Мы не используем термин «токсичные клиенты», но есть клиенты, с которыми действительно работать некомфортно и неудобно. Самыми простым критерием таких клиентов являются клиенты, себестоимость обслуживания и работ очень высокая — значительно выше, чем у остальных клиентов. И те клиенты, которые требуют нестандартного подхода, который больше нигде на других проектах не повторится, и который не окупится по большому счету.
В целом, мы как агентство, не отказываемся от работы практически никогда. Но за 2018 год у нас было два прецедента. В одном случае мы предложили клиенту вернуть деньги, он отказался и мы выполнили обязательства по договору до конца. Во втором случае нам удалось вернуть клиенту деньги и прекратить работу (он был на абонентской ежемесячной плате).
Как мы выявляем сложных клиентов в самом начале? Собственно говоря, есть несколько критериев:
- Например, клиент хочет очень быстрого результата для того инструментария, который работает вдолгую, например, поисковая оптимизация;
- Клиент не может предоставить никаких вводных данных по своему бизнесу, себестоимости, целях, среднем чеку, но хочет, чтобы мы отчитывались в цифрах;
- Клиент хочет продаж, но при этом у него нет никакого аналитического инструмента, позволяющего реально отследить динамику продаж: ни коллтрекинг, ни аналитику он ставить не собирается;
- Клиент пришел по рекомендации, ссылается постоянно на рекомендации, не просто ссылаясь на опыт нашего агентства и нашу работу, а ссылается, рассчитывая на какие-то дополнительные бонусы и привилегии от этого. Как правило, это приводит к тому, что в будущем он требует скидок и хочет получить больший объем работы за обычные или за меньшие деньги.
Еще ситуация — клиенты, которые хотят платить наличными. Нас такие клиенты особенно пугают, и мы с такими не работаем. У нас только официальная оплата. Клиенты — физические лица, если необходимо, могут оплатить через интернет-эквайринг онлайн, юридические лица и ИП работаю с нами по договору.
Отдельный момент — это не «токсичные» клиенты, но как тревожный звоночек, это клиенты, которые очень сильно хотят личных встреч и разговоров по телефону, особенно с первым лицом. Безусловно, мы и встречаемся с клиентами, и разговариваем по телефону в случае необходимости. Но иногда бывает так, что клиент очень простой вопрос выясняет очень долго. Если клиент задал вопрос, на который можно ответить одним предложением в email переписке, но фактический разговор занял час, то точно в будущем такой клиент будет требовать большего времени на ведение проекта.
У менеджера, который ведет проект, точно так же, как у специалистов, есть определенная себестоимость. У любого сотрудника 160 часов в месяце. Когда мы распределяем проекты по специалистам, мы говорим, что клиент получит столько-то часов работы специалиста по проекту. Как правило, вслух не озвучиваем клиенту, сколько времени выделяем менеджера. Это уже наша внутренняя себестоимость. Но если мы видим, что проект требует очень много времени, то это негативный сигнал.
С другой стороны, для нас не являются токсичными клиентами, те, кто проверяют долго и нудно договор или те, кто задают много дополнительных вопросов на этапе продаж. Первое может быть доказательством того, что у них сложная корпоративная культура согласований. А второе — что клиент действительно хочет разобраться и понять, что он получит и за что будет платить. Практически во всех таких случаях мы работаем с клиентами долго и счастливо.
ПК не просто жаждет скидок, а очевидным образом для вас образом обозначает, - поправьте повторение "образом"
Автору спасибо, столкнулся с подобным на практике
Потребительским экстремизмом зовется))
Спасибо, поправили. А что у вас за история? Еще до подписания договора выявили токсичность или уже в процессе работы?