Засудить регулятора: юристы описали процесс подачи иска к Роскомнадзору для пострадавших от массовых блокировок компаний
Инструкция от организации «Агора», которая представляет интересы Telegram в российских судах.
17 апреля глава «Агоры» Павел Чиков, рассказал о запуске службы правовой поддержки. Она будет помогать владельцам сайтов, серверов, дата-центров и онлайн-сервисов, которые столкнулись с техническими проблемами из-за действий Роскомнадзора, пояснил он.
В организации пояснили, что не могут вести суды всех компаний, но готовы их консультировать. Юристы посоветовали пострадавшим от массовых блокировок компаниям заниматься процессом самостоятельно.
План по правовому реагированию от «Агоры»:
- Удостовериться, что дело действительно связано с блокировкой, что это не техническая проблема сервера, не DDOS-атака.
- Проверить наличие доменного имени сайта и IP-адреса в реестре РКН. Сделать скриншоты этой страницы, а также страницы сайта с заглушкой оператора связи.
- Обратиться в РКН по адресу Hotlinerkn@rkn.gov.ru с запросом о причинах блокировки
- Обратиться с жалобой на недоступность сайта к интернет-провайдеру, зафиксировать ответ (по электронной почте, либо, в случае звонка — записав разговор с сотрудником поддержки).
- Получить сертификат на доменное имя сайта (это можно сделать у регистратора), либо сделать распечатку страницы whois.com, если там указаны ваши реквизиты.
- Обратиться с административным иском о признании незаконными действий и решений Роскомнадзора в суд (если сайт используется для коммерческой деятельности, то предпочтительнее арбитраж, если нет — суд общей юрисдикции). В какой конкретно суд, лучше дополнительно проконсультироваться.
- В случае, если блокировка осуществляется на основании решения Генпрокуратуры (это будет указано в реестре либо в уведомлении Роскомнадзора, которые вы, возможно, получили), иск следует предъявлять Генпрокуратуре и Роскомнадзору одновременно.
- В случае признания действий государственных органов незаконными у вас появится возможность требовать возмещения причинённого имущественного ущерба. Поэтому с самого начала необходимо фиксировать доказательства расходов и ущерба (например, подтверждение оплаты за смену IP-адреса или расходы, связанные с простоем, выплатами возмещения клиентам, расходами на юриста и так далее).
- В случае отказа в удовлетворении иска и после прохождения четырёх инстанций можно обращаться в Европейский суд по правам человека. Срок подачи жалобы — 6 месяцев со дня вынесения определения по второй кассационной жалобе. У нас есть шаблонная жалоба, тут мы готовы помогать.
По данным «Агоры», за сутки с 17 по 18 апреля организация получила 73 обращения, большую часть из них — через Telegram. В числе обратившихся — интернет-магазин, служба доставки, сервис по подбору тренеров и другие проекты. К началу мая 2018 года специалисты компании планируют обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность действий Роскомнадзора.
17 апреля гендиректор курьерской службы «Птичка» Владимир Кобзев рассказал, что Роскомнадзор дважды заблокировал сервис и призвал компании подавать иски к регулятору.
Ой да какой ЕСПЧ, о чем вы.
Возьмут деньги из налогов и возместят компаниям ущерб. Бабки не вопрос, Россия богатая страна
скорее всего не возьмут и не возместят. Россия - богатая страна, но не для вас
Очень сомнительно. Да и бизнесу не важно откуда им возместят убытки
скорей всего возместят после решения ЕСПЧ
Никаких денег, никаких налогов.
С 2015 Россия не исполняет решения ЕСПЧ.
А просто пользователи могут жаловаться? У меня со вчерашнего дня не работают wifi выключатели Sonoff, знаю о проблеме с лампами Philips HUE и акустикой Sonos.