Чему и как учат в британских школах?
В старшей школе кроме стандартных математики, физики, химии и т. д. могут быть обязательными или предлагаться на выбор такие предметы, как: право, экономика, античные языки (латынь или греческий) , бизнес, кулинария, садоводство, архитектура, история искусств.
Что мне очень нравится в британской школьной программе?
Во-первых, то, что в детстве многое происходит через игру. Обычно «играют» по книге. Например, читают «Три поросёнка». Да-да, у них тоже есть эта народная сказка. И на уроках математики считают поросят: волк один, а поросят трое, кого больше? Изучают формы — дом поросёнка квадратный, крыша — треугольник, окно — прямоугольник, лицо поросенка — круг. На уроках ИЗО делают аппликации домиков из разных материалов, рисуют домики и поросят. Считается, что дети через книгу и игру лучше запоминают материал.
С самого первого класса есть урок «Show and Tell» (покажи и расскажи) . Дети приносят из дома любой предмет — игрушку, носок, книжку, фотографию, ракушку с моря — и рассказывают о нем. Сначала достаточно 4-5 предложений, с возрастом — больше. Чем старше ребёнок, тем серьёзнее тема выступления. Если в 5 лет нужен рассказ о любимой игрушке, то в 8 лет — о любимой книге, в 12 надо уметь делать доклад на заданную тему, а в 16 подготовить агитационную речь для воображаемых выборов.
Детей с детства учат выступать на публике и не бояться аудитории. В более позднем возрасте проводят клубы дебатов. Учат детей аргументированно спорить, уметь доказывать свою точку зрения.
Ещё я лично в восторге от того, какие сочинения пишут дети! Например, в возрасте 6-8 лет моему сыну задавали написать:
— историю английского варианта сказки «Три медведя» («Goldilocks and three bears») от лица мамы Маши. Нужно было подумать, что чувствовала мама девочки, которая ушла утром и долго не приходила;
— еще надо было представить ситуацию, что ты пришёл в библиотеку и не нашел книгу, которую искал. Теперь нужно написать письмо директору библиотеки и потребовать разъяснений, почему такой книги нет, а также привести доводы, почему эта книга должна быть в библиотеке;
— о каком домашнем питомце я мечтаю?
В 9-11 лет темы были такими:
— написать заметку в газету о страшном шторме, который нанёс урон прибрежной деревне;
— или «ты идешь по лесу и видишь заброшенный дом, входишь туда и находишь куклу». Надо написать сочинение об этом, какие мысли возникают по этому поводу, какие чувства вызывает, какая история могла бы быть у дома;
— вампирская история, в которой один или несколько героев — вампиры;
— прогулка в зимнем лесу утром;
— ты потерялся в большом незнакомом городе;
— здоровое питание или фастфуд — все «за» и «против»;
— 20 минут на автобусной остановке в ожидании автобуса;
— как твоя жизнь отличается от жизни твоих дедушек и бабушек;
— как бандиты грабили банк;
— восстание роботов (Сеня, например, написал о тостере, который устал делать тосты людяй и решил сломаться) ;
— какие законы ты бы принял, если бы стал мэром города?
Считается, что дети должны уметь писать короткие рассказы, длинные повести, газетные заметки. Они должны быть способны написать письмо, разбираться в разных стилях и владеть необходимыми инструментами для изложения страшной истории, приключенческой, фэнтези, комедии, романтической и т. д. К 6-му классу (11 лет) нужно уметь писать сочинения, обязательно используя аллегории, сравнения, метафоры и другие изобразительно-выразительные средства.
А ещё часто темой сочинения может быть задача продолжить какое-нибудь произведение или короткую историю. Например, как могли бы развиваться события после того как Золушка и принц поженились. К 16 годам темы могут быть такими:
— «Спортсмены — плохие ролевые модели; так как они все обманщики и мошенники». Напишите статью в газету и раскройте две точки зрения. «За» и «против» этого утверждения.
— «Поведение некоторых тинейджеров мешает спокойной жизни жителей этого района». Напишите письмо вашему местному депутату и убедите его, что нужно принять меры.
— «Компьютерные игры — это пустая трата времени». Напишите статью для веб-сайта, посвященного компьютерным играм, с аргументацией, поддерживающей это мнение.
Мне очень импонирует то, что многие предметы ведут к какой-то цедр, а не проводятся ради самого предмета. Например, на уроках музыки дети учатся не просто петь песни, а готовят концерты или мюзикл, который потом приходят смотреть друзья и родственники. На уроках физкультуры никто не бегает по кругу, не отжимается 20 раз и не приседает ради сдачи нормативов. Уроки физического воспитания тут для того, чтобы научиться чему-то новому — плаванию, теннису, гребле.
И значительное время уделяется играм — футболу, регби, крикету, хоккею на траве — традиционным командным видам спорта Британии. На уроках дети учат правила
Галкина И. Ф., Великобритания изнутри: как на самом деле живут в стране, где монархия стала визитной карточкой, М. , «Эксмо», 2021 г. , с. 124-126
+ Ваши дополнительные возможности
1) VII Педагогический форум по развитию креативности
2) Видео: ТРИЗ-курс: социальная подготовка
3) Видео: Ответы на Ваши сложные вопросы по ТРИЗ, РТВ и ЖСТЛ Г. С. Альтшуллера
Изображения сгенерированы платформой Fusion Brain