевые точки
Болевые точки у большинства людей одинаковы: мы все боимся нищеты, проблем с работой, низкого дохода, неудач в личной жизни. Но инфоцыгане не говорят напрямую, что без их курсов вы навсегда останетесь офисным работником с зарплатой в 30 тысяч. Они делают немного иначе: например, через рекомендации тех, кто уже прошел их курс, транслируют эту мысль.
Так, в отзывах часто появляются люди, которые рассказывают, как они были несчастны и бедны до онлайн-марафона, и как сильно поменялась их жизнь после: заработок резко вырос до космических показателей, получилось удачно выйти замуж, забеременнеть и решить другие свои проблема.
Такие отзывы далеко не всегда фейковые. Из тысячи участников мероприятия найдутся те, у кого жизнь сложилась так, как они хотели. Но важно понимать, что на десять таких человек будут сотни тех, у кого ничего не поменялось. И обязательно учитывайте стартовые условия: заработок из ниоткуда появиться не может, а если человек и так старался и работал, то рано или поздно это принесло ему плоды.
На десять человек, которым марафон принес успех, найдутся сотни тех, у кого ничего не изменилось
Как не повестись на инфоцыганство
Мало кто застрахован от подобных ошибок. При этом в бесконечном пространстве инфобизнеса много полезных профессионалов, которые действительно дают людям то, что они искали. Но каждый из нас может постараться избежать уловок инфоцыган и не дать им себя обмануть.
- развивайте критическое мышление
Это универсальная суперспособность, которая даст вам возможность существовать в современном мире. Потоки информации надо анализировать, даже если на это нет сил. Задавайте вопросы, сомневайтесь, продумывайте различные варианты развития событий и старайтесь отвлекаться от эмоций, когда даете оценку событиям или фактам. - не ведитесь на эмоции
На вас будут давить всеми доступными методами. Но приятная картинка будущего, которую вам пообещают после марафона или курса личностного роста, вряд ли несет в себе нечто большее, чем волшебное очарование. То же касается и давления на болевые точки: вашу зарплату не поднимет один тренинг или даже месячный марафон. - если вы действительно хотите решить личностные проблемы, обратитесь к психологу
Современная психология – не волшебная пилюля. Ни один психолог не даст вам легкие ответы на ваши вопросы. Но он поможет вам найти эти ответы в самом себе – через длительную терапию, которую будет вести не сомнительный эксперт, а человек с соответствующим высшим образованием.Так, многим помогает когнитивно-поведенческая терапия, которая помогает настроить мысли в рациональном ключе и лучше понять самого себя.
В нашем сервисе есть услуги онлайн-консультаций психолога. Если вам интересно, заходите на наш сайт, чтобы подробнее узнать о тарифах и условиях.
Главное – не ведитесь на нереалистичные обещания инфоцыган. Все ваши достижения зависят только от вас – и никак Вселенная не решит ваши проблемы.
Берегите себя!