«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Шок… Недоумение… Восхищение… Радость… Полная обескураженность происходящим… Неподдельный интерес… Жгучее желание во всём разобраться…

Это ещё не весь спектр эмоций и чувств, которые я испытал после знакомства с новостью о молниеносно возросшей (если не сказать воскресшей) популярности одного из главных хитов советской рок-группы «Альянс» - культовой песни «На заре».

Причиной тому стал опубликованный создателями клип, который пропылился на полке 32 года! 32 года, Карл!!! Целая эпоха!!! Это событие уже справедливо успели окрестить самой поздней премьерой клипа в истории, а кто-то даже похвалил создателей за маркетинговую смекалку.

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Оцифрованный с плёночного носителя клип! Качества, оставляющего желать лучшего. С зерном и подрывами. С незамысловатым видеорядом. Без привычных современному глазу экшена и спецэффектов. И всё бы ничего, да только масштабы происходящего, мягко говоря, впечатляют...

Более полумиллиона просмотров видеоролика на официальном YouTube-канале за сутки и почти 4 000 репостов в социальных сетях в день публикации клипа. Блокировка YouTube-ом за подозрительно высокую для ретро ролика активность (с последующим восстановлением). Около 600 упоминаний в российских и зарубежных СМИ-источниках. Несколько репортажей на федеральных телеканалах.

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
<p> (комментарий про блокировку ролика)</p>

(комментарий про блокировку ролика)

В общей сложности уже в день публикации клип набрал 1,9 млн. просмотров на различных источниках и стал предметом активных обсуждений в том числе и на западе.

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Динамика упоминаний о песне «На заре» говорит сама за себя:

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

16 и 29 марта – два небольших всплеска в 332 и 459 упоминаний соответственно, связанные с обсуждениями и распространением раритетного концертного видео группы «Альянс» с песней «На заре». Многим пользователям запал в душу колоритный клавишник Олег Парастаев, которого комментировали наиболее часто.

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Ну и собственно 5 апреля – аномальный всплеск в 9 174 упоминания, вызванный… Нет, не анонсом нового сезона «Игры престолов» или финальной серии «Мстителей». Как вы уже догадались, связан он с публикацией «чуть» запозднившегося клипа всё на ту же композицию «На заре» и последующими его обсуждениями.

Вот, как выглядит, к слову, динамика упоминаний о песне «На заре» 32-ух летней давности, забытой и вновь ставшей популярной, на фоне ажиотажа вокруг ожидаемой во всём мире премьеры фильма «Мстители. Финал»:

<p>«Альянс» vs «Мстители»</p>

«Альянс» vs «Мстители»

Даже среди на порядок превосходящего количества упоминаний о «Мстителях» исследуемый инфоповод, как мы видим, не затерялся.

Вот, что удалось выяснить о географии упоминаний песни «На заре» в период с 15 марта по 14 апреля 2019 года:

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Таким образом, из числа идентифицированных по географии упоминаний около 30% пришлось на зарубежные страны, что ещё раз подчёркивает интерес к клипу и песне «На заре» за рубежом.

Если говорить о половозрастных характеристиках авторов, постивших видеоролики с песней и оставлявших свои комментарии, то картина выглядит следующим образом:

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Как видно, более 50% упоминаний оставлено мужчинами и только 19% женщинами. Возраст целевой аудитории колеблется в пределах от 25-ти до 44 лет, что, собственно, не так удивительно, ведь эти люди вполне могли слушать песню «На заре» в детстве вместе со своими родителями. А вот то, что молодые люди до 18 лет и чуть старше также активно делились своими впечатлениями о клипе и песне в целом, по-настоящему удивительно! Впрочем, здесь стоит отдать должное за популяризацию советского хита среди молодёжи певице Монеточке, которая не так давно сделала кавер на эту песню и в какой-то степени оживила память об оригинале. Однако, в период с 15 марта по 14 апреля 2019 года Монеточку в контексте исследуемой темы упомянули всего 383 раза, тогда как оригинальную версию – более 42 тыс. раз.

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Стоит отметить тот факт, что подавляющее большинство отзывов о клипе и композиции «На заре» носили позитивный характер. Люди, конечно, с юмором отзывались о столь поздней премьере клипа, но в то же время выражали своё неподдельное восхищение красотой и «бессмертностью» песни, в то время как многих подкупила наивность и искренность самого видеоролика.

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Были правда и те, кто уличил создателей клипа в «агрессивном пиаре», выдвинув гипотезу о том, что блокировка ролика YouTube-ом была проплачена его создателями.

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Вот какими словами люди чаще всего характеризовали клип и песню «На заре» в своих комментариях:

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

Думаю, что эти данные довольно однозначно описывают реакцию пользователей и не нуждаются в излишних комментариях…

Таким образом, в период с 5 по 14 апреля ролик посмотрели более 8,7 млн. пользователей, которые оставили 325 тыс. лайков, написали 22 тыс. комментариев и сделали более 8 тыс. репостов. Общий охват инфоповода составил около 100 млн. пользователей во всём мире, которые потенциально могли ознакомиться с клипом и песней «На заре».

Внушительные результаты для композиции, написанной в 1987 году, не правда ли?.. Ничуть не удивлюсь, если в обозримом будущем группа «Альянс» даст грандиозный концерт, билеты на который, учитывая столь удачный «пиар», достать будет весьма затруднительно…

Так в чём же всё-таки феномен песни «На заре»? Почему люди с таким искреннем удовольствием и вдохновением встретили ретро клип, который на первый взгляд, не должен был создать столь бурного ажиотажа вокруг себя? Ведь он совершенно не похож, на то, к чему привык «цифровой зритель» 21-го века. А может быть, именно в этом-то всё и дело?..

На мой взгляд, человечество уже настолько пресытилось новомодным звучанием, невообразимыми спецэффектами и упором на графику и экшн, что всё это давно успело надоесть, став обыденностью. Людям хочется чего-то более душевного, искреннего, наивного и чистого – того, что так не хватает в современном мире. И в клипе на песню «На заре» зритель всё это находит. К тому же, не стоит забывать о теории спиральной динамики развития человечества, которая, как мне кажется, здесь вполне уместна.

Разве «На заре» не звучит модно и современно? Разве не пересекается с сегодняшними трендами в музыке? С уверенностью скажу, очень даже пересекается и звучит! Но в отличие от того, что мы привыкли слышать сейчас, у этой музыки есть нечто большее и ценное – душа и смысл. И видится мне, именно в этом кроется главная причина столь неожиданной, а если разобраться, вполне ожидаемой реакции пользователей на премьеру клипа 32-ухлетней давности. Не стоит, впрочем, отрицать и вероятность продуманной раскрутки песни и разжигания интереса публики к ней. Ведь, как я уже говорил, незадолго до премьеры клипа в сети стал мелькать раритетный видеоролик с концертным исполнением песни «На заре», который также обсуждался пользователями, хоть и не столь бурно.

Так что, новомодные продюсеры и маркетологи, учитесь и мотайте на ус!

«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой
«На заре» - маркетинг с 32-летней выдержкой

А мне лишь остаётся поздравить группу «Альянс» со столь мощным витком новой популярности и искренне пожелать им удачи и творческих успехов! Всем хорошей музыки !

Веселов Евгений, Ведущий специалист по мониторингу и аналитике компании «Sidorin Lab»
1313
4 комментария