Хакеры и корпоративные хакатоны
Кто такой хакер? Член кибер-преступной группировки? Вовсе необязательно – все чаще под этим словом понимают участников соревнований по программированию – хакатонов. Сегодня хакатоны – это тренд, этим словом называют почти любое IT-мероприятие. Комьюнити участников хакатонов Russian Hackers расскажет про форматы мероприятий и что следует называть настоящим хакатоном
Что же такое хакатон?
Хакатон представляет из себя командное соревнование, где группы разработчиков (программисты, менеджеры, аналитики, дизайнеры) запираются в одном здании и на протяжении 36-48 часов разрабатывают новые продукты, пьют энергетики и едят пиццу. Чаще всего на хакатонах можно успеть сделать только прототип проекта, но самые опытные команды успевают сделать минимальный рабочий продукт и успешно запускают свой стартап.
Хакатон – это командное соревнование, имеющее целью создание стоимости: разработки нового продукта, получения знаний, поддержки и роста бизнеса
Изначально хакатоны были созданы для образовательных целей, чтобы каждый разработчик мог попробовать себя в новом проекте или в другой роли. Крупнейшая международная лига хакатонов Major League Hacking (MLH) ставит в критерии хорошего марафона знания, которые получили участники за время мероприятия. Кстати, мы уже писали зачем нужно хакатонить за границей и посещать международные соревнования.
Из-за возросшей популярности хакатонов, современные IT-компании начали называть этим термином множество разных вещей: начиная с конкурса идей и заканчивая индивидуальными соревнованиями по олимпиадному программированию или data-science соревнованиями.
Мы собрали для вас основные критерии настоящего хакатона, надеемся, что эта статья станет гайдлайном для хакеров и организаторов.
Дух соревнования
Не забывайте, что хакатон – это марафон программирования. Некоторые люди участвуют ради соревнования, но большинство приходят для того, чтобы повеселиться и усовершенствовать свои умения. Независимо от причины, по которой вы пришли, убедитесь, что вы поддерживаете хакерский дух, сотрудничая с другими командами, помогая новичкам и просто весело проводите время.
Знакомства
В стремлении одержать победу не забывайте: хакатон – это место для новых знакомств. На нём важен креативный и свежий подход, который часто рождается при работе в новом коллективе. Не бойтесь искать команду прямо на месте, от этого шансы на победу только возрастут.
Креативность и генерация новых идей
На хакатоне нет нужды создавать "инновационный продукт". Можно работать над общей идеей и предложить возможные улучшения. Честно говоря, в наши дни трудно найти что-то полностью оригинальное, а команды могут даже и не подозревать, что идея была придумана или даже реализована до них. Гораздо сложнее разработать продукт, который захотят использовать люди и именно с этой мыслью стоит совершенствовать свои идеи.
Формирование сообщества
Хакатон объединяет людей, позволяет расширить контакты, найти уникальных и активных людей, которые заинтересованы в какой-либо теме или проблеме. Мы, первое сообщество русскоговорящих хакатонщиков Russian Hackers, трепетно ценим каждого из участников хакатон-сообщества. Два раза в год мы делаем главный эвент для участников нашего сообщества – международный хакатон Hack.Moscow.
Новые знания
Большинство участников хакатонов получают за 48 часов разработки в выходные больше знаний и опыта, чем за месяцы учебы в школе или ВУЗе, что свидетельствует об эффективности такого подхода для обучения.
На хакатонах люди учатся, знакомятся, создают новые продукты и становятся частью настоящего новомодного течения. Без сомнения, формат мероприятия, наличие командного духа и опытных сокомандников делают хакатоны запоминающимися на долгие годы. К слову, о командах. Ваша команда должна быть сфокусирована на определенные цели, которые ставят на хакатонах. Цель мероприятия однозначно задают тип самого хакатона. Понимая формат, вы сможете лучше подготовиться, а организаторы: лучше донести до участников на что следует обратить внимание.
Цели хакатона:
- Обучение – образовательный хакатон. Хакатон – эффективное место для получения новых знаний. Образовательные хакатоны – это мероприятия, где главный продукт – это приобретенные навыки. На таких мероприятиях работа с менторами идет наравне с посещением лекций и воркшопов.
- Разработка продукта – классический хакатон. Мероприятие, на котором в течение выходных участники разрабатывают новые, свежие прототипы. Основан на активной генерации идей и, непосредственно, написании кода.
- Внедрение продукта – внедренческий хакатон. Хакатон для собранных команд стартапов, имеющих уже за плечами работающий продукт, который требуется адаптировать под современные реалии рынка и внедрить в уже имеющиеся бизнес-процессы компании.
- Развитие продукта – хакатон-акселератор. Совмещая в себе этапы акселерационных программ и классического хакатона, хакатон-акселератор помогает командам стартапов прокачать свою идею во время интенсивной работы с менторами.
Что не является хакатоном в классическом понимании:
- Генерация идей – Конкурс идей (идеатон) – пришедший из кейс-чемпионатов формат, где команды менеджеров, аналитиков, реже разработчиков, занимаются генерацией идей для создания нового продукта. В отличие от классических хакатонов, упор делается именно на идею и бизнес-план, а не на визуализацию и работающее демо.
- Хантинг – HR-хакатон – несомненно, компании-спонсоры хотят устраивать на работу к себе талантливых хакеров. К сожалению, иногда это превращается в самоцель; задания на хакатон – в тестовое задание с собеседования.
Хакатон – это место генерации новых идей и проработки продукта, более того, это часть новой культуры разработки приложений, показывающая способность креативно мыслить и эффективно работать.
Способ взаимодействия с участниками
Помимо разделения хакатонов по цели, их можно разделить и по способу взаимодействия с участниками:
- Оффлайн-формат – классический формат мероприятия, обычно длится 36-48 часов в выходные дни. Участники собираются в одном здании и разрабатывают решения под конкретные задачи организаторов хакатона. Вход на такие мероприятия свободный.
- Корпоративный хакатон – внутренний хакатон компании или группы компаний. Представляет из себя классический хакатон с уклоном в разработки для конкретного (чаще закрытого) продукта. Вход на корпоративный хакатон осуществляется для сотрудников компании.
- Онлайн-хакатон – хакатон, который ведется несколько месяцев в онлайн-формате. Такие соревнования часто подразумевают встречи с экспертами и консультации специалистов, которые могут проходить как в офлайн, так и в онлайн формате.
В заключение добавим: не важно, какой формат мероприятия, на которое вы пришли. Если вам удалось достичь на хакатоне поставленных целей, то не это ли успех? Главное, чтобы с вами работали опытные менторы, а организаторы встречали на пороге площадки с любовью, дарили сувениры и подарки и сама атмосфера благоволила хакатонить. Желаем четко поставленных целей и новых побед!
Хакатон, это способ быстро запилотировать проект с нуля, привлечь первые деньги на разработку прототипа, собрать команду, выслушать мнение экспертов. На хакатоне у Science Guide обычно приглашаются эксперты по науке, технологии и бизнесу, которые быстро вспомнят примеры похожих идей, расскажут все подводные камни и трудности в реализации вашего проекта. Сегодня я бы сказала есть идеальная модель построения b2b бизнеса, начинающаяся на хакатоне: компании приносят свои данные, участники готовят коробочное решение и с этим же решением заходят к конкурентам бизнес-партнера на хакатоне. Я не верю, что я это говорю. Но если бы все команды так делали, они быстрее бы дорастали до seed стадии: есть команда, есть 3-4 пилота с корпорациями, т. е. спрос подтвержден, MVP есть и первые клиенты – иди поднимай раунд в $3 млн., ты готов!
Проведение хакатонов объединяет молодых специалисты, которые нестандартно мыслят, и которые по-своему представляют будущее той или иной отрасли. Большая часть проектов так или иначе находит свое отражение в бизнес процессах компаний-партнеров. Для многих крупных компаний хакатоны становятся доброй традицией - представители компаний вместе с его участниками придумывают много занимательных проектов. Это позволяет даже самым консервативным корпорациям сделать шаг к цифровой трансформации бизнеса, обновить стратегические планы и соотнести внутренние инновации с общемировыми. За счет подключения все большего количества компаний и образовательных учреждений стремительно растут возможности развития инициативных проектов внутри экосистемы хакеров. По качеству идей хакатоны скоро могут стать альтернативой целым R&D департаментам.
Бонус
В качестве бонуса, хочется провести мини-дайджест ближайших мероприятий:
http://sber-hackathon.skoltech.ru – HackThings, хакатон от Сбербанка, 7-9 сентября.
http://opendatacy.com – хакатон по открытым данным на Кипре! 15-16 Сентября.
https://hackupc.com– известный хакатон в Барселоне. Организаторы предоставляют возвраты 100 евро на билеты. 19-21 октября
https://hack.moscow – крупный международный хакатон от комьюнити Russian Hackers, единственный хакатон MLH Season 2018-2019 в России. 26-28 октября.
http://hackjunction.com – самый крупный хакатон Европы, Junction, пройдет в Хельсинки. В прошлом году было свыше 1500 участников. 23-25 ноября