Глазами инвестора. Финплан
Меня критикуют некоторые читатели за то, что я отошел от конкретики, по их словам, выдаю какие-то общие комментарии. Просят привести пример, разобрать конкретный стартап. Поскольку я заинтересован в бизнес проектах на определенной стадии развития, которые привлекают так называемый «seed» - посевной раунд инвестиций имея при этом жизнеспособную модель и первые продажи, то и ошибки у этих проектов общие. Затрону сегодня самую болезненную тему для инвестора – финансовый план проекта.
На ранних стадиях предприниматели зачастую уделяют очень мало внимания планированию. Они хватаются за свою бизнес-идею и хотят поскорее воплотить ее в жизнь. Даже обращаясь к потенциальному инвестору часто ограничиваются лишь презентацией с какими-то цифрами потенциальных прибылей, клиентов, продаж.
Когда задаешь закономерный вопрос: можно посмотреть ваш финансовый план? – часто наталкиваешься на недоумение: «Мы же не в банк за кредитом пришли…» говорят фаундеры.
Насколько я знаю в банки за кредитами тоже нередко приходят такие самонадеянные персонажи, надеясь красивыми картинками покорить аналитика фильтрующего входящие заявки.
Финансовый план – самый главный документ вашего проекта! И подходить к его составлению необходимо скрупулезно, производить расчеты основываясь на реальных данных, доказанных показателях в расчете на единицу товара, услуги, стоимости привлечения потребителя, фактических затратах и т.д. И расчитать вы должны финансовую деятельность вашего предприятия на несколько лет вперед, используя методы анализа рынка, потенциала роста продаж, расширения сбыта, прогноза экономического роста.
В экономике такой документ еще называется стратегическим планом. Не имеет значения в какой программе вы его будете делать – вы можете воспользоваться помощью грамотного экономиста, но лучше, если документ не будет статическим, а сможет пересчитывать выходные данные при изменении некоторых метрик – так как с того момента как вы покажете финплан инвестору его ждет множественная корректировка и итерации.
Текущие данные отраженные в финансовом плане должны быть подтверждаемы, а каждое прогнозируемое изменение должно быть обосновано вами максимально глубоко. В идеале финплан должен быть синхронизирован с какой-то частью вашей презентации для того, чтобы те или иные прогнозируемые события в проекте наблюдались в обоих документах.
Я понимаю, что для кого-то из предпринимателей случайно прочитавших эту статью информация изложенная здесь может показаться банальной и очевидной, это лишь подтверждает тот факт, что вы – молодец, и все делаете правильно. Но в реальности сотни, если не тысячи фаундеров стартапов, особенно из регионов России упускает важный шаг финансового планирования своего проекта и пытается искать инвестиции даже не предполагая всю тщетность своих действий с текущим уровнем подготовки проекта. Грамотное финансовое планирование поможет не только в поиске потенциальных инвесторов, но и, возможно, позволит взглянуть на свой проект с новой критической точки зрения и вовремя скорректировать свои действия, чтобы не потерять главный ресурс – время.