Когда ты первый раз узнала о краудфандинге? И как много времени прошло с этого момента до момента осознания, что и твой проект может быть профинансирован подобным образом?
Первый раз услышала о краудфандинге в ноябре 2013 года, прочитала где-то в сети. От знакомства с инструментом до запуска своего проекта прошел ровно месяц. Это время было потрачено на то, чтобы сделать нашу историю максимально наглядной — мы ездили снимать фото-видео материал, монтировали и писали текст.
Почему выбрали Boomstarter? В России ведь есть еще несколько крауд-площадок.
Изначально мы завели аккаунт и сообщество на Planeta.ru. Но 4 дня нам не приходил ответ вообще. За это время мы уже обо всем договорились с командой Boomstarter, и отправили документы в Москву. Оперативность в работе — очень важный аспект моего расписания.
Опиши подготовительную работу перед запуском. Как шла работа над описанием проекта, как разрабатывали систему вознаграждений, сколько раз переписывали, советовались ли с кем-нибудь?
Как только мы узнали о существовании краудфандинга, сразу стали примерять «на себя» возможности данного инструмента. Мы поняли, что возможности колоссальны именно для нашего социального проекта. На тот момент перед нами стояла проблема закупки оборудования для дальнейшего развития. И мы решили поехать в деревню, чтобы снять небольшой ролик, ведь история не придумана нами, все так и есть на самом деле. Видео снимали на ходу, без репетиций, цели показать всё красиво не было, важно было – показать правду. Систему вознаграждений, как и описание проекта, написали с первого раза, ничего позже не изменяя и не переписывая. Мы просто постарались учесть советы, которые дает Boomstarter на своей площадке.
Другие проекты мы смотрели и понимали, что можно собрать миллион на календари, но с нашей историей придется потрудится — потому как проблема более серьезная, и заставить людей поверить, что ты реально решаешь ее, а не пытаешься на ней нажиться, — задача не из легких.
Прошло уже 2,5 месяца после того как проект успешно закрылся. Все вознаграждения доставлены спонсорам?
У нас осталось несколько спонсоров, о ком мы ничего не знаем, ни адреса, ни телефона. На сообщения они, к сожалению, не отвечают. Также есть еще 4 человека, с кем мы регулярно созваниваемся, но встретиться еще не удалось.
Так что, друзья, если вы вдруг не получили свои вознаграждения, просто напишите мне в
ВК или FB.
Максимальное вознаграждение у вас – 20 тысяч рублей. За него спонсорам полагается ужин с авторами проекта. Уже встречались?
Таких спонсоров у нас было двое. С молодым человеком мы поужинали и прекрасно пообщались. А вот второй спонсор — наш постоянный клиент, коллекционер галстуков-бабочек, мёд уже кушает, но на ужин мы пока не нашли время, откладываем его на десерт.
Каким образом пиарился проект? Началась эта работа до запуска или уже после его старта?
Работу по пиару проекта мы начали в день его старта и, как мне кажется, это было ошибкой. Если бы аудитория была заранее подготовлена, то сбор средств проходил бы легче. Да и у меня было бы больше времени на сон.
Что мы делали? На протяжении всего проекта писали в социальных сетях максимальному количеству своих друзей, одновременно и донося информацию, и прося репоста. Кросспостинг – великая вещь. Друзья рассказывали о нас на своих страницах и в своих группах, и это дало эффект. Также нам очень помогли наши благодарные клиенты, которые носят галстуки-бабочки Cocco Bello.
Согласна ли ты с утверждением Александра Семенова — автора почти двухмиллионного проекта на Буме «Экспедиция «Акватилис» — Новая Одиссея», — что «приток финансирования напрямую зависит от количества написанных о проекте букв»?
Безусловно. Но на
попытки достучаться до каких-нибудь СМИ у меня ушло более трех недель. Это неимоверно сложно, так как никто не отвечает на общую почту. А друзей и знакомых у меня в изданиях нет. В самый последний момент, когда проект подходил к концу, и мы собрали нужную сумму, к нам обратился корреспондент «Большого города». Мы сделали большое интервью, оно вышло за три дня до окончания проекта. За это время мы собрали две трети от общей суммы, если говорить в процентном соотношении – три дня после публикации дали нам 200% прироста.
От чего ещё, на твой взгляд, зависит интерес спонсоров?
В нашем конкретном случае людьми руководило благородство — они хотели помочь хоть как-то, потому что проблема деревень — она общая для всей России. Поэтому вознаграждения спонсорам были не так важны, но они были настолько вкусные, что теперь спонсоры стали нашими клиентами!
Очень хочется, чтобы краудфандинг использовали не для построения бизнеса для личной выгоды, а для решения насущных проблем. Я уверена, если твой бизнес – социально ответственный, у тебя есть все шансы собрать максимальное финансирование.
Помнишь момент, когда сумма сбора перешагнула необходимую?
Если честно, не помню. Мне кажется, примерно за неделю до конца проекта мы собрали нужную сумму в 150 тысяч. На тот момент я была выжата, как лимон. Я очень верила, что мы завершим проект успешно, но не могла и представить, что соберем в три раза больше того, что заявили!
Краудфандинг — это же не только сбор средств, это еще и своеобразный индикатор интереса аудитории к продукту. Как сейчас продается ваш крем-мёд и покупают ли его повторно те люди, которые получили его в качестве вознаграждения?
Мёд продается на «ура»! В шоу-руме Хохловка на Китай-городе постоянный дефицит. Туда приходят и спонсоры, и люди, которые просто увидели сюжет о нас по ТВ. Покупателю важно знать историю продукта, который он ест. У нас она интересная, и я очень надеюсь, что у людей появится возможность стать частью этой истории и приехать в гости в деревню.
Если бы ты вдруг решила запускать еще проект, на какие бы аспекты/ошибки указала себе в первую очередь? Чего повторять нельзя, а что, наоборот, делать необходимо?
Наверно, еще одной моей ошибкой было — запустить проект в новогодние праздники, когда половина страны в отпуске. Возможно, нам стоило сделать больше вознаграждений стоимостью 500 рублей – у нас стоял лимит в 40, и они были очень быстро раскуплены. А вообще, все ошибки надо было осознать на себе, чтобы в следующий раз знать их последствия на практике.
К слову, мы действительно будем запускать второй проект. Сейчас я уже в Екатеринбурге, скоро поеду в деревню — снимать продолжение нашей истории. Она так же будет связана с пасекой и деревней Малый Турыш. Собирать средства мы будем на строительство цеха, куда люди будут ходить на работу. Там разместится вся линия производства, от качки мёда до сушки и заготовки ягод.
В качестве вознаграждения будущие спонсоры смогут получить крем-мёд с ягодками (кстати, уже с ягодами нового урожая), наш второй съедобный продукт (мы держим его в тайне до запуска), а также смогут стать гостями (или эко-туристами) нашей деревни. Для них мы специально переоборудуем мастерскую, построенную в прошлом году, с окнами на пасеку и неимоверно красивый лес.
Запускаться будете на той же платформе?
Да, на Бумстартере. Сотрудничать нам понравилось. Старт планируем на двадцатые числа апреля. Похоже, что мы наступим на свои же грабли, и в майские праздники будем рассказывать, как важно поддержать нашу деревню, ведь труженики тыла у нас ещё остались и тоже хотят достойно жить.
Спасибо, удачи!