Изотоники, коллаген и адаптогены: как в Cofix запускали функциональные напитки

Осенью 2024-го в нескольких кофейнях Cofix появились четыре холодных напитка с коллагеном, адаптогенами и изотониками. Тест вышел удачным, поэтому летом 2025 года два таких напитка появятся в Cofix по всей стране. Руководитель R&D-отдела Константин Медведев и шеф-бариста Диана Горбатова рассказывают про эксперимент.

Из Калифорнии и Сеула — в Москву

Функциональные продукты — мировой тренд, который начал набирать обороты ещё до пандемии COVID-19. В США уже в 2017 году можно было купить как готовые функциональные продукты и напитки в ритейле, так и добавить подобные ингредиенты в базовое меню в кафе и кофейнях. Например, сеть смузи-баров Jamba Juice предлагает гостям добавлять в напитки суточный набор витаминов, цинк, протеин или спирулину.

Посещение выставки SEOUL FOOD 2024 летом прошлого года показало, что тренд на функциональные продукты и напитки успешно захватил не только США, но также Азию и постепенно начинает проникать в Европу. Цифры это подтверждают: согласно прогнозам, мировой рынок адаптогенных напитков будет расти на 8,3% ежегодно и к 2029 году составит $2,44 млрд.

Адаптогены — это природные вещества, которые помогают организму лучше справляться со стрессом, физическими и эмоциональными нагрузками. Они снижают нервное напряжение, повышают устойчивость к депрессии и в целом усиливают адаптационные возможности человека. Эти свойства делают адаптогены незаменимыми для жителей больших городов, где уровень стресса выше.

В России функциональные продукты пока воспринимаются скорее как нишевая история. В некоторых кафе и ресторанах можно, например, найти чагу, а во Вкусвилле продаются протеиновые чипсы, изотоники и другие продукты с адаптогенами. Но пока ни одна федеральная сеть быстрого питания или кофеен не масштабировала функциональные напитки на всю страну.

Мы решили протестировать гипотезу на себе и планируем запустить функциональные напитки во всех кофейнях Cofix в России.

Как разрабатывали и что получили

Шаг 1. Первое, что нужно было сделать — определить функциональные ингредиенты для будущих напитков. Критерии простые: отбирали ингредиенты, которые доказали эффективность и не были бы слишком сложными для понимания, чтобы не пугать неподготовленных людей. Простыми словами — у каждого такого ингредиента должна быть определенная маркетинговая ёмкость. А теперь с примерами:

  • Коллаген — это ключевой белок для соединительной ткани, отвечающий за эластичность кожи, прочность костей, хрящей и связок. Он особенно актуален для тех, кто стремится сохранить молодость и красоту. Коллаген хорошо известен по косметической продукции и достаточно изучен: в мире проводилось много исследований его влияния на здоровье.
  • Изотоники активно потребляют те, кто занимаются бегом, триатлоном, велосипедными гонками, лыжами и другими циклическими видами спорта. Изотоники помогают восполнить запасы электролитов, которые организм теряет во время физических нагрузок, и восстановиться после тренировок. Интересно, что пивоваренные компании уже давно взяли тему изотоников в оборот и активно продвигают безалкогольное пиво.
  • Кордицепс и ежовик — пожалуй, самые популярные адаптогены в России. Ежовик гребенчатый — это гриб, который стимулирует когнитивные функции, улучшает память и концентрацию. Кроме того, он обладает противовоспалительным действием и помогает поддерживать здоровье желудочно-кишечного тракта. Кордицепс — гриб, который растет на гусеницах в горных регионах Непала, Тибета и Китая. Адаптоген замедляет процессы старения, снимает усталость, повышает либидо и улучшает работу сердечно-сосудистой системы.

Шаг 2. Дальше нужно было понять, в каком объеме эти ингредиенты лучше добавлять. Мы стремились вычислить оптимальное содержание добавки в напитке, чтобы ее действие имело эффект. Поэтому провели серию консультаций с нутрициологами и определили оптимальные пропорции.

«Добавлять функциональные ингредиенты только ради красивой строчки на упаковке и в рекламных материалах — нечестно по отношению к гостям. Поэтому мы решили делать всё по-взрослому, хоть себестоимость получившихся напитков вышла на 20—30% больше из-за более дорогостоящих ингредиентов», —

рассказывает Константин Медведев.

Шаг 3. Составили техническое задание для производителя концентрата. Это обычный этап разработки новинок в Cofix: мы формируем запрос в части желаемого вкуса, аромата, цвета, обязательных ингредиентов. Нам возвращают образцы. Дальше вместе с производителем мы их дорабатываем до оптимального варианта.

В среднем создание сезонного напитка занимает три месяца, но на функциональные пришлось потратить шесть из-за более сложного состава.

«Не все производители хотят работать с функциональными напитками. В таком продукте они видят нишевую историю: на разработку нужно потратить много времени, но сам продукт будет занимать малую долю продаж. Для некоторых такое соотношение усилий и результата не выглядит рациональным. Похожие примеры мы встречали в направлении продуктов питания. Производителям проще продавать сэндвич на тостовом хлебе, а не на бриоши или тартине, хотя запросы гостей уже ушли далеко вперед. Хорошо, что в нашем пуле партнеров были производители, готовые к экспериментам, и поддержали нашу идею», —

делится Константин Медведев.

Шаг 4. Мы понимали, что новые ингредиенты будут вызывать у гостей много вопросов, поэтому подготовили обучающие материалы, гайды и шпаргалки для бариста про полезные свойства функциональных напитков и их активные элементы.

Специального обучения по приготовлению не потребовалось — все напитки разрабатывали с расчетом на то, что их можно сделать на стандартном оборудовании кофеен.

Результат нашей работы — линейка из четырех функциональных напитков, которые уже пять месяцев радуют посетителей нескольких кофеен Cofix рядом с фитнес-центрами:

  • Лимонад с коллагеном Лемонграсс-мандарин-фейхоа.
  • Лимонад с ежовиком Малина-лимон.
  • Лимонад с кордицепсом Маракуйя-гранат.
  • Изотоник Анис-дыня.
Изотоники, коллаген и адаптогены: как в Cofix запускали функциональные напитки

Функциональные напитки хорошо себя показали и с точки зрения бизнеса. Доля сезонной линейки в структуре продаж составила 23%, при этом в целом по сети успешным результатом считается порог в 15%. Также подтвердилась гипотеза, что значительная часть аудитории знает про функциональные ингредиенты и заинтересована в том, чтобы покупать такие напитки.

Планы

Два из четырех функциональных напитков с наилучшими продажами будут растиражированы по всем кофейням Cofix — это более 285 локаций по всей России.

Несмотря на то что на такую географию ещё ни одна кофейная сеть в стране не запускала функциональные напитки, у нас есть четыре причины верить в успех проекта:

1. В Cofix уже пять лет есть веганская линейка продуктов. Она привлекает в кофейни тех, кто осознанно относится к своему рациону, и потому с высокой долей вероятности заинтересуются функциональными напитками.

«В ассортименте Cofix всегда есть продукты, изготовленные только из ингредиентов растительного происхождения. Они рассчитаны не только на веганов, но и на тех, кто просто следит за питанием или соблюдает пост. Сейчас в ассортименте всех кофеен есть ягодная тарталетка, муссовый шоколадный торт, штрудели с вишней, яблоком и маком, ролл буррито с веганским фаршем. Всего веганские позиции составляют 6% ассортимента еды, а к Великому посту мы планируем расширить линейку таких блюд и продуктов. Кроме того, в кофейнях можно заказать напитки на растительной альтернативе молоку или безлактозном молоке. Спрос на них подтверждает гипотезу, что потребителями молочной альтернативы являются не только веганы»,

добавляет шеф-бариста Cofix Диана Горбатова.

2. Не нужно дополнительного оборудования на местах и специальных условий транспортировки и хранения. Это важно, поскольку большая часть кофеен Cofix работает по франшизе. Так как никаких дополнительных усилий для приготовления функциональных напитков на местах не нужно, легко договориться с собственниками точек о расширении ассортимента.

3. Проверенный поставщик ингредиентов, который уже доставляет составляющие и концентраты для обычных напитков по всей сети. Это исключает какие-либо логистические сложности.

4. Успешный тест на протяжении пяти месяцев в двух точках, о котором мы говорили выше.

«В целом нас удивило, что люди настолько хорошо знают об этих ингредиентах. На них есть спрос, который мы можем удовлетворять и развивать. Поэтому хочется максимально его масштабировать и расширять знание о функциональных напитках», —

подводит итог Константин Медведев.

Зачем нам это нужно

Если посмотреть на продажи сезонных и авторских напитков, то они уступают классическим позициям. Оригинальные истории никогда не обгонят латте или капучино по объемам продаж. Уверенно можно сказать, что по рынку уникальные позиции могут занимать от 20% ассортимента и 10% от объема продаж. Но, несмотря на это, каждые три месяца мы запускаем новые сезоны. Делаем так по трем причинам:

  • Оригинальные новинки привлекают новую аудиторию, которая до того никогда не заходила в Cofix. Через соцсети, публикации в СМИ или от друзей они узнают о чем-то вкусном и необычном в наших кофейнях и дают нам шанс понравиться.
  • Новинки помогут удержанию аудитории из числа новаторов и первопроходцев по модели Эверетта Роджера (~16% от всех). Эти люди уже лояльны Cofix, но по своей сути всегда ищут новый опыт. Сезонные и авторские продукты и постоянные обновления позволяют эту потребность клиентов закрывать.
  • Такие запуски укрепляют имидж бренда как новатора: Cofix первым в России запустил функциональные напитки. Это дополнительный информационный повод, возможность рассказать средствам массовой информации и профессиональному сообществу о том, как развивается наша сеть. После аккумулирования таких историй проще искать и нанимать сотрудников, заключать партнерства, договариваться с поставщиками.

Функциональные напитки — не просто эксперимент, а стратегический шаг Cofix в формировании у аудитории идеи осознанного потребления. Мы видим, что спрос на такие продукты растёт, и готовы предложить гостям нечто большее, чем просто вкусные напитки. Впереди — новые исследования, эксперименты и, возможно, ещё более смелые запуски. Например, сейчас мы думаем, как сделать горячие напитки из нашей линейки тоже функциональными.

Пока же вы можете попробовать холодные напитки с коллагеном и адаптогенами, а также восстановить свой водный баланс с помощью изотоника в нашей кофейне в РЦ «Орион» (ул. Летчика Бабушкина, 26).

6
1
8 комментариев