Как договориться с несоглашателем

У каждого из нас в коммуникациях работают определенные метапрограммы. Кто-то с удовольствием принимает новые идеи, а кто-то на все говорит «нет». Метапрограммы – это наши внутренние установки, которыми мы неосознанно руководствуемся. Одна из них – «несоглашатель».

Я сама такая, поэтому о «несоглашателях» знаю куда больше, чем о других. Например, мне говорят: «Сделай отчет». Первая моя реакция: «Нет. Мне сейчас некогда. Этот отчет вообще не нужен». Потом я его, конечно, сделаю, но первая реакция именно такая.

Или, например, мы с партнерами обсуждаем создание курса. И партнер говорит: «В этом курсе обязательно должен быть блок про то, как вести себя с бывшими коллегами после повышения». Угадаете мою первую реакцию? Конечно, я сказала «нет» и привела кучу доводов, почему думаю именно так. А потом я еще немного подумала, разложила все по полочкам, и теперь у нас этот блок, конечно, есть. Потому что он нужен.

Я не завидую моим партнерам, потому что со мной нелегко работать. Да и у вас наверняка есть сотрудники, которые первым делом говорят «нет» и кидаются в спор. Очень много ресурсов уходит на то, чтобы с такими людьми договориться. А может быть, вы сам такой, и людям трудно с вами.

Но как бы ни было трудно с «несоглашателями», рецепт есть, и он достаточно простой. Попробуйте! Если вы хотите договориться с «несоглашателем», постройте предложение так, чтобы его «нет» для вас было «да».

Например: «Маша, тебе сейчас, наверное, некогда сделать отчет. Да и вообще он, возможно, не нужен». Что скажет Маша? Она скажет: «Как это не нужен? Конечно, нужен. И я его сделаю немедленно».

Есть и еще один вариант. Я его для себя открыла еще до того, как узнала, кто такие «несоглашатели». Была у меня коллега Катя. И абсолютно каждое мое слово она встречала через протест, через «нет». Если я возражала, то вступала в спор, начинался разговор на повышенных тонах, а иногда и просто конфликт. Тогда мне ничего не оставалось кроме как заявить «Сделай – и все!» Я прибегала к самому неэффективному инструменту – прямому приказу и давлению авторитетом.

Но потом я нашла выход. Я поняла, что у Кати такой способ думать: она сначала говорит «нет», а потом уже думает. И я стала по-другому обсуждать с ней рабочие вопросы. Я стала давать ей время.

Например, когда мы обсуждали открытие магазина и я предлагала решение, спрашивала: «Катя, что ты об этом думаешь? Встретимся через час, обсудим?» И у Кати был целый час, за который ее «нет» превращалось в отличный план действий. Нам обеим стало легче работать друг с другом, потому что теперь наше время мы тратили не на бессмысленные препирания, а на продуктивную деятельность.

И еще один пример, совсем уникальный. По крайней мере, такой человек мне встретился только однажды. Андрей тоже был «несоглашателем», но при этом – активным спорщиком. И на какую бы тему мы с ним ни общались, всегда с пеной у рта доказывали друг другу справедливость каких-то фактов. Через полгода совместной работы я поняла, что так дальше нельзя. И перестала спорить. Точнее, я стала избегать общения с Андреем вообще. И в итоге Андрей перестал выдавать гениальные идеи.

Почему так произошло? Он был незаурядным сотрудником, а когда я ему дала понять, что он должен делать только то, что ждет от него руководство, ему стало неинтересно. И тогда я поняла: спор для Андрея – способ думать, именно в споре он рождает свои уникальные мысли, ему нужен адреналин для прорывных решений. И я стала ему помогать – наши споры вернулись в прежнее русло.

Но это пример уникальный. Прежде, чем провоцировать человека на спор, попробуйте предыдущие два способа работы с «несоглашателем».

Итак.

  • Постройте фразу так, чтобы его «нет» было вашим «да».
  • Дайте время «переварить» информацию, не спрашивайте сразу мнения или согласия.
  • Научитесь работать со спорщиком, если это действительно продуктивно.

Склонность к несоглашательству выявляется еще на собеседовании. И можно, конечно, таких людей не брать в команду. Но тогда вы рискуете создать подразделение «китайских болванчиков», которые будут заглядывать вам в рот и яростно кивать головой на каждое предложение. А вот тех, кто будет способен опровергнуть ваше мнение, поставить под сомнение принятые решения и благодаря этому совершить прорыв – таких не будет.

Так что вариант один: учитесь с ними работать и получать от совместного дела удовольствие!

5
12 комментариев