Digital-трансформация бизнеса: эффективность vs риски
Внедрять цифровые технологии в бизнес необходимо, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке и улучшать процессы внутри компании. Если вы до сих пор не встали на «цифровые рельсы» – пора разобраться, как это сделать. Даже если страшно и нет гарантий, что усилия и вложения окупятся.
Цифровая трансформация – это внедрение цифровых технологий в бизнесе, чтобы сделать рабочие процессы более быстрыми, прозрачными и эффективными. Сегодня поговорим о том, в чем преимущества такого пути развития и какие риски нужно закладывать.
Что такое Digital-трансформация
Цифровизация, или digital-трансформация – это глобальная концепция, направленная на максимальную автоматизацию всех бизнес-процессов. Простыми словами, везде, где это возможно, внедряются цифровые сервисы и продукты.
Что дает бизнесу цифровизация? С одной стороны, повышается технологичность и снижаются риски ошибок, а с другой – механизмы управления и контроля в компании становятся более прозрачными и доступными.
Вот несколько примеров цифровой трансформации в управлении:
- переход на электронный документооборот
- внедрение специальных систем учета и мониторинга (например, СКУД с биометрическими данными или бесконтактными ключами)
- использование систем бизнес-аналитики и управления задачами и ресурсами предприятия (например, система Projecto, BPM-системы, ERP и др.)
- создание корпоративных сайтов
- внедрение систем видеонаблюдения на рабочих местах и пр.
Все эти сервисы направлены на повышение эффективности работы отдельных специалистов и компании в целом.
Digital-сфера развивается стремительно, поэтому очевидно, что процесс цифровой трансформации в компаниях может не останавливаться никогда. При этом опытные руководители понимают, что любое внедрение – это ломка уже устоявшихся процессов, дополнительные расходы, трата времени и сил, которые не всегда быстро окупаются. Так стоит ли игра свеч? Определенно, да. При грамотном планировании и управлении преимущества цифровизации бизнеса перекрывают возможные риски. Поговорим об этом подробнее.
Преимущества digital-трансформации в бизнесе
Автоматизируя процессы и внедряя современные технологии, компания:
- сохраняет конкурентоспособность: внедрение цифровых технологий помогает оставаться в тренде и быть на шаг впереди конкурентов;
- улучшает процессы контроля и принятия решений: специализированный софт предоставляет более полные и достоверные данные, что помогает в принятии обоснованных решений;
- быстрее реагирует на инциденты и улучшает качество планирования;
- снижает вероятность ошибок и человеческого фактора в решении задач;
- обеспечивает гибкую модель работы, в том числе за счет создания удаленных рабочих мест;
- накапливает и систематизирует единую информационную базу;
- оптимизирует кадровый состав, соответственно, снизить расходы на оплату труда;
- создает базу для качественного масштабирования бизнеса.
Какие могут быть риски
Рядом с преимуществами digital-трансформации идут и риски:
- уязвимость данных: концентрация информации в одном месте увеличивает риск утечек и нарушений безопасности, что создает угрозу для бизнеса.
- стоимость внедрения: обычно вложений требует не только покупка профильного софта, но и услуги специалистов, которые его будут устанавливать и настраивать.
- необходимость обучения персонала: ваши специалисты должны освоить работу с новым сервисом или программой, а это, опять же, трата времени и сил.
- кадровые проблемы: некоторые сотрудники могут отказаться от переучивания, либо вам трудно будет найти опытных специалистов по работе с некоторыми новыми сервисами
- внедряемые инструменты могут оказаться неэффективными или несовместимыми друг с другом. Тогда вложения не окупятся. Что хуже, могут пострадать ранее существовавшие бизнес-процессы.
Это лишь малая часть того, с чем приходится сталкиваться в процессе цифровой трансформации. Однако с правильным подходом и стратегией многие из этих рисков могут быть сведены к минимуму.
Стратегия проведения digital-трансформации в бизнесе: ключевые принципы
Внедрение цифровых продуктов и сервисов в бизнес требует финансового обоснования, тщательного планирования и системного подхода. Давайте рассмотрим основные шаги, которые помогут успешно запустить этот процесс:
1. Разработка концепции и обоснование пользы: определите цели внедрения и убедитесь, что они соответствуют стратегии и целям бизнеса. Обоснуйте, как новые цифровые продукты помогут достичь этих целей.
2. Детальное планирование: разработайте подробный план внедрения с разбивкой на этапы и определением рисков. Уделите особое внимание минимизации рисков и разработке планов их управления.
3. Назначение ответственного: определите, кто будет руководить процессом внедрения и обеспечьте его необходимыми полномочиями.
4. Подготовительные работы и тестирование: проведите анализ и первичное тестирование новых цифровых продуктов. Важно убедиться, что они корректно функционируют и соответствуют требованиям.
5. Обучение персонала: проведите обучение персонала и обкатку новых цифровых решений в безопасной среде. Например, в одном из офисов или только на рабочих местах отдельных сотрудников.
6. Сопровождение и поддержание работоспособности: рассмотрите возможность создания собственной технической команды для сопровождения новых продуктов. Обратите внимание на облачные сервисы для обеспечения надежной поддержки.
7. Анализ результатов: после внедрения каждого цифрового сервиса оцените, как изменились показатели бизнеса и были ли достигнуты поставленные цели.
Следуя этим шагам и уделяя должное внимание каждому этапу процесса, вы сможете минимизировать возможные риски и успешно внедрить цифровые продукты и сервисы в ваш бизнес.