7 полезных маркетплейсов для людей и бизнеса
Маркетплейсы – уже не мода и не хайп, это просто удобный для многих формат покупки и продажи продуктов, услуг, решений. Расскажу о 7 интересных маркетплейсах для людей и бизнеса, появившихся в последнее время в разных сферах.
Маркетплейс — электронная площадка, на которой покупатели могут купить продукты или услуги от разных продавцов. Маркетплейс – как бы посредник между потребителем и бизнесом, когда покупатель в одном месте может найти разные предложения, сравнить их стоимость и другие параметры, почитать отзывы и выбрать лучшее для себя.
Маркетплейсы, по сути, были всегда, это те же рынки или базары, только в онлайн-среде. В цифровом мире они стали появляться после 2000 года с развитием интернета и технологий онлайн продаж.
Наиболее яркие примеры глобальных маркетплейсов – ритейлеры Amazon, Alibaba Group, EBay. На платформе Alibaba.com ежемесячно проходят сотни тысяч сделок, а Amazon бизнес-модель маркетплейса обеспечивает около половины всей выручки. Google Play, AppStore – маркетплейсы в наших смартфонах. Сервис заказа такси Uber, платформа для поиска недвижимости Airbnb, приложение для бронирования отелей Booking — это тоже кейсы маркетплейсов для решения различных повседневных вопросов.
Маркетплейсы удобны и потребителям, и продавцам. Во-первых, они аккумулируют новые технологии и стимулируют конкуренцию. Во-вторых, маркетплейсы дают продавцам-бизнесменам возможность зарабатывать деньги почти без стартового капитала. В-третьих, формат маркетплейсов позволяет улучшить коммуникации в связке «продавец-покупатель» и качество продажи благодаря цифровой истории взаимодействия (отзывам друг о друге с обеих сторон).
Сегодня все чаще появляются новые ниши, где также начинают развиваться маркетплейсы.
№ 1. Финансы
Финансовые маркетплейсы для частных клиентов уже давно развивают розничные банки, страховые компании, платежные системы и другие организации. Недавно к ним присоединился и регулятор. Уже совсем скоро ЦБ запустит свой маркетплейс, с помощью которого россияне дистанционно смогут открыть вклад, взять кредит в ряде банков, а также купить полис страховой компании.
Чтобы воспользоваться маркетплейсом ЦБ, россиянам нужно будет сдать биометрические сданные в любом банке – партнере площадки. Они попадут в Единую банковскую систему (ЕБС). Процедура покупки продукта будет выглядеть следующим образом. Клиент выбирает продукт, кликает на «товар», идет запрос подтверждения личности клиента в ЕБС. В это время клиент перенаправляется на портал Госуслуг, вводит там уже привычные логин и пароль для подтверждения личности в Единой системе идентификации и аутентификации сайта (ЕСИА). Система направляет подтверждение данных человека в ЕБС, она сверяет полученные данные со своими, отсылает положительное решение об аутентификации в конкретный банк или страховую компанию. Как только личность клиента подтверждена, он может приобрести нужную услугу, оплатив онлайн. Описание выглядит довольно сложно, но для потребителя весь процесс будет довольно быстрым и простым. Важно только быть зарегистрированным на портале Госуслуг и сдать биометрию в банке.
№ 2. Медицина и страхование
Медицинский маркетплейс BestDoctor нацелен на работодателей и позволяет экономить на оплате медицинского обслуживания для персонала. Вместо покупки полиса ДМС компания оплачивает годовое прикрепление сотрудника к системе (4000 руб.) и затем процент от реально оказанных персоналу медицинских услуг. По статистике сервиса, расходы работодателя на одного человека в среднем составляют 12000 руб. в год, что дешевле корпоративного ДМС (в среднем 30-40 тыс. руб. в год).
А еще в зависимости от уровня клиники «умный» алгоритм сервиса рассчитывает пропорцию, в которой работодатель и сотрудник разделят расходы за оказанные услуги. Например, при обращении в клинику со средними по рынку ценами, сотрудник берет на себя 10% от стоимости приема врача, а работодатель — 90%. А, если клиника из премиум-сегмента, то соотношение может быть 30/70.
Сотрудники компаний, в свою очередь, получают удобную онлайн-витрину медицинских услуг, которые можно отсортировать с учетом множества факторов (ценовая категория, отзывы и т.д.).
№ 3. Малый бизнес
Маркетплейс для малого бизнеса развивает компания "Эвотор" - производитель «умных» онлайн-касс. Принцип работы сходен с привычными для нас App Store и Google Play, это по сути то же самое, как смартфон в кармане, только теперь – на кассе на прилавке магазина или кафе. В интернет-магазине "Эвотор" уже более 200 различных приложений, которые просто скачиваются на кассу, делятся по отраслям – торговля, услуги, общепит и др., и помогают бизнесу решать самые разные задачи, делать его более управляемым, конкурентоспособным и успешным. Например, владелец магазина может видеть, какой товар лучше продается, как лучше формировать запасы, когда запустить скидочную программу и даже во сколько продавец пришел на работу. Через приложения также реализованы решения по платежам и эквайрингу ряда банков, интеграция с сервисами 1С и "Мой склад" и другими.
Подобный маркетплейс для бизнеса, позволяющий получать инструменты аналитики товаров, предлагает и оператор фискальных данных «Платформа ОФД».
С учетом того, что на онлайн кассы до 1 июля 2018 года должны перейти порядка 1,5 млн малых предприятий, которым ранее были недоступны технологические новшества, такие маркетплейсы будут набирать популярность.
№ 4. Подбор экспертов и менторов
Еще один интересный кейс – "Эксперум", платформа, на которой можно найти экспертов и менторов для помощи в решении задач бизнеса. На платформе уже зарегистрировано более 250 состоявшихся предпринимателей, инвесторов и экспертов, и каждый день их число увеличивается. Среди экспертов, в том числе, собственники бизнеса, топ-менеджеры, бизнес-ангелы, блокчейн-специалисты, и т.д. Менторы – профессиональные тренеры для бизнеса. Они подсказывают путь к успеху в бизнесе и карьере. Коучи помогают найти ответы на интересующие вопросы самостоятельно, эксперты – решить конкретную бизнес-задачу. Все они своего рода «скорая помощь» для бизнеса и предпринимателей.
Обратиться к услугам маркетплейса могут предприниматели и управленцы, перед которыми стоят задачи по улучшению результативности бизнеса, и просто обычные люди, которые хотят повысить свою личную эффективность или сделать рывок в карьере. Создатели сервиса утверждают, что очень дотошно проверяют всех специалистов, желающих работать на платформе, и привлекают только самых опытных и профессиональных, обеспечивают подбор под запрос, организацию взаимодействия, оформление всех необходимых документов.
№ 5. Путешествия
Казалось бы, тема аренды недвижимости в других городах и странах была закрыта маркетплейсом Airbnb, а тема бронирования отелей и покупки авиабилетов – Bookong и Aviasales. Но нет. Оказался довольно востребованным проект Traveltriangle, который стал создавать «коробки» путешествий. Собирая предложения от тысяч агентств со всего мира, маркетплейс формирует готовые идеи для путешествий и предлагает их туристам из 65 стран. Они активно пользуются спросом. Проект оказался настолько успешным, что в 2016 году привлек инвестиции от сингапурского венчурного фонда RB Partners и других инвесторов.
№ 6. Автосервисы
Маркетплейс для решения повседневных запросов российских автомобилистов OSA GO заработал в 2017 году. Среди создателей сервиса – команда юристов, специализирующихся на решении проблем автовладельцев. С его помощью можно вызвать эвакуатор, проконсультироваться с юристом онлайн (в том числе, если вас просто остановил представитель ГИБДД и выписывает штраф, а вы не знаете, правомерно ли это), вызвать независимого эксперта по оценке повреждений автомобиля в ДТП, заказать мобильный шиномонтаж, проверить автомобиль на предмет угона и многое другое.
Самая же главная услуга этого сервиса – это платформа автосервисов для ремонта авто. Причем он действует по принципу аукциона. Клиент просто подает заявку на необходимый ремонт, получает предложения от сервисов и автосалонов (официальных дилеров) в формате «кто меньше» и может выбрать лучшее предложение. На сегодняшний день на маркетплейсе представлено свыше 1100 автосервисов, 2500 автоэкспертов, 6000 эвакуаторов, а самим сервисом воспользовалось более 1500 человек.
№ 7. Необычные товары
Маркетлейсов-ритейлеров очень много, однако, пожалуй, самый необычный – это площадка Indiegogo, маркетплейс необычных товаров с гарантированной доставкой.
Indiegogo – это международная краудфандинговая платформа, позволяющая предпринимателям собирать деньги на реализацию креативных идей. На этой платформе в конце прошлого года появился раздел Marketplace. В нем представлены различные необычные гаджеты и изобретения, созданные умами и руками авторов проектов.
Например, там можно купить «умный» ночник Aumi, анализатор качества воздуха в доме uHoo, смарт-зеркало HiMirror, переносную колонку на солнечных батареях California Roll и многое другое.