Сила воображения дает человеку способность предвидеть, т. е. чувствовать, видеть потенцию развития явления или возможности, заключенные в материале, в конструкции, в научной идее, и выявлять ее. И тут нет никакой фантастики — происходит это потому, что чувство гармонии дает силу ощутить целое раньше частей. «Дело в том,— пишет Э. В. Ильенков,— что развитое эстетическое чувство с его принципом красоты как раз и позволяет верно схватывать образ «целого», до того как будут «поверены алгеброй» все частности и детали этого «целого», до того как это конкретное живое целое будет воспроизведено в мышлении в форме строго-логически развитой системы абстракции. Дело в том, что потребление плодов искусства развивает ту самую силу творческого воображения, которая позволяет человеку не просто глядеть на окружающий мир, но видеть его высокоразвитыми человеческими глазами...» Деятельность воображения не заключается в способности суммировать образы, имеющиеся у других людей,— это способность выделять из них то общее, что они уже имели между собой, но только в виде «намека», «тенденции», рождать новый образ, новый продукт. «Поэтому сила воображения с самого начала становится именно продуктивной, то есть творческой, производящей, а не просто воспроизводящей. Этим она с самого начала отличается от простой деятельности «памяти», воспоминания».