Интервью с разработчиком Wasteland Wars
Разработчик Telegram-бота Wasteland Wars Максим Газизов рассказал о жизни своей игры. С момента запуска текстового survival MMORPG прошёл уже год. Игра прошла добрую дюжину трансформаций и обновлений. Сам же разработчик ставит амбициозные планы.
Максим, как вообще идут дела с игрой? Неужели блокировка Telegram не так сильно ударила по твоему творению?
Ты знаешь, тут очень тонкая грань: я не считаю деньги с игры, для меня успех - высокий онлайн. Да, из-за блокировки ушло 30% аудитории. Это больно. Сегодня я вижу новых людей в игре. В чатах мне так или иначе указывают на баги и косяки. Не знаю, как бы я отнёсся к этому раньше, но сегодня я ценю любой фидбек. Определённо, дела у игры могут быть лучше и я знаю, что делать.
В dev story ты писал, что запуск этой игры - заслуга твоей девушки. Ты серьёзно долго откладывал так называемый лонч?
Да, всё верно. Это мой новый стартап-опыт, который требовал денежных вложений, немало времени и усилий. У меня уже был план игры, план «идеального» продукта, но я откладывал написание кода. В один день моя девушка сказала мне - просто возьми и сделай. И тут я решил, что надо перестать откладывать это дело.
Сегодня я вкладываю деньги в стабильное оборудование. Мне проще заплатить больше за стабильную работу сервера, чем я потеряю людей, которым нравится игра. Как я уже говорил, я делаю игру своей мечты, и пока в неё будут с удовольствием играть — я буду с удовольствием её развивать.
А правда, что твою игру собирались купить?
Да.
Кто и за сколько?
А какая разница, если я всё равно не принял предложение? Непринятые офферы плавно отправляются в корзину. Если бы я продал игру, я бы плясал сейчас под чужую дудку. Мне бы пришлось навтыкать в игру платных фич на каждом шагу. Многие люди говорят, что выбрали семью, когда оправдывают свою стабильную жизнь. Я же выбрал людей, которые с момента запуска в игре и по сей день. Я выбрал костяк и я делаю всё ради них и новых пользователей.
Максим, есть какие-нибудь цифры?
Хороший вопрос. За три месяца активной работы с игроками мне удалось поднять суточный онлайн до 4000 человек. Как ты знаешь, 30% я потерял в день блокировки Telegram.
Как обстоят дела с технической частью?
3 недели мне понадобилось, чтобы понять проблемы, лаги и баги серверов. Исправляю ошибки, переписываю код, выявляю проблемы. Большое спасибо игрокам за фидбек! Без фидбека не было бы крупных обновлений, а игра перестала бы жить. Сегодня я вкладываю деньги в стабильное оборудование. Мне проще заплатить больше за стабильную работу сервера, чем я потеряю людей, которым нравится игра. Как я уже говорил, я делаю игру своей мечты, и пока в неё будут с удовольствием играть — я буду с удовольствием её развивать.
На сегодняшний день ты можешь назвать свою игру конечным продуктом?
Нет. Может, у меня парадокс «создателя», но я всегда могу найти то, что не нравится мне как разработчику, так и как пользователю. Благо мне хватает фидбека. Я трачу много времени на оптимизацию процессов в игре, занимаюсь отладкой. Многие думают, что я купаюсь в ванной из бабла от донатов. Ну, пусть думают дальше, удачи.
Максим, сколько человек работает над игрой? В твоих dev story всегда идёт повествование от лица нескольких людей - мы сделали, мы разработали.
Над игрой в настоящее время я работаю самостоятельно. Сейчас подумываю взять ещё community-менежера, потому что я не справляюсь уже с числом обращений. Также в ближайшем будущем я найму художника, но это пока не точно.
Кажется, на DTF ты говорил о том, что ты даже перевёл игру на английский.
Да, но готово от силы процентов 35. Дело в том, что я хочу сделать нормальную локализацию. Часто смотрю на игры-боты в Telegram и понимаю, как не надо локализовывать и как не надо выстраивать процессы.
Что ты имеешь в виду сейчас?
Смотри, есть одна игра. На русском она выглядит в одном ключе, на английском там совсем всё по-другому. И русская аудитория негодует, какого чёрта европейцам плюшки, а нам ничего. Я бы не хотел так. У игроков должны быть равные возможности вне зависимости от местоположения.
Мой дед привил мне любовь к программированию. Сегодня я ни разу не жалею о том, что целиком погрузился в цифровой мир. Увлекательнее наверно может быть только работа 3D-аниматора.
Что же касается перевода, мне эти 35% перевёл парень один. Он тоже играет в Wasteland Wars, учится на переводчика где-то в Москве. Он за выходные перевёл мне солидный объём текста. Многое он предлагал от себя. В чём-то я соглашался, в чём-то нет. Кстати, в тот момент я и подумал, что надо не просто мониторить чаты на предмет проблем, а дать возможность игрокам участвовать в создании вселенной. А это очень тонкая грань.
Почему же? Ведь они хотят улучшить игровые условия.
Хотят, и это похвально. Ещё раз говорю, что я приветствую их идеи. Поэтому сейчас моя задача - наладить полноценную коммуникацию, а не «Газизов, опять лаги» (смеётся).
А как бы ты хотел видеть эту систему общения?
Пока не решил, но точно не в виде баг-репортов от серверов и потери интереса к игре из-за зависаний.
Как ты относишься к картинкам с мемами из твоей игры?
Если люди делают мемы и постят их, значит им есть, что сказать. Отношусь я к этому положительно. Не только мемы вижу в гугле, ещё и обзоры. А уж если на D3 зайти, там и обзоры, и инсайд кто-то слить успел.
Какой инсайд?
Сейчас это уже не секрет. Про обновление, про планы и независимый клиент.
Кстати, что насчёт независимого клиента? Ты решил отвязать игру от Telegram?
Когда была явная угроза, я приготовился уже сделать такое программное решение в кратчайшие сроки. Многие сервисы в тот период упали, а Telegram работает. Парадокс. Но это ладно. Уже давно начал процесс по созданию общей серверной платформы для появления дополнительных клиентов игры - это смогут быть и Web, и iOS, и Android. Благодаря тому, что игра текстовая, я смог абсолютно все действия и вычисления оставить на сервере, поэтому клиенты будут элементарны в разработке для всех возможных платформ. Взвесил все "за" и "против" и понял, что потяну эту разработку. Я взвесил все за и против. Понял, что потяну.
Мне не всё равно, во что играют люди и что они при этом чувствуют.
В каком смысле потянешь?
Физически, разумеется. Сейчас уже есть прототипы, но я держу их в секрете, потому что не хочу сливами разочаровывать людей. Всё будет, но показывать пре-альфы и пре-беты как-то не серьёзно сейчас.
То есть скоро мы увидим не только приложения, но и полноценный веб-клиент? В браузерки не скатишься?
(Смеётся) Нет, конечно, не скачусь. Оттачиваю как могу, чтобы этого не произошло. И несмотря на всю возню, я не собираюсь уходить из Telegram. Просто представь - тебе не надо заходить в Telegram, чтобы поиграть в любимую игру. Она у тебя установлена в виде приложения, всё оптимизировано, никаких блокировок в случае чего. Если не хочешь расходовать батарейку чересчур, то взял, перешёл в веб. В вебе, кстати, я стараюсь оптимизировать виды, чтобы было максимально красиво и удобно.
Инновация может выглядеть по-разному. Зачастую всё новое - хорошо перепакованное старое.
Есть какие-то планы по развитию community, KPI по аудитории, уровню влияния?
Прекрасно понимаю, что я не Кодзима, чтобы с меня орал весь мир. Просто я делаю то, что мне нравится, а игра помогает собрать единомышленников. Безусловно, я хочу, чтобы было больше пользователей. Это займёт время. Спустя это время я пойму, к чему надо дальше двигаться. Мне не всё равно, во что играют люди и что они при этом чувствуют.
Максим, ты гик? Ведь текстовый Fallout и движок игры - не для всех.
Можно и так сказать. Видишь ли, я не стараюсь делать для всех. По сути, если человеку нравится, он будет играть. Если не нравится, он выйдет из игры. Третьего не дано.
Ты делаешь в 2018 году игру довольно старого формата. Сегодня есть движки Unity, Unreal Engine, а также платформы iOS и Android. Тебе не кажется, что это не инновация?
Я не называю Wasteland Wars инновационной игрой на блокчейне за биткоины. И у меня нет аукциона с криптокотятами. Инновация может выглядеть по-разному. Зачастую всё новое - хорошо перепакованное старое.
Старое?
Классическое. Мы вкладываем свои усилия и деньги в достижение максимального комфорта для игроков. Мне это важно. Игрокам комфорт важен, кто бы и что ни говорил. Поэтому я частенько не сплю ночами, чтобы создавать условия для людей.
Максим, а правда, что ты с 12 лет игры разрабатываешь? И не боишься об этом говорить, смотрю. Общество ведь всегда найдёт, к чему придраться. Тем более из-за возраста.
Всё верно. Сейчас мне 22, а разработкой я начал заниматься в 12. То есть уже 10 лет я создаю игры. Это огромный опыт, почему мне нужно бояться о нём говорить?
Общество всегда найдёт к чему придраться. Всё равно до конца жизни тебя будут осуждать, чего бы ты ни делал.
Выход какой у нас есть в этой ситуации?
А выход один - кто-то собирает самолёты, кто-то майнит биткоины. А я делаю игры.
Кто повлиял на тебя как на разработчика?
Мой дед привил мне любовь к программированию. Сегодня я ни разу не жалею о том, что целиком погрузился в цифровой мир. Увлекательнее наверно может быть только работа 3D-аниматора.
А чем ты занимаешься помимо разработки игр?
В настоящее время учусь в СарФТИ НИЯУ МИФИ, заканчиваю университет. Диплом скоро.
Спасибо большое за интервью, Максим! От себя желаю, чтобы тебе не пригодился диплом, ведь у тебя есть дело жизни, как я понял! Удачи тебе!
Спасибо! И тебе удачи! Приятно было побеседовать.
Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».
#навсюголову