Исследование Т-Бизнеса: 86% владельцев продовольственных магазинов работают в статусе ИП
ИП владеют 64% всех продуктовых точек. Но по оборотам и числу транзакций они значительно уступают ООО — на ИП приходится 19% от общего оборота и 23% от всего количества покупок в продуктовых магазинах.
У ИП больше магазинов, а у ООО — выше обороты
По данным за январь — сентябрь 2024 года 86% владельцев продовольственных магазинов имеют статус индивидуального предпринимателя. Им принадлежит 64% всех продуктовых точек. Но по оборотам и числу транзакций они значительно уступают ООО — на ИП приходится 19% от общего оборота и 23% от всего количества покупок в продуктовых магазинах соответственно.
Доля ООО в этой сфере составляет всего 14%, они владеют 37% магазинов. При этом обеспечивают 81% от всего оборота в продовольственной рознице и 77% от общего числа транзакций.
67% предпринимателей, торгующих продуктами, владеют одним магазином. 18% имеют два магазина. Более двух точек открыто у 15% бизнесменов.
Дополнительные способы оплаты увеличивают продажи
С января 2023 по сентябрь 2024 года доля предпринимателей, подключивших в точках продаж два способа приема платежей и более, — с помощью терминала, по QR-коду или через приложение для смартфона Pay to phone, — выросла с 10 до 70%. А доля тех, кто принимает платежи только с помощью терминала, наоборот, уменьшилась с 89 до 21%. По данным на сентябрь 2024 года 5% владельцев продуктовых магазинов используют для приема платежей только QR-коды, а 4% — только Pay to phone.
Через полгода после открытия бизнеса два и более способа приема платежей используют 29% владельцев продуктовых магазинов, через год их доля вырастает до 33%.
Обороты предпринимателей в продовольственной рознице, использующих несколько вариантов оплаты, в среднем в 3 раза больше, чем обороты тех, кто принимает платежи только одним способом.
Казань, Челябинск и Пермь лидируют по росту средних чеков
За девять месяцев 2024 года по сравнению с январем — сентябрем 2023 года число продовольственных магазинов в России незначительно сократилось — всего на 1%.
Больше всего новых продуктовых магазинов открылось в Екатеринбурге (+2%), Ростове-на-Дону и Красноярске (по +1%). Максимальное снижение количества супермаркетов, торгующих продуктами, зафиксировано в Воронеже (−11%), Санкт-Петербурге (−6%), Уфе и Краснодаре (по −4%).
Россияне стали тратить на продукты больше денег. Обороты владельцев продуктовых супермаркетов в январе — сентябре 2024 года в сравнении с январем — сентябрем 2023 года выросли на 15%, количество транзакций — на 7%, а средний чек увеличился на 8% (с 422 до 455 ₽).
По росту оборотов лидирует Челябинск (18%). В Волгограде обороты владельцев продуктовых магазинов выросли на 17%, а в Краснодаре и Ростове-на-Дону этот показатель повысился на 16%. Средний чек больше всего вырос в Казани (+12% — с 374 до 418 ₽) и Челябинске (+11% — с 361 до 402 ₽), а также в Перми (+11% — с 329 до 366 ₽).
По данным за девять месяцев 2024 года в сравнении с аналогичным периодом 2023 года чаще стали покупать продукты жители Адыгеи (+16%), Ростовской области (+13%), Тульской области, Ставропольского края, Липецкой области и Республики Алтай (по +13%). Незначительно число транзакций увеличилось в Архангельской области (+3%), Карелии, Башкортостане и Ханты-Мансийском АО (по +4%). Обороты в продовольственной рознице больше всего выросли в Адыгее (+25%) и Республике Алтай (+26%). Меньше всего — в Москве и Архангельской области (на 12%).