Виртуальный спортбар: мы провели в Facebook конкурс прогнозов на футбольные матчи и получили более 200 подписчиков
Как в Kokoc Group мы изучали алгоритмы соцсети, прокачивали SMM-отдел и боролись с призоловами.
У Kokoc Group c футболом особые отношения. Команду Kokoc.com в красно-белой форме часто можно встретить на любительских турнирах. Многие сотрудники, включая топ-менеджмент, имеют сезонные абонементы на матчи любимых команд. А наш патриарх и бизнес-технолог Андрей Воронков в советском прошлом профессионально играл на позиции Луки Модрича. Сами понимаете, чемпионат мира для нас — серьёзное событие и повестка длиною в месяц.
Когда у вас большой коллектив, простые идеи обрастают ответвлениями, как макеты правками.
Всё началось с идеи показывать матчи на панелях на ресепшене. Кое-кто из SMM-направления намекнул, что неплохо было бы завести хэштег, а также написать пару слов на баннере, с которым можно сфотографироваться.
Потом предложили тотализатор для сотрудников с интересной и сложной механикой. Договорились меж собой и покатили этот шар к владельцу бюджетов. Где разбились о несоответствие концепта коммерческим целям.
«Мать, концепция меняется. Неси горшок»
Мы признали несправедливым тот факт, что тотализатор отвлечёт от работы только сотрудников компании. Футбол — это святое, давайте втянем в него как можно больше людей!
Итак, тотализатор. Простая схема — подписка, публикация записи с описанием конкурса, комментарий с прогнозом на матч (или матчи) под ежедневным анонсом. Выигрывает тот, кто первым угадает точный счёт.
От призов, интересных только активным или потенциальным клиентам (бесплатный аудит, скидка на SEO, SMM-стратегия в подарок и другое), отказались сразу — это сильно сужает аудиторию конкурса и не претендует на что-то серьёзное.
Дарить Забиваку за то, что люди забивают на работу? Ну камооон. В общем, мы остановились на симпатичных футболках Adidas с символикой чемпионата и официальных игровых мячах. Договорились с ритейлером на хорошую скидку. Призовой фонд в 170 тысяч рублей.
Цели и подачи
У нас не было цели напрямую продвигать продукты группы компаний. Фан ради фана — принимаем «ставки», дарим призы и азартно следим за ходом турнира. Отсюда и родился хэштег конкурса — #KokocFun.
Быстро придумали девиз сообщества на время чемпионата — «Топ на стоп. Угадай счёт!». И миссию — «Страница Kokoc.com в Facebook временно превращается в тотализатор». После чего наши юристы поседели и предложили формулировку «виртуальный спортбар».
Прикладной и коммерческой целью конкурса было проверить обновлённый алгоритм работы Facebook. Конкурс должен был помочь нам с ранжированием. Регулярные публикации с множеством комментариев в первые минуты — это то, что нравится капризному механизму с января 2018 года?
Первичная аудитория конкурса: клиенты компании и сотрудники. Сотрудники особенно ценны тем, что имеют в друзьях аудиторию, состоящую из потенциальных клиентов. Мы сделали рассылку по сотрудникам, по текущим клиентам и по подписчикам рассылки из числа неклиентов.
Результаты рассылки по текущим клиентам: открыто 75,28%, переходов 22,39%. По бывшим клиентам и неклиентам: открыто 29,03%, переходов 5,64%. Участвующие в конкурсе клиенты, пришедшие с рассылок, — пять. Немного, но все остались довольны и благодарны за идею.
Таргетированная реклама
Органический охват публикаций в ленте Facebook в среднем меньше 1%, что открывает новую графу в бюджете акции — таргетированная реклама.
Мы запустили таргетинг по интересам и должностям на русскоязычную аудиторию, а также на иностранцев, оказавшихся в Москве во время проведения ЧМ.
Расход составил 58 тысяч рублей.
К слову, на иностранцев потратили меньше тысячи рублей, аудитория оказалась неактивной, и ни одного участника не из России мы привлечь не смогли.
Охват публикаций конкурса — 151 тысяча пользователей.
Суммарный платный охват — 110 тысяч пользователей.
Пользователи, поделившиеся публикациями кампании, — 685.
Мы начинали с 20 комментариев в день, к концу акции их было в среднем 130 в день.
Призоловы
Призоловецкий флот появился в комментариях с первых дней конкурса. Пару слов о сортах призолова.
Призолов-технарь парсит ленту и вкидывает комментарий с помощью бота в течение первых пяти секунд. Призолов-гуманитарий скролит ленту вручную, видит запись, идёт на сайт букмекера, забирает оттуда счёт матча с наименьшим коэффициентом, публикует. Но есть прокачанные пользователи, которые являются симбиозом двух этих подвидов.
И сразу мы начали с ними бороться. Спойлер: проиграли, но значительно снизили количество призов, что ушли призоловам.
Мы пробовали:
- Менять формат комментария со счётом матча (возможность оставить прогноз на все матчи или только один) → быстро раскусили.
- Внесли в правила пункт, согласно которому приз можно получить, самому забрав в Москве, → часть призоловов отсеялась, но многие нашли возможность забрать через кого-то.
- Менять механику конкурса: побеждал не только первый пользователь, угадавший счёт, а также случайный пользователь из угадавших → стало легче, но доля призоловов такова, что у призолова было больше шансов по теории вероятности.
Единственный способ обезопасить конкурсы с подобной механикой (случайный выбор среди поделившихся публикацией) от призоловов — разыгрывать призы, которые не представляют ценности для этой аудитории. Постер Дзюбы с автографом Булыкина, билет на двоих в нижегородское метро, бесплатный аудит, скидка на SEO, SMM-стратегия в подарок и так далее.
Итоговый счёт
На старте конкурса в статистике фигурировал показатель — в среднем 21 комментарий ежедневно. К концу конкурса наш рекорд — 169 комментариев.
Как только мы окончательно определились с призами, их количеством и опубликовали реальные фото, количество участников выросло на 80%.
Всего было 860 участников, после окончания конкурса с нами в виде подписчиков остались 262 из них.
Мы запланировали раздать 66 футболок и 8 мячей: 25 призов ушло призоловам, 22 сотрудникам, 14 футбольным фанатам, 7 бывшим сотрудникам, 2 клиентам, 4 — иным.
Нам удалось:
- вовлечь сотрудников и клиентов в футбольную лихорадку;
- немного нарастить подписчиков;
- значительно увеличить органический охват своих записей в Facebook;
- прокачать сразу несколько навыков SMM-менеджера: ситуативное реагирование, отработка негатива, оперативность и обновление публикаций;
- протестировать несколько гипотез, связанных с обновлённым алгоритмом работы Facebook;
- осчастливить около 40 человек, ведь некоторые забрали два, а то и три приза.
Призоловы существуют, и от них не скрыться. Но это живые люди, такая же аудитория, как клиенты и сотрудники, только более удалённая в пищевой цепи.
Какова вероятность того, что заслуженный призолов России однажды выиграет Mercedes в конкурсе у Тимати, продаст машину, откроет собственное дело, масштабируется, станет потенциальным клиентом Kokoc Group и среди сотен сертификатов на шугаринг и чеков на бесплатные роллы найдёт однажды в своей квартире пакет с нашим лого и наберёт телефон?
Ну, вероятность есть. Примерно такая же, как у сборной России выйти в четвертьфинал домашнего чемпионата мира по футболу.