Антикризисный менеджмент: как компании пережить кризис и какую пользу можно от него получить
В этом материале мы расскажем о кризисе и о том, как бизнесу его пережить. Спойлер: кризис — это нормально, как времена года или смена дня и ночи. Только ночь может быть полярной. И с метеоритами. И с кислотным дождём, ураганом, цунами и землетрясением одновременно, и всё вокруг горит, и ты горишь. Но есть и хорошие новости. Залетай и читай.
Этапы кризиса
Есть 4 основных этапа прохождения через кризис:
- Распознавание приближающегося кризиса.
- Нахождение в кризисе.
- Выход из кризиса.
- Ликвидация последствий кризиса.
Важно понимать, на каком этапе находится компания. Не стоит пытаться выйти из кризиса до его окончания, как не стоит и продолжать руководствоваться антикризисной политикой, когда другие компании уже отказались от неё и работают над развитием.
Задачи антикризисного менеджмента
- Сохранить компанию.
- Предвидеть приближающийся кризис и успеть подготовиться к нему.
- Отреагировать на угрозу максимально быстро и соразмерно её масштабам.
- Управлять влиянием кризиса на компанию.
- Использовать негативные факторы и последствия кризиса для развития и усиления компании.
Плюсы и минусы кризиса
Минусы:
- снижение потребительского спроса;
- усиление конкуренции;
- увеличение стоимости кредитов;
- обесценивание валюты.
Плюсы:
- возможность нанять более профессиональных специалистов по более выгодным условиям;
- снижение стоимости услуг, которыми пользуется ваша компания. Но иногда для этого нужно через переговоры выбивать более выгодные условия;
- возможность избавиться от конкурентов. Например, по схеме «получаешь более выгодные условия от поставщиков → снижаешь цену продукта для покупателей → замыкаешь на себе основной поток денег на локальном рынке, компенсируя низкую прибыль с продаж их объёмом».
Частые ошибки
- «Страусиная» стратегия — отказ от планов, проектов, продуктов и инвестиций из-за желания сэкономить и сохранить в компании как можно больше денег.
- Увольнение сотрудников без разбора. В том числе ключевых, без которых перестают работать линейки продуктов, стратегии, направления или отделы.
- Необоснованное и не просчитанное снижение стоимости продукции.
- Концентрация на экономии, а не на увеличении продаж.
Как выжить
Быть гибким и меняться под реалии рынка хоть каждый день, если это потребуется. Элитная мебель больше не востребована — производим бюджетную. Не востребована бюджетная — производим ящики и паллеты. Не востребованы ящики и паллеты — продаём дрова.
Выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный
Идти на непопулярные меры, если это необходимо: увольнять неэффективных сотрудников, закрывать или перевозить предприятия, снижать зарплату.
Концентрироваться на денежном потоке, а не на прибыли. Лучше спокойно получать прибыль по 1 миллиону в месяц, пропуская через компанию 100 миллионов, чем попытаться увеличить прибыль до 2 миллионов в месяц и пропускать через себя уже 50 миллионов.
Составить план и стратегию. Иметь даже плохой план лучше, чем просто плыть по течению.
«Управление в условиях кризиса», Ицхак Адизес
Отношение к кризису и проблемам
Если у вас проблемы — всё хорошо. Это значит, что вы ещё живы. Если считаете, что проблем нет, проблема в том, что вы просто их не осознаёте.
Ваши масштабы определяются масштабами проблем, которые вы способны решить. И если они растут — это признак роста.
Решения
Не принимать решения — значит принять решение ничего не делать. Выждать, выбирая правильный момент, можно. Бездействовать, потому что не знаете, что делать — худшая тактика.
Если мы игнорируем проблемы и решаем их недостаточно оперативно, они разрастаются и в конечном итоге превращаются в кризис.
Кризис благоприятствует сильным лидерам и компаниям, которые могут справиться с изменениями. Слабые в период кризиса вымирают.
Тому, кто решает проблемы с помощью упреждающих мер, проще выжить, чем тому, кто реагирует на случившееся постфактум. Важна не адаптация к изменениям, а прогнозирование и опережение изменений.
Деньги
Во время кризиса деньги решают всё. Но опираться нужно на оценку денежного потока, а не прибыль в краткосрочной перспективе. В период кризиса нужно планировать денежные потоки на 3 месяца вперёд, учитывая поступление и отток. В конце каждой недели нужно корректировать планы с учётом новой информации.
Кадры
От неэффективных сотрудников нужно избавиться и без кризиса, но нельзя увольнять хороших работников, чтобы сократить затраты. Сколько средств вы потратите, чтобы нанять и обучить людей? Вместо увольнения можно перевести их на сокращённый день, разделив работу на всех, чтобы сложности стали общим вызовом для всей организации, включая руководство.
В период кризиса следует уделить внимание двум вопросам: контролировать денежные потоки и оберегать культуру взаимного доверия и уважения, стараясь не разбазаривать ценные кадры.
Напишите конституцию, которая определяет, что вы намерены делать, чего делать не намерены и во что вы верите. И донесите её до каждого, кто работает или планирует работать у вас.
Доверяйте подчинённым и предоставляйте им полномочия. Люди — это не просто рабочие руки, это ещё и мозги. Дайте им почувствовать, что их труд заслуживает признания, что у них есть миссия, позвольте им быть услышанными.
Какие уроки нужно усвоить после первого кризиса
- Кризисы неизбежны: каждые 5-10 лет происходит если не глобальный или национальный кризис, то как минимум отраслевой.
- Накапливать резервный фонд на следующий кризис.
- При наступлении нового кризиса не скатываться в «страусиную» стратегию, то есть не урезать всё подряд: направления, продукты, проекты, инвестиции и так далее.
- Продумать и запустить диверсифицирующие варианты бизнеса по кризис-востребованным направлениям. Если кризис сильно ударит по основному направлению, например, по продаже автомобилей, второе кризис-востребованное направление — ремонт — поможет остаться на плаву.
В клубе для предпринимателей Reforma мы регулярно собираемся и обсуждаем стратегии и планы. Например, 29 октября у нас будет антикризисный тренинг с Максимом Спиридоновым. Присоединяйся ;)