Uber Eats: бизнес-модель и SWOT-анализ (аналог Яндекс Еда)
Uber Eats – это сервис доставки еды, принадлежащий компании Uber, гиганту рынка поездок. Согласно сайту Uber, Uber Eats – это "платформа доставки еды, которая позволяет получить отличную еду из ваших любимых местных ресторанов так же просто, как и заказать поездку". Как и материнская компания, бизнес-модель Uber Eats представляет собой многостороннюю платформу.
Цель Uber Eats, доступной в основном через приложение для iOS и Android, заключается в том, чтобы соединить пользователей с местными ресторанами, отображая меню заведений на экранах смартфонов пользователей и доставляя выбранное блюдо к их дверям.
Сервис был создан на основе существующих технологий Uber и быстро прижился во многих городах благодаря известному бренду Uber и сети водителей.
Кто собственник Uber Eats
Uber Eats, как и предполагалось, принадлежит Uber Technologies, Inc., а генеральным директором компании является Дара Хосровшахи.
Миссия Uber Eats
"Сделать правильное питание легким для всех и каждого".
Как Uber Eats зарабатывает деньги
Бизнес-модель Uber Eats сочетает в себе многостороннюю платформу, агрегатор и бизнес-модель "по требованию". Как уже говорилось, в ней участвуют три стороны: конечные клиенты, партнеры по доставке и партнеры-рестораны. Рестораны размещают свои меню в приложении, местные клиенты изучают меню и делают заказ, а водитель / райдер Uber забирает заказ из ресторана и передает его клиенту. У Uber Eats есть четыре различных потока дохода:
- Комиссия с заказов. Это, пожалуй, основная статья доходов, так как Uber Eats обычно получает комиссию в размере 30% от партнеров-ресторанов, от общей стоимости каждого заказа, сделанного пользователями с помощью платформы;
- Плата за доставку. Стоимость услуг партнера по доставке делится на три части: плата за прием, плата за доставку и плата за расстояние (за милю). Сумма этих сборов варьируется в зависимости от местоположения, расстояния и наличия водителей. При этом Uber Eats забирает себе 25 % от общей суммы. Кроме того, за заказы дешевле 12 долларов Uber Eats будет взимать плату в размере 2 долларов, которую они называют "платой за небольшие заказы";
- Акции. Некоторые рестораны и сети общественного питания – например, McDonald's – заключают специальные контракты на проведение эксклюзивных акций в приложении, чтобы получить больше продаж. Таким образом, эти бренды будут платить специальные комиссии и сборы в зависимости от условий сделки;
- Ценообразование в час пик. В часы пик заказов Uber Eats применяет тот же алгоритм динамического ценообразования, что и Uber. Эта "плата за занятость" рассчитывается в зависимости от спроса, количества заказов, сделанных в одном и том же районе, в одно и то же время, и наличия партнеров по доставке.
Канва бизнес-модели Uber Eats
[1] Потребительские сегменты Uber Eats
В основе бизнес-модели Uber Eats лежат различные операции и сегменты клиентов:
- B2B. Рестораны могут выбирать цены на блюда, которые они указывают в приложении (и они могут отличаться от цен в их заведениях), и выплачивать Uber Eats комиссию с каждого заказа;
- B2C. Конечные потребители – это пользователи, которые могут создать аккаунт на платформе Uber Eats и заказать еду из множества местных ресторанов, просто имея устройство, подключенное к интернету;
- B2C. Курьеры – это независимые профессионалы, которые забирают заказы в ресторанах и доставляют их конечным клиентам. Они получают информацию о доступных доставках в соответствии с их местоположением и получают деньги за каждую услугу.
[2] Ценностные предложения и преимущества Uber Eats
Для каждого сегмента клиентов Uber Eats существуют свои ценностные предложения:
- Рестораны могут предлагать доставку и расширять свою клиентскую базу (и количество заказов). Uber eats – это отличный маркетинговый и рекламный инструмент для ресторанов, которым не нужно вкладывать деньги в команду доставки или программное обеспечение;
- Конечные клиенты получают широкий выбор ресторанов, доступных в пределах одного клика, с обновляемым меню и ценами, информацией о предполагаемом времени и возможностью отследить заказ. Кроме того, клиент сам делает заказ, вероятность ошибки уменьшается заказа ненужного товара уменьшается. Также существует разные варианты оплаты заказы;
- Курьерам предлагается способ увеличить доход, причем курьеры могут сами выбирать, где и когда им работать, без необходимости заключать сложные трудовые договоры с компаниями. Кроме того, курьеры могут работать на машине, мотоцикле и даже велосипеде, в зависимости от места, что открывает возможности для многих людей начать работу.
[3] Каналы сбыта Uber Eats
Каналами для Uber Eats являются:
- Мобильное приложение;
- Веб-сайт;
- Сарафанное радио;
- Акции в виде скидок и баллов на будущие заказы.
[4] Взаимоотношения Uber Eats с клиентами
Существуют различные типы взаимоотношений с клиентами в зависимости от сегмента клиентов, но для увеличения масштабирования большинство из них автоматизировано. Варианты автоматизации:
- Самообслуживание;
- Поддержка клиентов осуществляется если "не сработали" элементы самообслуживания.
[5] Потоки поступления доходов Uber Eats
У Uber Eats есть четыре различных источника дохода:
- Комиссия с заказов;
- Оплата доставки;
- Особые комиссионные за проведение акций (брендинговые акции);
- Ценообразование в час пик.
[6] Ключевые ресурсы Uber Eats
Ключевыми ресурсами Убер Итс являются:
- Платформа, которая соединяет рестораны и клиентов;
- Алгоритмы, которые рассчитывают все затраты и сроки;
- Бренд, который используется во всех городах, где работает Uber Eats;
- Ресторанные соглашения, которые обеспечивают существенную часть сделки.
[7] Ключевые виды деятельности Uber Eats
У Uber Eats есть два ключевых направления деятельности, которые особенно важны:
- Разработка и поддержка платформы и ее алгоритмов;
- Обеспечение маркетинга для ресторанов и клиентов, а также управление партнерами по доставке, обслуживанием клиентов, маркетингом, менеджментом и т. д.
[8] Ключевые партнеры Uber Eats
Наиболее важными ключевыми партнерами Uber Eats являются:
- Поставщики технологий: GPS, платежные системы, облачные хранилища, аналитика данных и многое другое.
- Рестораны и доставщики.
[9] Структура издержек Uber Eats
Вся структура затрат Uber Eats основана на:
- Поддержка и развитие платформы (R&D – исследования и разработки);
- Маркетинг для привлечения новых клиентов и сотрудников;
- Юридические расходы;
- Комиссии за обслуживание кредитных карт;
- Поддержка клиентов.
Конкуренты Uber Eats
- DoorDash. Основанная в 2013 году в Сан-Франциско, штат Калифорния, компания DoorDash – это онлайн-платформа для заказа и доставки еды. В декабре 2018 года она сменила Uber Eats и заняла второе место на рынке, уступив лишь GrubHub;;
- GrubHub. Эта чикагская компания была основана в 2004 году и, как уже говорилось, является самой успешной платформой для заказа и доставки еды на рынке;
- Fooda. Еще одна чикагская компания Fooda была основана в 2011 году и ежедневно занимается размещением рекламных поп-апов ресторанов в различных заведениях, таких как кафетерии, холлы офисных зданий и обеденные залы;
- Deliveroo. Основанная в Лондоне, Великобритания, в 2013 году, компания Deliveroo осуществляет массовый заказ и доставку еды по всей Европе, Австралии, Южной Азии и Ближнему Востоку, уделяя особое внимание Dark kitchens (темные кухни – формат заведений общественного питания, работающих только на доставку);
- Postmates. Основанная в 2011 году в Сан-Франциско, штат Калифорния, компания Postmates занималась локальной доставкой готовых блюд из ресторанов. После приобретения компанией Uber в 2020 году она проработала только до мая 2021 года, после чего была объединена с родственной компанией Uber Eats.
SWOT-анализ Uber Eats
Ниже представлен подробный swot-анализ компании Uber:
(1) Сильные стороны Uber Eats
- Финансовая поддержка. Uber Eats, поддерживаемая своим основным подразделением – Uber Technologies Inc., не подвержена риску банкротства, как это чаще всего случается со стартапами, когда деньги не поступают;
- Оценка ресторанов. Система звездных оценок в приложении – такая же, как в приложении сервиса поездок Uber – помогает пользователям узнать, какие рестораны с большей вероятностью выполнят доставку без проблем в процессе.
(2) Слабые стороны Uber Eats
- Зависимость от курьеров-людей. Поскольку сервис зависит от людей, Uber Eats подвержен риску столкнуться с плохими, невнимательными и/или безответственными курьерами, что может привести к низким оценкам доставки;
- Поддержка клиентов. Хотя потраченные на некачественную доставку деньги обычно возвращаются клиенту – в большинстве случаев, в зависимости от ситуации – поддержку клиентов в приложении можно было бы улучшить. Часто клиенты жалуются на время ответа службы поддержки Uber Eats;
- Низкая зарплата курьеров. По той же причине, что и в приложении Uber для поездок, курьеры, работающие в Uber Eats, часто жалуются на высокий процент вознаграждения, который Uber получает с каждой доставки отдельно.
(3) Возможности Uber Eats
- Купоны. Чтобы привлечь новый рост продаж через приложение, Uber Eats всегда может придумать промо-купоны для клиентов, которые давно не делали заказов. Это можно сделать с помощью push-уведомлений или маркетинговых кампаний по электронной почте.
(4) Угрозы Uber Eats
- Местные конкуренты. Местные службы заказа и доставки еды с гораздо меньшими инвестициями, но более смелыми рекламными и маркетинговыми кампаниями;
- Потеря репутации. Будь то плохие курьеры или множество плохих отзывов о ресторанах, приложение может потерять репутацию, что заставит клиентов переходить к конкурентам;
Заключение
Uber Eats занимает значительную долю рынка и продолжает расти на протяжении последних лет. После пандемии в 2020 году сервис доставки еды стал расти еще больше, поскольку люди по всему миру оставались дома и заказывали еду на дом, причем не только на ужин, но и на обеденный перерыв. Теперь, в поствакцинальный период, компании необходимо поддерживать свой высокий ритм, поддерживаемый Uber, чтобы захватить новые вершины успеха.
Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.
В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)
Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.
А нам аналоги не нужны, мы люди преданные, постоянные!
Впечатляющая многосторонняя платформа..