Lifelong learning в коммуникациях или как остаться в индустрии?

Плохие новости для специалистов индустрии коммуникаций — ваши знания безвозвратно устарели, хорошие — есть выход. Чтобы остаться в индустрии еще на ближайшие 5 лет, — становись студентом.

Индустрия коммуникаций в России развивается около 20 лет. Однако до сих пор важнейшей проблемой остается нехватка профессиональных кадров. Стать экспертом в сфере коммуникаций сложно уже хотя бы потому, что навыков требуется много, для каждого проекта они свои, а технологии и практики меняются стремительно. Чтобы оставаться на плаву, обновлять инструментарий и актуализировать свои знания необходимо постоянно. Это не преувеличение, хотя данный факт и не требует оставаться вечным студентом. Просто подход к обучению в сфере коммуникаций необходим особый.

Индустрия коммуникаций — это все профессии, где в центре всего - взаимодействие с людьми. Рынок специалистов по коммуникациям очень неоднороден. С одной стороны, коммуникаторы требуются в любом бизнесе независимо от масштаба или сферы деятельности. С другой, их компетенции и статус в компаниях кардинально разнятся: одни занимаются написанием бесконечных пресс-релизов, другие ведут соцсети, третьи организовывают мероприятия, четвертые коммуницируют с благотворительными фондами. Одни являются едва ли не ассистентами HR отдела, другие практически управляют бизнесом.

Для многих профессий в сфере коммуникаций до сих пор нет профстандарта. Что должен уметь контент-менеджер? Что требуется от event продюсера? За какие бизнес-показатели отвечает GR специалист? Едва ли половина работодателей в индустриях event, PR, digital понимают, зачем нужен тот или иной алгоритм и как его можно улучшить. Отсюда и разброс компетенций, ожиданий работодателей и, собственно, качества. Отсюда и разброс зарплат: например, PR-менеджер в Москве может получать от 35 до 285 тысяч рублей (данные hh.ru).

Всё упирается в проблему образования. В его отсутствие. Объясню на простом примере. Чтобы водить трамвай, вы просто учитесь это делать на государственных курсах и в резюме указываете квалификацию. Если через 3-5 лет трамваи заменили на новые, можно пройти курс повышения квалификации и продолжить работать. Ещё через 3-5 лет водителя трамвая, вероятно, заменят роботы. Как впрочем все автоматизируемые профессии. Все предельно просто и понятно.

Гораздо сложнее с индустрией коммуникаций. Она полностью обновляется в течение двух лет (и это кстати хорошая новость, ведь роботы с таким пока не справляются). Это значит, что стандарт традиционного высшего образования здесь в принципе не может соответствовать рынку. Какой бы диплом по журналистике, маркетингу или менеджменту вы ни получили в университете, он скорее всего устареет уже к моменту выпуска. Не сильно улучшает ситуацию и тот факт, что преподаватели в большинстве вузов — чаще исследователи, чем практики. Таким образом, большинство специалистов, потратив 5 лет жизни, получают устаревшую теоретическую базу без какого-либо прикладного значения… Не весело, согласитесь?

Предположим, после вуза вы устроились на работу пиарщиком в крупную компанию, может даже государственную, и занимались тем, что общались с деловыми СМИ, выпускали релизы и устраивали традиционные пресс-конференции и туры. Прошло два года, вы захотели устроиться PR-менеджером в небольшой стартап. Позиция та же, название то же, но компетенции требуются уже совершенно другие: придется разрабатывать стратегию продвижения в цифровой медиасреде, срочно подтягивать английский, налаживать контакты с инфлуенсерами, посещать международные конференции, брифовать копирайтеров и креативщиков. То есть почти ничего общего с тем, что вы делали до этого. Практически всему придется учиться заново. Без отрыва от работы. Схватывать на лету.

Именно поэтому повторю, непременный фактор успеха в сфере коммуникаций — это lifelong learning. Да, да, учиться и еще раз учиться. Но как, у кого и когда? Читать книги, слушать вебинары и онлайн-курсы, учиться у коллег? Первые два пункта требуют слишком высокой самоорганизации. Кроме того, они не дают погружения в социум и обратной связи, а потому не столь эффективны. Учиться у коллег — безусловно, но только у тех, кто доказал свою успешность и получил заслуженное признание, а таких еще надо удачливо встретить.

Идеальное решение, на мой взгляд, — дополнительное профессиональное обучение. Дополнительное образование хорошо встраивается в принцип lifelong learning, отвечая на главный запрос индустрии. Преподавать могут и должны только успешные практики. Занятия — в интерактивной форме, а студенты должны учиться не на абстрактных задачах, а на брифах индустрии и живых проектах. При грамотном подходе и качественном образовательном контенте обучение займет академический год — достаточное время для получения навыков и инструментов по одному из пяти актуальных направлений индустрии: digital-коммуникации, корпоративные коммуникации, event-маркетинг, employer brand development и цифровая трансформация. Они четко подстраиваются под текущий запрос индустрии, а целый отдел аналитиков отвечает за мониторинг рынка труда. Итог, который мог бы утроить и рынок, и самого специалиста - диплом дополнительного образования, который станет настоящим фильтром для отбора кадров. Своеобразным "пропуском" в индустрию.

Погружение в индустрию — важное уникальное преимущество офлайн-обучения перед любыми онлайн-курсами. Сегодня офлайн — преимущество качественно иного порядка, только офлайн, по моему глубокому убеждению, можно сформировать сообщество новых профессионалов — #продвинутые — объединение специалистов, которое призвано построить новую индустрию коммуникаций. Важную роль в этом процессе играет творческая среда, в которой можно не только приобретать профессиональный навыки, но обмениваться опытом, заводить полезные знакомства, инициировать яркие коллаборации. И это тоже важная часть философии lifelong learning, которая подразумевает не только обучение знаниям и умениям, но и эффективное взаимодействию с проф.сообществом.

Именно такой вектор образования мне кажется наиболее верным для специалистов по коммуникациям. Это не значит, что профстандарта здесь быть не может, но этот стандарт подвижен, он выясняется в диалоге.

Ну и напоследок. Непрерывное обучение — это не только профессиональное образование (которое, безусловно, фундамент всего). Это еще и самосовершенствование. Частью lifelong learning будут и лекции по истории искусств, и тренинги по публичным выступлениям, и изучение иностранных языков, и занятия сквошем, и посещение выставок. Ваше обучение складывается из взаимодействия с окружающим миром. Это одновременно и всестороннее развитие личности, и содействие развитию общества. А главное,— это только ваша ответственность.

Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS

Начать дискуссию