Ваша еда из под «седла»
Раньше я очень часто и много заказывала еду с доставкой. Особенно, когда болеешь, это очень удобно. Привезли готовенькое, подогрел, покушал. Отлично! И о том, как эту еду должны доставлять, я детально никогда не задумывалась. Пока сама не пришла в общепит. Об этом сегодня и поговорим.
Единственное, что для меня было важно – холодное должны везти в термосумке с хладагентами. Горячее – просто в термосумке, чтобы еда не остыла.
Этой логикой я руководствовалась очень долгое время. И так как собственной доставки у нас не было, вопросу организации доставки готовой еды я придавала небольшое значение.
А когда начала работать от имени своего заведения с агрегаторами, в том числе Яндекс Еда, я была уверена, что такой крупный доставщик еды уже отладил вопрос соблюдения требований СанПиН и других законодательных актов и методичек. И как же здорово, что часть головняка и рутины можно делегировать на опытного стороннего исполнителя.
И так как моя еда подается горячей, я решила, что всегда, без исключений, нужно, чтобы курьеры приезжали за заказом с термосумкой или термопакетом. Не важно, лето или зима!
В одном из материалов я уже вскользь упомянула проблему того, что курьеры этого самого агрегатора очень часто приезжают без специальной сумки или она лежит у них в машине и за заказом они идут без нее.
Зимой чуть реже случаются такие ситуации. Видимо морозы пробуждают некоторую логику у курьеров, и они снисходят до требований заведения и приходят чаще с сумкой, чем без нее.
Но есть и те, кто даже в -30 не спешат выполнять это требование.
С зимой понятно. Логично. Что с более теплыми периодами года?Вроде кажется, что тепло же, да и везти недалеко. Сумка нужна только для сохранения температуры? Разбираемся ниже.
Как заведения относятся к обязанности отдавать заказ только при наличии сумки?
Судя по тому, что курьеры очень часто приходят летом без сумки, большая часть заведений следуют логике «тепло – можно без сумки» и отдают заказ так. Многие, уверена, просто не хотят заморачиваться и гнать курьера за сумкой в машину.
Я сама, работая у себя в заведении на кассе, неоднократно сталкивалась с этим вопросом. Некоторые курьеры, которых мы заставляем нести сумку, ворчат, бурчат вслух фразами типа «все понятно, сюда больше не ездить». Мол, здесь сумку заставляют приносить.
Но есть заведения, которые это правило не соблюдают!
Это еще раз подтверждает мою догадку о том, что многим заведениям все равно, есть у курьера сумка или нет.
Зачем нужна сумка?
Я в общепите отработала всего год, но даже с таким небольшим опытом я поняла, работа с едой — это не только отслеживание соблюдений СанПиН у себя на кухне, в зале и на доставке. Это еще и контроль доставки сторонними сервисами.
Еду мало готовить в перчатках, в специально оборудованном и продезинфицированном помещении из правильно сохраненных свежих ингредиентов. Ее еще и доставлять нужно правильно!
Правила доставки продукции общественного питания изложены в Санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья.
Мы не будем разбирать сегодня все пункты, их очень много. Поговорим о необходимости сумки.
Согласно правилам:
…- доставка готовых блюд заказчику должна производиться в термоконтейнерах, сумках-холодильниках…
Что касается курьеров, то они должны соблюдать правила личной гигиены и приезжать к заказчику в чистой форменной одежде, с чистыми продезинфицированными емкостями (коробами) для транспортировки готовых блюд.
Что важно при выборе термосумки (термопакета):
- Материал сумки должен сохранять температуру блюда.
- Габариты должны быть достаточными для того, чтобы вместить упакованный заказ целиком, без повреждений. Здесь речь о курьерах агрегатора. Сумки всегда большие.
- В зависимости от вида блюд, должна быть соответствующая загрузка, боковая или верхняя загрузка. Например, коробки с пиццей удобнее ставить и доставать с боковой загрузкой, а для шаурмы, роллов и других аналогичных блюд удобнее верхняя. Ну здесь нам выбирать не приходится. У агрегатора они максимально универсальные.
Теперь самое главное. Что важно при использовании правильно подобранной сумки?
Важна обработка сумки 3 раза в день! В начале, середине и конце смены необходимо обрабатывать стенки сумок дезинфицирующим средством, разрешенным для использования в общепите.
И тут мы возвращаемся к заголовку материала.
Почему ваша еда из под «седла»?!
Как вы считаете, где лежит пакет с готовым заказом, если курьер на машине и забрал заказ без термосумки? Да, большая часть курьеров на машине, поэтому делаю акцент на них.
Правильно — везде, но только не в сумке, в которой она должна была быть доставлена!
На сиденье автомобиля, например, где до вашей еды посидело множество людей (многие курьеры – они же и таксисты), брюки которых вряд ли были обработаны перед посадкой. Где стояли пакеты из супермаркета, возможно, какие-то грязные коробки и тд.
Доставляя готовую еду без специальных сумок, заведения и курьеры подвергают гостя опасности и неприятностям, которые возникают в результате такой халатности.
- Бактерии в результате необработанного сиденья автомобиля.
- Бактерии при несоблюдении режима хранения развиваются в продуктах со скоростью х2 каждые 30 минут!
- Порча вкуса и качества еды в силу отсутствия нужного температурного режима.
- Порча внешнего вида в силу мытарства пакета с едой по салону автомобиля во время интенсивного движения.
Если курьер пеший, то скорее всего ваш заказ не просто соберет в себя температуру окружающей среды, но и чьи-то чихи, уличную пыль. Все это без труда окажется на вашей еде в негерметично упакованном заказе.
Недавно я сама делала заказ в агрегаторе из своего заведения. Я часто так делаю, проверяю, как мы формируем заказы.
В заведение за заказом курьер пришла с сумкой. Мне, как гостю, она принесла заказ без сумки. Видимо решила, раз в заведении без сумки не отдают – приду туда с сумкой, а клиенту – так отдам.
Мнение Яндекс Еды на этот счет следующее:
Поживем, как говорится, увидим. Но, если честно, спустя год борьбы с сервисом по этому поводу, верится с трудом.
Мне, если честно, вообще не понятно, почему один из основных бизнес-процессов, за которые агрегатор берет огромный процент, не соответствует требованиям законодательства?
И еще, с недавнего времени я прохожу обучение по курсу ХАССП.
Что такое ХАССП в общественном питании?
Система ХАССП — совокупность требований и мероприятий, обеспечивающих безопасность пищевой продукции в процессе производства, хранения, транспортирования или реализации.
И, поверьте, я знаю, о чем говорю. Доставлять еду необходимо в специальных сумках!
Это не должно быть предметом дискуссии или правом выбора курьера, которому неохота или стыдно с этой самой сумкой ходить!
Это не рекомендация, это требование законодательства. Его необходимо строго соблюдать.
А как вы относитесь к тому, если курьер приходит без термосумки к вам в заведение или к вам домой? Напишите в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал и, если у вас есть свое заведение, присоединяйтесь к нашему уютному и закрытому чату владельцев общепита, где мы вместе с другими рестораторами обсуждаем актуальные вопросы сферы общепита ;) И да, для участников чата есть привилегия — вы можете обратиться ко мне за небольшой бесплатной консультацией по ХАССП. Контакты в описании чата)
На этом тему сумок закрываем. Всем приятного аппетита! 🌯