Продажа инфотоваров. Кто будет платить за байты, и при чём тут апокалипсис?

Далеко не все готовы покупать информацию: будь то музыка, кино, софт или электронные книги. По сравнению с нулевыми годами ситуация улучшилась, однако кто-то всё ещё не может поверить в право интеллектуальной собственности, а иные недостаточно состоятельны, чтобы платить за то, что можно «скачать бесплатно без регистрации и смс». Поговорим о том, как цифровой файл сегодня может быть товаром и даже объектом искусства, на примере электронных книг.

Продажа инфотоваров. Кто будет платить за байты, и при чём тут апокалипсис?

Итак, мы открыли интернет-издательство Чтиво, продукция которого — цифровые файлы (Pdf, Fb2, Epub etc). Сразу оговорюсь, что интернет-издательство — в нашем случае не сервис, который позволяет любой текст машинными средствами превратить в электронную книгу и выставить на продажу, а полноценная редколлегия. Жёсткий отбор произведений, редактура и корректура, ручная вёрстка, дизайн, иллюстрации. Каждая книга — арт-проект, но при этом всё же инфотовар. Существуют две ключевые причины, по которым его можно не купить:

  • Всё равно скоро кто-нибудь выложит на торренты
  • Хочется бумажную книгу

Подумаем, как с этим быть.

Продажа инфотоваров. Кто будет платить за байты, и при чём тут апокалипсис?

Всё равно скоро кто-нибудь выложит на торренты

Мы сделали всё, чтобы собрать вокруг себя качественную сознательную аудиторию и донести до неё свой подход к книгоизданию, а именно: «Покупая нашу продукцию, вы помогаете развитию литнеформата и экологизации отрасли» Легко догадаться, что выкладывая наш товар в открытый доступ, вы ставите палки в колёса и издательству, и авторам, и экологии (не говоря уже о нарушении закона). Однако мы отдаём себе отчёт в том, что рано или поздно кто-то всё-таки выложит наши книги на торренты.

Когда это случится, мы примем разумные меры, чтобы изъять произведение из свободного доступа, однако же не будем забывать и об обратной стороне вопроса. Всё довольно просто. Те, у кого есть деньги, всегда предпочтут купить инфотовар, нежели тратить драгоценное время на поиск пиратской версии. Те, у кого денег нет, скорее, потратят время на поиск бесплатного контента. И те и другие люди всегда были и будут, разве что, возможно, в несколько иных пропорциях. Но так или иначе и те и другие способствуют продвижению инфотовара — пусть и не обязательно финансово. Иными словами, если книга попала на торренты, не надо печалиться — лучше порадоваться, что она оказалась достаточно хороша, чтобы люди захотели ей поделиться. Сарафанное радио было и остаётся лучшей и, к тому же, бесплатной рекламой, а хороший товар неизбежно продаёт сам себя.

Продажа инфотоваров. Кто будет платить за байты, и при чём тут апокалипсис?

Хочется бумажную книгу

Не поспоришь, хочется: фактура, запах страниц, память. Однако технологии не стоят на месте. В недалёком прошлом цифровыми в массе своей стали радио, газеты, телевидение, музыка — поскольку технологии стали достаточно качественными и удобными для них. Современные устройства всё больше подходят для чтения с монитора (не говоря об электронной бумаге). Вместе с тем на месте не стоит и эволюция: молодое поколение рождается со смартфонами в руках, глаза его привычны к свету мониторов, больше, чем к дневному, а большие пальцы набирают текст быстрее, чем губы произносят. Есть и ещё кое-что. На фоне того, что ежегодно человечество потребляет примерно в 1,5 раза больше экоресурсов, чем планета способна восстановить за тот же период, уход массовой литературы в цифру — не только оптимальное, но и единственно верное решение, поскольку в обратном случае довольно скоро мы все умрём.

Продажа инфотоваров. Кто будет платить за байты, и при чём тут апокалипсис?

Это печально осознавать, но это так: мы можем с удовольствием листать бумажные книги, периодически отвлекаясь на новости о экологических катастрофах и обсуждения легализации каннибализма, или же перебиться электронными, дав лесам и рекам немного продыху от действий целлюлозной промышленности.

Конечно же, скачок печатного слова в электронный формат не может быть резким: классика и самые важные произведения современности ещё долго будут печататься на бумаге. Однако литературный мейнстрим неизбежно уйдёт в цифру — как из соображений экологии, так и в силу того, что таким образом растёт маржинальность (читай: гонорары авторов и доходы издательств), а также существенно упрощается процесс реализации (например, логистика больше не нужна).

Продажа инфотоваров. Кто будет платить за байты, и при чём тут апокалипсис?

И самое главное

У вас покупают не что-то, а зачем-то. Неважно, что вы продаёте, важно, зачем вы делаете то, что делаете, каков вектор движения вашей компании в четырёхмерном пространстве. Важно, чтобы ваша аудитория понимала, куда именно она идёт вместе с вами. Как бы ни был хорош ваш товар, он мало кому нужен, если у вас нет сверхзадачи, или если она не ясна публике. Если то, что вы делаете, совершенствует жизнь мира хотя бы на йоту, то всё не зря. Если нет — то, возможно, вы думаете только о том, как заработать денег, которые в этом случае являются не средством, а самоцелью. К счастью, сегодня всё больше людей понимают, что последнее — бессмыслица, мировая золотая лихорадка заканчивается (хотя кто-то и может поспорить с этим в комментариях).

Продажа инфотоваров. Кто будет платить за байты, и при чём тут апокалипсис?

Продажа инфотоваров — это экологично, высокомаржинально и придаёт вашей деятельности всемирный размах, и, безусловно, за этим будущее. Но важно быть уверенным и уметь донести до других, что это будущее стоит того (и что оно вообще состоится). В этом случае у покупателей будет причина платить вам за байты. В случае обратом, как бы ни был хорош ваш товар, покупатели могут без него обойтись, а значит, скорее всего, обойдутся.

33
Начать дискуссию