Психологический разбор фильма "МАТРИЦА: Воскрешение" 2021г

О важности принятия изменений через анализ последней части культового фильма МАТРИЦА.

Психологический разбор фильма  "МАТРИЦА: Воскрешение" 2021г

Первым делом скажу следующее - фильм в прокате с треском провалился и данный факт в полной мере отражает центральную идею этого фильма.

Но обо всем по порядку.

Сквозь весь фильм мы видим тему ГЛОБАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Первая «Матрица» вышла в 1999 году, с тех пор прошло 24 года и за это время мир поменялся кардинально.

Практически в начале фильма мы слышим фразу: «Если все новое, зачем им старый код?»

Режиссер этим вопросом дает нам подсказку (заставляет задуматься) - какой смысл переснимать легенду в полностью изменившемся мире? В чем фишка?

Давайте разбираться вместе.

Главные изменения последнего двадцатилетия:

  • Наша жизнь стала цифровой, но вместо предполагаемой бОльшей свободы этот факт наградил нас прямо противоположным - «контролировать тебя твоей же фишкой».

Это про наш любимый, уже вросший в руку айфон, который знает о каждом из нас гораздо больше, чем мы сами.

Цифра так плотно вошла в нашу жизнь, что одним из трендов последних лет стала кибербезопасность - пытаемся себя защитить от того, что сами создали.

Мы все живем, зарабатываем деньги, поддерживаем отношения в телефонах - чем не матрица?

  • Стираются самые базовые биологические законы - наличие только двух полов перестало быть аксиомой.

Режиссер последней «Матрицы» Лана Вачовски при съемках первой «Матрицы» была Лоуренсом Вачовски. С момента выхода первого фильма и она, и ее брат, сменили пол.

В фильме одно из самых часто употребляемых слов - бинарность (примечание: люди, которые не подходят под стандартное распределение полов и гендерной идентификации в современном мире называются небинарными персонами).

Небинарные - значит те, которые не вписываются в "классическую" двойку. И эта идея про двойки, как что-то неокончательное, звучит на протяжении всего фильма.

Мир отходит от категоричности понятий: уже нет тьмы и света, чего-то однозначно плохого и чего-то однозначно хорошего ( в противовес религиозному дискурсу).

Противоположности теперь работают в связке, рождая новые смыслы: Агент Смит (антагонист Нео) говорит своему создателю: «У нас с Нео много общего. Когда он отключился от матрицы (то есть официально стал врагом) Я СМОГ СТАТЬ СОБОЙ».

Еще один эпизод с той же идеей в контексте самого Нео - связка контрагентов: "Морфеус хороший, Смит плохой" как проекция внутреннего конфликта двух разнонаправленных желаний, которые есть внутри каждого человека. Именно преодоление этого конфликта через выбор своей позиции делает Нео тем, кто он есть.

Что мне показалось важным: в этой части фильма главный злодей, который в нынешней реальности контролирует Нео, представлен в роли психоаналитика.

Почему?

Я интерпретирую это следующим образом:

В последние годы психотерапия для многих стала нормальным, естественным процессом. Но в ходе этого процесса люди имеют множество ожиданий относительно того, что есть правильно, а что неправильно.

Погружаясь в прошлое, начинают делить его на черное и белое:

  • Правильные были родители или нет
  • Правильно воспитывали или нет
  • Правильно я сформировался или нет

В ответ на это Лана Вачовски своим повествованием говорит нам то, что известно любому хорошему психологу:

То, что ты представляешь собой сейчас, это результат не столько твоего реального прошлого опыта, сколько того, как ты его переварил и встроил в свою психику.

Именно это и формирует ЛИЧНОСТЬ и ХАРАКТЕР.

Без тьмы нет света, как без агента Смита не было бы и Нео с его лучшими качествами.

  • Ну и последнее изменение, которое не так глобально в плане мира, как глобально в рамках отдельно взятого человека: СТАРЕНИЕ

На момент съемки первой «Матрицы» Лане Вачовски и исполнителям ролей Нео и Тринити было 34, 35 и 32 года. То есть люди в самом расцвете сил.

Сейчас все они на 24 года старше.

Тема возраста проходит сквозь всю картину. Режиссер не скрывает тревогу, которую она у нее вызывает и вместе со зрителем пытается это осмыслить и принять. Вместе с ней как будто весь мир озадачен и напуган темой старости: обилие продуктов, процедур и всяких методологий, направленных на борьбу со старением, это подтверждает.

Противиться изменениям и отрицать реальность, которая тотально изменилась и в которой ты на 24 года старше - это еще одна МАТРИЦА.

И тут мы подходим к ключевой идее фильма: мы все живем в матрице. МАТРИЦЕ СВОИХ УБЕЖДЕНИЙ И ВЕРОВАНИЙ.

Нео, как и в 99, предлагает нам освободить свой разум. Только теперь нам нужна свобода не от других, а от самих себя.

В фильме мы слышим тему программирования воспитанием ("это мое желание или навязанное?"), тему того, что любая реальность - это наши интерпретации - то, чем для нас является мир, зависит от того, через какую призму мы на него смотрим.

Нельзя застревать в одних и тех же представлениях о себе и о мире. Мир не статичен и мы тоже, и это нормально. Необходимо постоянно чистить свою линзу и сверяться с действительностью.

Это факт, который я постоянно наблюдаю в терапии: взрослый человек, жизнь которого уже давно изменилась, по-прежнему использует те схемы поведения и реакций, которые он усвоил еще в детстве, когда был маленьким и беззащитным.

Человеку сложно переосмыслять свое прошлое и вести себя соотвественно его нынешней реальности, и это и есть наша матрица. Психическая.

Фильм провалился, потому что люди хотели ТУ МАТРИЦУ. Они не хотят принимать реальность, в который кумиры их молодости (а значит и они сами) стали значительно старше и все вокруг поменялось.

На режиссёра обрушился шквал критики за то, что она переосмыслила старую «Матрицу» и показала ее в новых реалиях.

Но именно переосмысление прошлого - это путь развития. Эта идея и лежит в основе глубинной психотерапии и делает в принципе возможными личностные изменения в настоящем.

Негативная общественная реакция на картину подтвердила идею автора - люди не готовы встречаться с реальностью, они хотят жить в своих представлениях о том, как все должно быть.

Мы крепко держимся за свою матрицу убеждений: за усвоенный когда-то образ себя, за усвоенные представления о мире.

Это дает нам мнимое чувство безопасности, но по факту - «ЕСЛИ МЫ НЕ ЗНАЕМ ГДЕ РЕАЛЬНОСТЬ, А ГДЕ НЕТ - НАМ НЕ ВЫСТОЯТЬ».

Мир поменялся. Каждый из нас меняется, ежедневно. Мы все давно выросли. Как раньше уже не будет никогда.

И к этому надо адаптироваться. Надо жить в реальности сегодняшнего дня - это и есть выход из матрицы.

Больше психологических разборов фильмов и книг в моем ТГ-канале

11
2 комментария

Круто, что Киану противник всяких филлеров и ботокса. Красиво стареет

2
Ответить

Моему сыну 21, мы смотрели вместе новую Матрицу. И я получила эстетическое удовольствие, а сын был разочарован. Я все думала почему? В один момент я поняла! Моему сыну 21! и он еще не прошел эти 24 года, он как раз на том пути что и молодые версии героев. Я же прожила путь старения - взросления вместе с героями (артистами), мне понятны их чувства и переживания, мне понятен из взгляд. Фильм нужно еще пересматривать и осмысливать, я уверена, что он будет открываться с каждым пересмотром, но однозначно - мне понравилось

Ответить