Кузнец своего счастья
Интервью с увлечённым человеком, мастером своего дела, кузнецом станции Клявлино Самарской области Корнеевым Сергеем Ивановичем.
Сергей Иванович, сложно пройти мимо вашей кузни и не заглянуть в «святая святых».
Рад гостям!
Известно, что сердце автомобиля — мотор, а сердце кузни?
Кузня — единый организм. Без горна и наковальни невозможно представить процесс ковки металла.
А ещё — живой огонь.
Как вы считаете, есть ли у металла душа?
У металла и кузнеца — одна душа на двоих. Точно так же, как гончар чувствует текстуру глины, её жирность и мягкость, а краснодеревщик — красоту дерева. Кузнец должен чувствовать металл, его душу.
Кстати, в кузнецы я пришёл довольно поздно, в сорок с копейками лет, не имея при этом специального образования. Но я всегда чувствовал тягу к металлическим вещам, обращал внимание на дизайн, цветовое решение, оригинальность замысла кованых изделий.
Иногда человеку приходится искать себя всю жизнь. Я также пробовал себя в разных сферах деятельности: работал водителем, пожарником, охранником. Теперь твёрдо могу утверждать: кузнечное дело — моё призвание.
На Руси кузнецы всегда были на привилегированном положении. Хороший кузнец был на вес золота. Как у вас родилась идея открыть кузню?
Однажды в организации, где я работал, сократили вакансию охранника. Я остался без средств к существованию.
Наша железнодорожная станция — небольшая, всего около 6000 человек. Кроме двух школ, больницы и нескольких административных зданий, здесь нет крупных предприятий. Что делать безработному мужчине, у которого за плечами — семья?
Кто-то едет на Север, кто-то спивается.
И в этот трудный момент жизни я вдруг вспомнил про давнюю мечту — иметь собственный кузнечный цех.
Не останься я тогда без работы, кто знает — сбылась ли когда-нибудь моя мечта?
Получается, вы — предприимчивый мужчина?
Получается, так.
Обычно кузнец — уважаемый и обеспеченный человек. Относите ли вы себя к таковым?
Меня многие знают не только в нашем райцентре, но и за его пределами. Заказы поступают и с соседних районов — Камышлинского, Кошкинского, Похвистневского, Лениногороского.
Всё познаётся в сравнении, и на уровне среднестатистического горожанина, возможно, я буду выглядеть не так респектабельно.
Однако кузница помогает мне учить сыновей, иметь машину, содержать хозяйство и иметь добротный дом.
Скорее я обеспеченный человек, нежели наоборот.
Моё мнение — нужно быть благодарным за всё, что ты имеешь.
Чей образ наиболее ярко отражает ваше внутреннее «я»: Гефеста, древнегреческого бога ремесла, Вакулы, гоголевского персонажа, или хитроумного Левши, подковавшего блоху?
Меня за глаза многие зовут Вакулой.
И мне этот образ ближе, потому что Гефест был всё-таки богом, а Левша работал с более мелкими деталями.
В 1200 годах до нашей эры человек приручил железо — научился его плавить.
Смогли ли вы приручить металл? Ощущаете ли единение с ним?
Моя крепкая дружба с металлом длится более пяти лет. Согласитесь, не слишком маленький срок.
Тем не менее, считаю, что стою лишь у истоков ремесла. Мне многое ещё предстоит узнать, освоить, изучить. Не зря говорят — «нет предела совершенству». Думаю, слово «приручить» в данном случае — не самое подходящее. Мы с металлом состоим в тесной дружбе.
Есть ли прямая связь между характером кузнеца и материалом, с которым он работает?
Конечно, есть. Чем бы человек ни занимался, он непроизвольно впитывает, вбирает в себя черты и качества того, с чем соприкасается.
Не помню, кому принадлежат слова: «Бытие определяет сознание». Именно так.
Кто кого закаляет больше — вы металл, или он — вас?
Вы, наверное, удивитесь: металл — меня. От него исходит довольно ощутимая сила.
Мне кажется, благодаря металлу и огню я стал сильнее, выносливее. Может, поэтому кузнецы — народ молчаливый, слов на ветер не бросают.
Когда я занимаюсь ковкой, не люблю, чтобы кто-то стоял за спиной, наблюдал за процессом; чтобы отвлекали разговорами. В кузне происходит своего рода таинство — единение металла, человека, огня…
Поэтому четвёртый будет лишним.
Какие этапы работы включает в себя кузнечное ремесло?
Всё начинается с идеи, замысла. Очень часто идея приходит ночью. Лежишь, например, уснуть не можешь, а в голове возникают образы…
И когда появляется новая интересная идея, хочется бежать в мастерскую и немедленно приступить к её воплощению. Пожалуй, творческие люди все такие — горящие, или, говоря проще — больные на голову.
Какие приёмы художественной ковки вы используете?
Их довольно много, но основные могу перечислить: осадка, гнутьё, насечка узора, скручивание, сборка.
Чего металл не любит и не допускает по отношению к себе?
Металл не любит, чтобы к нему относились неуважительно. Иначе он выдаст не то, что вы от него ожидали. Любая работа, если сделана с любовью и качественно, ласкает взгляд, тешит душу.
В работе с металлом не должно быть спешки, неаккуратности. Знак качества — это главный принцип, которому я следую в работе.
Кованый металл требует лаконичности. Делаете ли вы рисунки, заготовки или шаблоны?
Обязательно. Кстати, мой отец неплохо рисовал. Видимо, от него по наследству передались некоторые навыки. И это очень выручает в работе. У меня в кузне стоит массивный металлический стол, на котором я делаю эскизы, чертежи, расчёты.
Например, увидел в каком-нибудь фильме металлическую оградку и захотелось сделать что-то подобное.
Полностью никогда не копирую — не люблю этого. Впрочем, любой художник привносит всегда что-то своё. Поэтому вначале я делаю набросок в тетради, чтобы не забыть, а затем в мастерской набрасываю чертёж изделия в натуральную величину.
Какие кованые изделия вы делаете, и какие из них наиболее популярны у населения?
Очень трудно перечислить всё, что я умею. Это и мебель, и ворота, и кашпо для цветов. Также популярны детские качели, сундуки, оградки на кладбище. Однажды на заказ делал пушку с ядрами, для украшения приусадебного участка.
Приходилось делать сейф для оружия и дерево для молодожёнов, куда они вешают «замочки счастья». Для Управления Культуры в прошлом году изготовил целый музей под открытым небом.
Какая категория сельского населения — ваш наиболее частый заказчик?
Это население со средним достатком и выше среднего.
Когда-то я начинал с простых и недорогих изделий. Сейчас хочется сделать что-то более изысканное, а это значит — более дорогое. Тот уровень мастерства, на котором я сейчас нахожусь, теперь не позволяет опуститься на ступень ниже. Некоторые изделия стоят не дёшево и могут ждать своего покупателя год, но меня это не огорчает. «На любой горшок всегда найдётся своя крышка!»
Велика ли конкуренция?
Когда я начинал, а было это более пяти лет тому назад, конкуренции не было вовсе. Я, к своему счастью, занял пустующую нишу. Сейчас у меня появились конкуренты, но пока мне спокойно — у меня есть имя, и повторюсь — «знак качества».
Велика ли разница в цене на услуги городского кузнеца и кузнеца из села?
Мне вспомнилось огорчённое лицо незнакомой женщины на художественной выставке — она увидела набор для камина в моём исполнении. Оказалось, женщина купила почти такой же в городе, но дороже в семь (!) раз.
На самом деле, цены очень разнятся — мои изделия дешевле городских в 4–8 раз.
Кузнечное дело — довольно грязная работа. Как относится супруга к вашему ремеслу?
Супруга понимает, что кузница — наша кормилица. Но стирать ей приходится гораздо чаще, чем обычной хозяйке. Что поделаешь — в каждой профессии есть свои издержки и нюансы. Ещё один такой нюанс — приходится часто менять рабочую одежду на предмет износа.
После работы в кузнице, соприкосновения с краской и огнём одежда быстро приходит в непригодность. Моя супруга — мой тыл, моя поддержка и опора.
Испытываете ли вы гордость за плоды своего труда?
Теперь — да. На первом этапе освоения кузнечного ремесла радовался простым в исполнении изделиям.
Теперь я стал требовательней к себе, и не довольствуюсь достигнутым результатом. Хочется делать всё лучше и лучше. Появилась своеобразная жадность к работе. Металл, безусловно, требует самоотдачи.
Есть ли толика разочарования в собственном деле и в чём она заключается?
Безусловно, есть, потому что хочется достигнуть большего. Оглядываешься назад, смотришь на изделия и думаешь: неужели это сделал я? Можно было добавить (или убавить) то-то и то-то.
Думаю, многим, занимающимся творчеством, знакомо это чувство разочарования. Хотя прекрасно понимаю — всё начинается с азов, с малого. И горшки всё-таки обжигают не боги, а люди.
Когда к вам обычно приходит Муза, вдохновение?
Бывает такое гармоничное состояние души, что всё идёт как по маслу. Мне в работе всегда нужен определённый настрой. Это как у музыканта, берущего в руки смычок.
Стараюсь прислушаться к себе — что хочется сделать именно сегодня? Бывают случаи, когда делаю конкретно на заказ, а бывает — для души.
Расскажите, как вы отдыхаете.
Я — спокойный человек, и виды отдыха предпочитаю соответствующие. Очень люблю природу, рыбалку. В лесу, на речке — вот где частенько черпаю идеи для творчества. В моих работах можно разглядеть и улитку, сидящую на пеньке, и стрекозу на листе камыша, и гриб, и паука. Всё это, конечное, сделано из металла.
Есть ли у вас единомышленники?
Здесь я родился, завёл семью. Именно они поддерживают меня во всех начинаниях. Если бы жена не поддержала меня в тот момент, когда я решил основать кузницу, ничего бы не было. Такие масштабные решения принимаются сообща, а не в одиночку.
В любое дело нужно вложить средства, чтобы потом что-то получить. А средства эти, согласитесь, — из общего кошелька.
В какой конкретной помощи вы, как кузнец, нуждаетесь?
Город — это большие возможности. Мне бы очень хотелось перенять секреты мастеров кузнечного дела, чаще выезжать за пределы района. Удалённость от города в 250 км мешает в осуществлении многих планов. Например, таких, как реализация продукции в магазинах города, хочется расширить рынок сбыта.
Несколько раз, благодаря Отделу культуры, посчастливилось побывать на выставках декоративно-прикладного творчества. Было интересно пообщаться с людьми, посмотреть на великолепные работы из бересты, глины, лозы. Иногда ко мне в кузню на экскурсию приходят дети. Им интересен процесс обработки металла, особенно мальчишкам.
Необходимо ли современному кузнецу быть физически сильным и выносливым?
Вы знаете, теперь это не обязательно. Современное оборудование намного облегчило труд кузнеца. Возможно, по старым советским фильмам вы помните образ кузнеца? Это был крупный мужчина. Играя мускулами и отирая со лба пот, он что было силы стучал молотом по наковальне.
Сейчас — другое время, новые технологии.
Вы, Сергей Иванович, фантазёр?
Конечно. Без фантазии я ничего не смог бы сделать. Что такое фантазия? Это умение представить предмет, создать что-то новое. Точно также, как фантазия нужна композитору, поэту, она нужна и математику, и биологу. И, конечно, кузнецу.
Что для вас является мощным стимулом в работе?
Для меня стимул — это огромное желание сделать красивую, практичную вещь. И чтобы эта вещь удовлетворила и мои запросы, и запросы покупателей.
Какой солдат не мечтает стать генералом? И какой подмастерье не мечтает стать мастером? Естественным стимулом также является желание заработать.
Какие бы советы вы дали начинающим кузнецам?
Самое главное — ничего не бояться. Верить в себя и свои возможности.
Помню, как-то недавно смотрел репортаж про одного пожилого кузнеца. Этот мужчина в лихие девяностые остался практически без средств к существованию — его изделия почти никому не стали нужны. Но он выстоял, остался предан своему делу. Сложный период в жизни прошёл, и он вновь стал востребован.
Сейчас, благодаря интернету, можно освоить любое ремесло, было бы желание.
С каким материалом вы сочетаете кованый металл?
Я сочетаю металл и с деревом, и со стеклом — смотрится прекрасно.
Приходится ли вам преодолевать себя?
Да, приходится. У каждого бывают и взлёты, и падения. Иногда вдохновения нет, но заказ «горит», его нужно сделать вовремя. Я — человек обязательный, по-другому и быть не может, иначе люди перестанут доверять. Так можно растерять клиентов.
Ваша «лебединая песня» — самое любимое изделие, выполненное в технике «художественная ковка».
Я остался доволен следующей своей работой: журнальный столик со стеклянной поверхностью, функцию ножек исполняет металлический пенёк с дубовыми листьями, веточками, желудями, улитками, грибочками… Вообще, тему природы можно обыгрывать бесконечно.
Перечислите, пожалуйста, инструменты и оборудование, необходимые для художественной ковки.
Самое необходимое — горн, наковальня, плазморез. Также я использую клещи, зубило, набор молотков. И многое другое.
Верите ли вы в то, что каждый человек — кузнец своего счастья?
На сто процентов. Как кузнец это подтверждаю.
Есть ли в вашем арсенале награды, дипломы за участие в художественных выставках и фестивалях?
Да, у меня есть дипломы и грамоты за участие в выставках декоративно-прикладного творчества города Самары.
Верите ли вы в то, что каждый день меняете этот мир к лучшему?
Верю. Особенно тогда, когда по глазам заказчика вижу — он остался доволен. Когда работа удалась, я также испытываю моральное удовлетворение.
Например, едешь по улице и видишь ворота, которые отлично вписались в местный ландшафт. Или почтовый ящик, сделанный в виде скворечника. Или флюгер в виде кошки.
На это действительно приятно смотреть.
Хватает ли вам и вашей семье на «бутерброд с маслом»?
Да, хватает. Я благодарен жизни за всё, что имею: моя мастерская, приносящая прибыль, моя семья, мои друзья.
Каждое ваше изделие — в единственном экземпляре?
Практически, да. Очень не люблю повторяться. Конечно, какие-то элементы перекликаются, но в основном каждая вещь — уникальна и неповторима.
Самый счастливый момент в вашем творчестве — это…
Когда клиент говорит: «Большое спасибо», и я вижу, что эти слова — от души. Тогда я понимаю, что не зря стоял столько времени у наковальни, дышал копотью и краской. Как ни крути, а слово «спасибо» — волшебное.
Если бы вновь встал выбор — стать кузнецом или выбрать другое ремесло, что бы предприняли?
У меня есть ещё запал, я не разочарован в кузнечном ремесле. Напротив, мне хочется приобрести новое оборудование, делать новые интересные вещи.
Ваши планы на будущее, Сергей Иванович?
Очень нужен покрасочный цех. Без него — как без рук, особенно зимой. Надеюсь, скоро он у меня появится — работы в этом направлении уже ведутся.
Позвольте поблагодарить вас за содержательное интервью. В память о нашей встрече — стихотворение, посвящённое кузнечному делу и лично вам.
Огонь животворящий
Кузнец, раздуй же горн —
Сейчас ты Прометей,
Познавший суть и таинство огня;
В каскаде искр и всполохах теней.
Как на ладони — магия твоя;
Гляжу на свет, впадая в лёгкий транс —
Чистилище огня сильнее нас!
Смотрю на то, как мечется огонь,
Беснуется и набирает силу,
Как плавится железо пластилином,
И по щекам бежит холодный пот,
И майка к телу всё сильнее льнёт…
Я вижу: клещи мощью челюстей
Сжимают плоть горящего металла —
Она в утробе горна млела ало;
И как со свистом движутся меха,
Калёный воздух подавая горну…
Тверда, как сталь, у кузнеца рука,
Но жар уже течёт лавиной к горлу;
И снова раздуваются меха!
Огонь клокочет яростно и страстно,
Как будто это — гребень петуха,
Он налит кровью, он — пурпурно-красный…
Смотрю и наслаждаюсь вновь —
В чистилище огня кипит любовь!
Дробится звоном тело наковальни —
Ей гулко отвечает тишина,
И россыпь ослепительных ударов,
И мощных звуков — новая волна;
Под сводом кузни птицей бьётся эхо —
И кузнецу, и прочим на потеху;
На всю округу — молота трезвон,
Как будто в храме — колокольный звон!
Живым аккордом полнятся сердца…
И на лице угрюмом кузнеца,
Сквозь гарь и копоть,
Медленно и зыбко,
Вдруг проступает юлагостно улыбка…
Уже который день, и час, и год
Он в кузне счастье, словно сталь, куёт.
Автор стихотворения — Колмогорова Наталья Ивановна.
Самарская область, станция «Клявлино».
Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».
Не пойму, почему минусуют материал люди?
Вам не хватает ванильного смузи в кузнице? Или нужно, чтобы было официальное приложение в AppStore?
Да, не IT, но всё-таки бизнес. И даже поинтереснее некоторых IT-стартапов.
Благодарю Вас за отклик! Рада, что понравилось. Меня минусы не смущают. Главное, на мой взгляд, удалось раскрыть характер ремесленника, познакомить читателя с его проблемами, планами и нюансами работы.
Люди не любят лонг риды, это же не книга с Биографией.
Также статья выглядит несколько рекламной, что люди редко приветствуют.
Нет никаких "вау" моментов или чего-то что захватывает (или хотя бы веселит) читателя, поэтому большинство прочитало дай бог до середины и часть из них минусануло.
Статья в целом добрая, но слишком затянутая, без единой нити и цели повествования ведущей к "приятному послевкусию" и\или желанию поделиться с друзьями.
Несколько затянуто. Приятно видеть настолько адекватного и творческого творца. Ну и интернет (социальные сети) вам в помощь для продажи собственных изделий и нахождения заказчиков.
Иван, большое спасибо за отклик, но о хорошем и талантливом человеке можно писать бесконечно)
Примерно таким адским стилем написаны заметки Довлатова в газете "Советская Эстония". Рубрика "Человек и профессия".
Спасибо за прочтение, Мамонтий Хачапуридзе.