От детской мечты до большой сцены: советы директора театральной студии «Лидер»
Татьяна Неделина — директор театрального объединения «Лидер». В 2016 году Татьяна буквально спасла студию, которая собиралась закрываться из-за кризиса и падения интереса к театральному искусству среди населения. В интервью расскажем, как сейчас обстоят дела студии и что её ученики привезли с Международного фестиваля.
Мы застали Татьяну в перерыве между репетициями, подготовкой к закрытию театрального сезона и организацией поездки на фестиваль. А ведь совсем недавно эта женщина занималась недвижимостью. Отсюда, моим первым вопросом было: как судьба свела Татьяну с театральным искусством?
С шести лет я мечтаю стать актрисой. Как и многие ходила в драмкружок, пошла дальше и поступила в Башкирский колледж культуры на факультет постановки театральных произведений. Но как часто бывает, судьба сложилась по-другому и стать актрисой у меня не получилось. Но через 15 лет после студенчества жизнь дала мне второй шанс. У меня появилась театральная студия.
Как это было?
Я много лет работала в сферах не связанных с искусством: в строительстве, в недвижимости. Однажды, я повстречала своего педагога, которая поручила мне организовать целый блок на массовом празднике. У меня появился этот самый шанс, возможность и уверенность в себе. Ведь теперь я могла дать, что-то большее. Я поняла, что это моё.
А ещё у нас в городе была киностудия, которую поглотил кризис, дело дошло до того, что в студии осталось 18 учеников, не было возможности платить аренду, и владелец (мой близкий друг) предложил мне взять эту студию на себя. В кино я не разбираюсь вообще, и мы решили, что это будет идеальная театральная студия, свободная от любых рамок и границ.
А что для Вас идеальная театральная студия?
В первую очередь это технически оснащенная площадка. Представьте, вы можете взять любимую пьесу, прийти в студию, а профессиональные режиссеры помогут поставить её прямо на вас. У идеальной студии постоянная аудитория, которая ждёт новых постановок. Идеально, это когда нет трудностей.
А какая трудность самая серьёзная?
Это эксклюзивный, индивидуальный бизнес. Например, мы можем легко прожить без хлеба, но нуждаемся в нём каждый день, потому что привыкли к нему. А к искусству - нет. Оно необходимо нам, но мы об этом не знаем. Трудность еще в том, что родители, почему то не видят театра, считают его не важным для ребёнка.
А человек, далекий от искусства, может открыть театральную студию?
Нет. Я думала об этом, когда хотела открывать филиалы, развиваться по франчайзингу. Но когда появился инвестор - я отказалась. Человек должен посвятить этому свою жизнь, должен гореть искусством. А людей таких очень мало, театр умирает, к сожалению. Все стараются идти в ногу со временем.
То есть кино, телевидение и интернет всё-таки убили театр?
Да, конечно. Я помню такие моменты, когда театр пытался выжить телевизионными поставками, перебрался на экраны, потому что «ящик» стали смотреть больше. А мне не понятно, как можно не любить театр, когда ты попадаешь в эту атмосферу, когда ты видишь игру актера не за стеклом, а живую. И что важно, актер в театре не имеет права ошибиться, это в кино есть много дублей. У спектакля нет дублей. Я иногда мечтаю, что бы Интернет рухнул, и люди пошли бы в театр.
Почему многие мечтают стать актерами, но не все становятся?
Очень просто, ведь это большая работа над собой, а 90% людей несчастны, так как они не любят и не верят в себя, банально не могут начать общение, и им ничего не остается кроме как встать за прилавок, или сидеть дома.
А театр учит любить себя?
Конечно. Ты любишь себя со стороны, в разных образах. Если есть мечта, а мотоцикла нет, в театре ты может стать лучшим в мире мотоциклистом. И чем больше ты выступаешь на публику, тем больше ты в себя веришь.
Значит, каждый должен попробовать актерское мастерство?
У Станиславского есть такая мысль: человек рождается с актерским мастерством, это как гены. Поэтому, в каждом ребенке есть талант актёра. Мы же все немного играем. Ежедневно у нас много ролей: младенец, друг, родитель, начальник. А малыши вообще развиваются методом актёрских тренингов.
Вспомните, как мамы, рассказывая сказку, устаивают спектакль их игрушек. У детей фантазия по-круче. Иногда они придумывают себе воображаемого друга, а зацикленные родители, пугаются, бегут к психологу. А на самом деле – ребенок развивает свои навыки, нужно просто подыграть.
Дети так удивительно смотрят этот мир. Если они перепрыгивают с дивана на диван, они реально видят, что пол это лава. Нам нужно учится у детей, а не зарывать это в землю.
Я видела детей, которые не могут просто познакомится. А есть другие, которые собирают всех вокруг себя, раздают роли и начинается игра. Это не разные дети, это разные родители. Зачем говорить ребёнку «нельзя», когда можно сказать «потому-что…» и объяснить причины.
Поэтому говорят, что дети самые лучшие актеры?
Я бы поправила: самые искренние. Детей до 8 лет не переиграть. А потом, чаще всего, они оценивают себя со стороны.
А возраст является преградой?
Нет. Можно и в 80 лет прийти и быть как ребенок. В этом самая крутость театра. Ты в любом возрасте можно вернуться в детство. И преодолеть тот момент, когда ты занимался любимым делом, а кто то сказал: «Че ты как дурак?»
Что ещё приятного вы видите в своём деле?
Это глаза детей. У нас всякое бывало: истерики, слёзы, но заканчивалось всегда благодарностью. Приятно, что я имею возможность помочь не только себе, но и вам, помочь детям, я всеми зубами буду держаться, что бы театр развивался. Потому что я люблю детей, сцену и театр.
Недавно ваша студия вернулась с Международного фестиваля…
Да, фестиваль прошёл в Самаре. Рискнули сразу на международный уровень, повезли несколько миниатюр и сольные выступления.
Какие результаты?
Собрали весь пьедестал. Наши студийцы, среди 2000 участников – лауреаты всех степеней. А студии, под моим руководством, всего год.
Какие планы ставите?
Мы заканчиваем сезон с поездкой на ещё один Международный фестиваль в Сочи. Везем два полноценных спектакля и конечно многоженство сольных выступлений. А дальше – гастроли наших маленьких актеров по республике. Ну и репетиции, репетиции и ещё раз репетиции.
Дайте совет, тому, кто только начинает изучать актерское мастерство?
Главное — терпение. Не бывает все и сразу. Например, вспомни, как ты учился говорить. Ты потратил на то не мало времени. Ты не капризничал. Вот и актёрское мастерство: им нужно заниматься долго и постоянно. А перерыв подобен молчанию.
Татьяна —пример человека, который смог воплотить мечту детства в реальность. Теперь, она реализовывает мечты других детей - мечты о сцене.
Терпения и удачи — вот чего хочется пожелать Татьяне Неделиной. Пока мы брали интервью, за стеной бурно шла репетиция, в коридорах дети читали сценарии и самое главное — они были счастливы в стенах этой студии. Они занимались любимым делом и были поглощены этим.
Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».