Еда для духа и тела: стартапы в области ЗОЖ
Рынок ЗОЖ-продуктов и оздоровительных услуг стал активно развиваться после пандемии коронавируса. Сегодня он находится на пике популярности и по прогнозам аналитиков, в 2023 году побьет отметку в 6 триллиона долларов, а к 2025-му году увеличится еще на триллион.
Предлагаем познакомиться с трендами wellness-индустрии и узнать о стартапах в области здоровья и похудения.
Тренды и цифры в развитии ЗОЖ-бизнеса
Бизнес в области ЗОЖ и wellness весьма перспективен и прибылен. Foodtech- и foodnet-тренды приносят идеи для инвесторов и основателей стартапов, которые готовы отвечать запросам массовой аудитории.
Российский рынок ПП-продуктов растёт на 8.5% в год на протяжении последних пяти лет. Это связано с двумя факторами: развитием технологий и сырья и потребительскими трендами, среди которых:
- забота о здоровье;
- сохранение стройности и красоты;
- переход на полноценное питание;
- добавление в рацион натуральных и «зеленых» продуктов;
- отказ от рафинированного сахара.
ЗОЖ-продукты отлично развиваются в условиях FoodNet, объем мирового рынка которого к 2025 году может вырасти до 30 трлн долларов (из них почти 2 трлн могут прийтись на РФ). Отметим, что на сегмент FoodTech (прогноз J’son & Partners Consulting) придется около 400 млрд долларов.
Индустрия FoodTech ускоряет и масштабирует процесс развития ниши здорового питания и ЗОЖ-продуктов. Стартапы в области FoodTech используют технологии для решения некоторых насущных продовольственных проблем: от инновационных способов производства продуктов питания до инструментов, которые помогают кафе и ресторанам работать более эффективно. Эти стартапы меняют то, как мы едим.
Индустрия эко-продуктов и правильного питания в России набирает обороты и показывает заметный рост. В этой нише работают и крупные игроки, и небольшие «ламповые» проекты. Тема ЗОЖ захватила жителей и городов-миллионников, и небольших городов. Глобальный тренд здорового образа жизни и бум ЗОЖ-продукции зафиксировали летом 2020 года: спрос на здоровые продукты вырос в 3 раза – в том числе в регионах. Онлайн-магазины отметили повышение спроса на бобовые, альтернативное молоко и мясо, полезные снеки, суперфуды. В 11 раз выросли продажи сухофруктов, сушеных водорослей, гранолы. Спрос на чечевицу и овес подскочил в 180 и 62 раза соответственно. Хитом среди покупателей стала микрозелень и гидропонные установки для ее выращивания. Люди вспомнили о пользе и возможностях сельского хозяйства.
Линейка ЗОЖ-продукции в продуктовых магазинах расширяется, пополняется веганскими и спортивными позициями. Сервис доставки «СберМаркет» отметил рост спроса в регионах на альтернативное молоко, семена чиа, брокколи, энергетические батончики.
Спрос на суперфуды и полезные продукты неуклонно растет. По данным исследования Nielsen, уже 67% россиян следят за своим рационом с целью предотвращения болезней. Около 39% опрошенных стремятся ограничить количество жиров и сахара, а 74% потребителей внимательно изучают этикетки продуктов на предмет содержания пальмового масла и Е-добавок.
Ритейлеры меняют продуктовые линейки, подстраиваясь под новые требования рынка, а практически любому пищевому ЗОЖ-стартапу гарантирован успех. Подробнее об инновационных стартапах для здорового тела и сильного духа в нашем обзоре.
Агрономия и ЗОЖ
Микрозелень и ростки пшеницы (витграсс) на подоконниках — новый тренд среди ЗОЖников и любителей правильного питания. Достижения сельского хозяйства нашли новое применение, потому что с ростом популярности правильного питания спрос на гидропонные установки для дома вырос в несколько раз.
Для выращивания используют гидропонные установки в закрытом помещении – от жилой квартиры до арендованного склада. Стоит отметить, что такое растениеводство приносит двойную пользу - во-первых, зелень богаты витаминами и делает питание разнообразным, а во-вторых, из отходов производства делают травяные гранулы, которыми кормят мелких декоративных грызунов, шиншилл и карликовых кроликов.
Ферма зелени
Из российских стартапов можно выделить проект «Ферма зелени» Ивана Метёлкина. Его сити-ферма с микрозеленью небольшая — всего 60 кв. метров. Здесь каждый сантиметр площади на счету, помещение почти целиком занято стеллажами, высотой до потолка. Сейчас основу продаж составляют руккола, горох, подсолнечник, кинза, различные виды редиса. В целом на ферме растет около 20 культур, а также съедобные цветы. В дальнейшем сити-фермер планирует сотрудничать с фармкомпаниями и запустить производство лекарственных растений.
«Зеленая» категория продуктов
Еще одним драйвером развития стартапов в области ЗОЖ стал интерес к фермерским и органическим продуктам. По данным ЦИПП Роскачества, 73% россиян готовы приобрести продукцию с российским органическим знаком. Федеральные розничные сети начинают активнее поддерживать местных производителей, а фермерские хозяйства расширяют ассортимент органической продукции на полках.
Более того, растет потребность в товарах «зеленой» категории. Все больше покупателей следят за своим питанием и качеством потребляемой еды. По опросу ЦИПП Роскачества в 2022 году 63% опрошенных указали, что готовы платить больше за продукт, который является более полезным для организма, а 52% готовы переплачивать за продукт с безопасным составом.
Огромный выбор качественных товаров с ферм ждет пользователей платформы Своё Родное: благородные сыры, мясо, натуральные молочные продукты и многое другое напрямую от производителей. Никаких заменителей трансжиров и ГМО, только натуральные и свежие продукты.
Среди «зеленых» новинок стоит выделить стартап Green Salt — это первая в России и одна из немногих в мире компания, которая перерабатывает растение Salicornia. В результате получается безвредный для организма солезаменитель — «зеленая соль». Такая соль в меньших дозах заменяет дневную норму поваренной — полтора грамма против трех.
Компания была основана сестрами Натальей Хазовой и Анной Тараниной в 2019 году и прошла через бизнес-инкубатор Астраханского областного центра, став резидентом «Сколково». Продукт выпускают в виде порошка в тубусах и пакетиках, которые доставляют по всей России.
Стартапы для персонализированного питания
Персонализированное питание набирает популярность, так как людям приходится по душе индивидуальный подвох во всем. В персонализированных пищевых приложениях используются инновационные технологии для разработки меню и времени приема пищи в соответствии с потребностями пользователей. Их главная цель — помочь пользователям не потерять или даже улучшить свое здоровье, не меняя образа жизни.
Примеры стартапов по персонализированному питанию:
- FitnessGenes разрабатывает персонализированные планы питания и тренировок на основе анализа ДНК пользователя;
- Стартап DayTwo позволяет пользователям, страдающим метаболическими заболеваниями, улучшить качество сна и общее самочувствие с помощью индивидуальных планов питания;
- Anrich3D занимается 3D-печатью продуктов питания, чтобы создавать нестандартные и удобные блюда в соответствии с потребностями пользователей в питании;
- Nutrino, Medtronic, Astarte и MDSure, разрабатывают рационы для людей, страдающих различными заболеваниями внутренних органов;
- Компания Habit из США при разработке персональных рецептов учитывает данные генетического анализа с перспективой подключения сведений о микробиоме кишечника и мониторинга состояния здоровья пациентов с помощью датчиков. В дальнейшем планируется использование анализов крови и интеграция с телемедициной.
Прогнозы развития рынка персонализированного питания сильно разнятся, потому что четких международных критериев его границ пока нет. Axiom Market Research & Consulting прогнозирует, что к 2025 году объем этого рынка составит около 11,5 млрд долларов. Прогноз на 2035-й — от 0,5 до 3 трлн долларов.
Полезные сладости
Стартап Sea Marmelad производит не только вкусные, но и полезные сладости из морских водорослей, обогащенные йодом. Проект в 2019 году основала Светлана Новак. В компанию поверили бизнес-ангелы Людмила Булавкина и Наиля Замашкина, они оценили проект в 15 млн рублей. Сейчас Sea Marmelad работает над тем, чтобы выйти на международный рынок. Новак уверена, что продукт хорошо воспримут в Японии, Китае и Корее.
Мармелад из морской капусты восполняет дефицит железа и заменяет людям вредные лакомства. Сейчас стартап предлагает мармелад с четырьмя вкусами: апельсин, какао, мята и каркаде. В состав продукта входит 40% морской капусты, 30% сахара, и 30% фруктовых наполнителей и добавок.
Мармелад в баночках стерилизуется и разливается горячим разливом — к нему нет доступа воздуха, поэтому он хранится 12 месяцев.
Yummy Foods (новое название — Isomalto)
Основатель бренда — Александр Термасесов сам придерживается принципов ЗОЖ и правильного питания. Его компания, созданная в 2019 году, выпускает джемы и нектары без желатина и сахара. Также в ассортименте бренда есть сахарозаменители. B2B-клиентам компания продает сырье и компоненты для производства альтфуда: например, кокосовую стружку и стевию — растительный сахарозаменитель.
Альтернативное мясо и растительный протеин
С каждым годом становится популярнее флекситарианство — преимущественно растительная диета, которая допускает употребление в пищу животных продуктов. По этой причине в России неуклонно развивается рынок альтернативных продуктов. Например, в 2021 году рынок отечественного альтернативного мяса составлял 0,7-0,8% от европейского. Однако, согласно опросу НАФИ, в сравнении с началом 2020 года, в середине 2021 года россияне стали втрое чаще выбирать растительные аналоги животных продуктов.
Увеличение доли растительной пищи в рационе мясоедов может помочь улучшению экологической ситуации в стране и оздоровлению общества. Вот лишь часть успешных проектов.
Greenwise
Стартап по производству искусственного мяса из сои и пшеницы, основан Артемом Пономаревым, Юлией Марсель и Георгием Железным. Интерес к растительному мясу у Артема и Юлии появился во время учебы в Нидерландах в 2017 году: они посмотрели, как жители страны сортируют мусор и в целом бережно относятся к природе. Молодые люди решили, что и россиянам стоит перенять некоторые экопривычки у европейцев — в частности, употребление растительного мяса.
Когда Артем и Юлия вернулись с учебы, им дали первый кредит на открытие бизнеса и идею для развития.
Стартап Greenwise был основан в 2018 году. Ассортимент бренда широкий: стрипсы, джерки (палочки из растительного мяса), филе, пельмени и консервированный «тунец». Компания предлагает свою продукцию всем, кто хочет разнообразить рацион и следит за здоровьем. Продукцию можно приобрести в российском ритейле и на маркетплейсах, она активно продается за рубежом.
Котлеты от Welldone
Стартап Welldone, запущенный в 2020 году, производит растительные котлеты и фарши из белка бобовых, кокосового масла и клетчатки. Среди отличий от конкурентов: более низкая цена и охлажденные, а не замороженные продукты.
Основная аудитория бренда — вегетарианцы и веганы, однако изначально продукцию создавали для флекситарианцов. В ассортименте Welldone: котлеты домашние, котлеты для бургеров, фарш, пельмени, колбаски для хот-догов. Продукцию можно купить в ритейле и с доставкой, а также попробовать более чем в 30 российских ресторанах.
«Митлесс»
Компанию в 2020 году в Петербурге основали два приятеля — Иван Иванов и Роман Лукин. Большинство клиентов бренда — розничные магазины, а также некоторые рестораны (например, бургерные и пиццерии, которые готовят блюда с растительным фаршем).
Среди продуктов «Митлесс»: котлеты, колбаски, фрикадельки, фарш и даже стейки. Купить продукцию можно в ресторанах и магазинах по всей России, а также в Беларуси и заказать с доставкой на сайте бренда.
Green Proteins
Под брендом Green Proteins с 2017 года выпускают протеин из ядер конопли, подсолнечника, кедра, семян тыквы и комплексный — включающий все эти ингредиенты. Компания хочет поддержать веганов и вегетарианцев, занимающихся спортом.
Будь в тренде
Тренд на здоровое питание открывает большие возможности для развития бизнеса в индустрии здоровья. Попробовать натуральные продукты в России, полезные для духа и тела, можно на маркетплейсе Своё родное.
А попробовать свои силы в создании собственного стартапа — в стипендиальном конкурсе на платформе РСХБ в цифре.
Для участия в конкурсе необходимо выбрать задание и в срок до 15 августа 2023 направить решение: описание концепции, прототип и видео-презентацию.
Было бы здорово, если бы кто-нибудь создал экологичный продукт здорового питания, доступный для нищебродов )))
называть это "натуральными продуктами" - ну такое. Где-где, а в России еще не забыли что такое грядки на даче.
на лоха все стартапы, чтобы правильно питаться уже условия лет 10 есть и никикие "органик" не нужны для этого, растительное мясо тем более