Фулфилмент для интернет-магазина на аутсорсинг: плюсы и минусы
Рынок российской электронной коммерции продолжает расти.
Итоги 2017 года продемонстрировали рост рынка в денежном выражении на 18%, а в количестве заказов – на 22%. И эксперты говорят о том, что результаты 2018-го будут как минимум на том же уровне.
Количество игроков увеличивается. В лидерах рынка – крупные игроки категорий «техника и электроника», «одежда и аксессуары», а также «универсальные магазины». Wildberries, Citilink, DNS-Shop, M-Video, Lamoda, OZON – именно эти громкие имена формируют львиную долю отечественного рынка онлайн-торговли. [1] Помимо них, существуют десятки компаний более скромного масштаба, и тысячи небольших интернет-магазинов и стартапов.
Однако онлайн-продажи – это не просто передача товара от продавца А к покупателю В. Это также огромное количество «обеспечивающих» процессов, зачастую не видных простому пользователю. И общая схема этих процессов неизменна – как для гиганта рынка, так и для небольшого интернет-магазина.
Если говорить о логистической составляющей онлайн-продаж, то к таким процессам относятся:
Все эти операции заключает в себе емкий термин – «фулфилмент». И все эти операции ритейлер может осуществлять самостоятельно, а может передать на аутсорсинг.
Мы, компания Бета ПРО – фулфилмент-оператор с 20-летней историей. Имея обширный практический опыт, мы поможем вам разобраться в тонкостях данного процесса.
Что дает ритейлеру фулфилмент на аутсорсинге?
- Самый ценный ресурс бизнесмена – его время. Время = деньги! Снимая с себя головную боль по обеспечению всей логистики магазина и передавая ее профессионалам, владелец бизнеса перестает погрязать в рутине. Зачем тратить время и деньги на операционку? Лучше направить их на реальное развитие – продажи, маркетинг, продвижение. Ведь именно они в конце концов приносят прибыль!
Аренда скромного склада на 100 м2 в Подмосковье – это в среднем 40 000 рублей/мес. Зарплата двух грузчиков – около 60 000 – 70 000 рублей/мес. Курьер на авто – от 40 000. Упаковщик – от 35 000. Прибавим сюда затраты на оборудование, его ремонт и обслуживание, обучение персонала, налоги – сумма получится ого-го! Даже если ритейлер уже давно «встал на ноги» и выручка позволяет нести такие траты – остается вопрос «зачем?» Зачем тратить средства, если можно найти им более эффективное применение?
Отлаженная складская IT-инфраструктура – это сотни тысяч рублей. На старте эти капвложения весьма болезненны. Конечно, можно вести складской учет и «на коленке», но в XXI веке это несколько странно. А можно обратиться к фулфилмент-оператору, у которого уже есть готовое и работающее решение – WMS-система!
Сфера торговли – она из наиболее чувствительных к сезонности. Большинство игроков на собственной шкуре ощущают пиковые подъемы новогодних праздников и традиционные спады в летние месяцы. Сотрудничество с фулфилмент-оператором – надежная страховка от скачков продаж! В пиковые периоды оператор обеспечит магазину бОльшие площади и необходимый человеческий ресурс. А в моменты спада – позволит избежать убытков за простаивающие площади
Минимизируются условно-постоянные издержки – магазин платит оператору только за выполненные заказы. Нет заказов – нет затрат!
Повышается скорость обработки готовых отправлений. Чем быстрее обрабатываются отправления, тем больше их количество в единицу времени – тем выше прибыль бизнесмена!
Наложенные платежи – еще один камень преткновения в работе ритейлера. Вместо того, чтобы организовывать отдельный бизнес-процесс для обработки таких платежей – можно просто передать эту функцию фулфилмент-оператору!
Риски диверсифицируются – ответственность за сохранность товара передается оператору. Отношения регламентируются договором. Клиент-ритейлер получает совершенно прозрачную схему работы, подразумевающую возможность установить конкретные KPI исполнителя и требовать их исполнения
На наш взгляд, преимущества фулфилмента на аутсорсинге – совершенно очевидны!
В то же время мы допускаем существование и иных точек зрения.
Поэтому мы провели небольшой опрос с целью выяснить отношение ритейлеров к фулфилменту на аутсорсинге:
Давайте разберемся: какие опасения и ожидания испытывают компании относительно передачи фулфилмент-процессов на аутсорсинг.
В открытых источниках присутствует довольно много публикаций, так или иначе затрагивающих тему «плюсы и минусы фулфилмента на аутсорсинге». Собрав и проанализировав информацию из таких материалов, мы выделили ключевые опасения. Разберем эти опасения более подробно:
Если склад работает «как надо» – то владельцу магазина нет особой нужды посещать его. Если же бизнесмен все-таки хочет посещать склад фулфилмент-оператора – то такие визиты вполне возможны. Помимо этого, можно воспользоваться услугой «представитель клиента в фулфилмент-центре» - т.е. сотрудник Клиента может находиться на складе
Данное опасение более чем необоснованно. Процесс комплектации полностью автоматизирован, и контролируется WMS-системой на всех этапах! Т.е. исключается физическая возможность неправильной отправки! Система просто не пропустит «не тот» товар.
Сотрудничество с фулфилмент-оператором как раз и подразумевает усиленный контроль: ритейлер наблюдает все операции в реальном времени – посредством API-интеграции или в личном кабинете. Система статусов полностью отражает движение товара – начиная от момента приемки и оприходования и до момента поступления оплаты за выполненный заказ. При изменении статуса фиксируется точное время.
Все процессы, осуществляемые с товаром, фиксируются оператором в соответствующих актах. В актах пооперационно указывается весь путь заказов, их весогабаритные характеристики, количество вложений, количество совершенных операций с указанием стоимости за каждую, и т.д.
Для удобства клиента-ритейлера акты прикрепляются в личном кабинете.
Как видим, все опасения, связанные с передачей фулфилмента на аутсорсинг – на самом деле просто миф!
Почему же многие компании до сих пор придерживаются подхода «фулфилмент своими силами»?
- Ожидание - Отсутствие затрат на услуги подрядчика
- Реальность -Бизнесмен избежит трат на подрядчика, однако будет нести траты:
— На аренду склада;
— На оборудование;
— На складское ПО;
— На оплату труда складского персонала и менеджеров, контролирующих доставку;
— И еще массу больших и малых затрат, которые неизбежны в логистике.
А самое главное: владелец бизнеса тратит свой невосполнимый ресурс – время!
Погрязая в рутинных вопросах и «обеспечивающих» процессах, ритейлер лишает себя самого основного – развития!
*****************************************************************************
- Ожидание - Уверенность в контроле процессов, организованных собственными силами
Реальность - К сожалению, зачастую такая уверенность – лишь иллюзия. Владелец бизнеса может быть хорошим продажником, хорошим коммуникатором, хорошим креатором. Однако, положа руку на сердце, далеко не каждый бизнесмен досконально разбирается в тонкостях логистических процессов.
Так почему же не доверить это дело профессионалам?
А мнимая уверенность в собственной экспертности влечет за собой:
— Затрудненную адаптацию к изменяющимся внешним условиям: нужно заранее предусмотреть пиковые нагрузки, оценить их, обеспечить необходимые резервные мощности... В общем, «подстелить соломки». А при спаде продаж – нивелировать простой и связанные с ним убытки;
— «Медленный запуск» – вряд ли получится запустить все процессы оперативно и одномоментно;
— Дополнительную бухгалтерскую работу, с которой связаны кассовые операции по интернет-магазину;
— Необходимость самостоятельно выстраивать отношения с рядом курьерских служб и почтовыми операторами. Для этого нужно заключать десятки договоров и дополнительных соглашений, а также осуществлять интеграцию IT-систем со службами доставки.
*****************************************************************************
- Ожидание - Оперативное получение денежных средств за выполненные заказы (день в день)
- Реальность - К сожалению, это возможно лишь при условии доставки собственными курьерами в городе расположения интернет-магазина. Если же география деятельности ритейлера более обширна, если штат курьеров недоукомплектован либо вообще отсутствует – то средства будут поступать с задержками
*****************************************************************************
- Ожидание - Получение бесценного опыта по организации фулфилмент-процессов
- Реальность - Да, опыт будет действительно полезен, однако приобретаться он будет на собственных ошибках, а их цена – это сотни и сотни тысяч рублей! К тому же, подобный опыт имеет практическую полезность лишь в том случае, если ритейлер в будущем планирует открывать собственный фулфилмент центр. В остальных случаях приобретение такого опыта вряд ли оправдано.
*****************************************************************************
Передавать ли фулфилмент-процессы на аутсорсинг или продолжать реализовывать их самостоятельно – решать вам. А для нас в Бета ПРО - решение очевидно!
#БетаПРО #Фулфилмент #Betapro #Fulfilment #Fulfillment #Интернетбизнес#онлайнторговля #интернетмагазин #лайфхак #складскаялогистика #арендасклада #складдляинтернетмагазина#складскиеуслуги #фулфилментнааутсорсинг #аутсорсингдоставки#логистикадляинтернетмагазина #плюсыфулфилмента
Павел Дынин — маркетолог-аналитик фулфилмент-оператора «Бета ПРО».