Salestech в России: потенциал и вызовы
Всем привет! На связи Анастасия Архипова – сооснователь и CEO AI-стартапа HyperSales. Вместе с командой мы разрабатываем инструмент, который избавляет бизнес от рутины продаж, автоматизируя процессы от поиска лидов до заключения сделки. Читайте мой блог – узнайте, как AI уже сегодня помогает увеличивать продажи и освобождать время для стратегических задач!
Salestech – один из самых быстрорастущих сегментов в IT. Компании по всему миру автоматизируют процессы для большей окупаемости и экономии сил сотрудников. Salestech-инструменты и технологии при правильном использовании оптимизируют процессы продаж, улучшают взаимодействие с клиентами и в конечном итоге повышают производительность отдела продаж, помогая заключать больше сделок. Прогнозируется, что к 2028 году объем мирового рынка платформ для обеспечения продаж достигнет $7,3 млрд, что больше в четыре раза по сравнению с $1,7 млрд в 2020 году.
Тренд актуален и для российского бизнеса. Прежде всего – из-за санкционного давления: на конец 2023 года в санкционных списках находились 33 714 физических и юридических лиц, в 2022 году – 24 101 лицо. Это толкает бизнес искать способы увеличивать эффективность бизнеса и использовать не экстенсивный, а интенсивный рост, который может быть реализован за счет технологий. Поэтому для России Salestech – инструмент адаптации к новым экономическим реалиям. Расскажем, какие трудности и перспективы есть у Salestech в России.
Растущий спрос на Salestech-решения в России
В России технологии автоматизации продаж и маркетинга находят спрос. В 2018 году 53% предприятий малого и среднего бизнеса автоматизировали маркетинг. В том же году до 41,2% предприятий стали пользоваться CRM-системами. Зачастую эти платформы объединяют: видеосвязь, чаты, аналитику продаж и данные о клиентах. Поэтому продажи становятся для бизнеса в разы проще.
Распространению Salestech способствуют тренды:
- Внешнее санкционное давление и ограниченный импорт технологий;
- Возросшая конкуренция на внутреннем рынке;
- Необходимость оптимизации расходов и повышения продаж.
Отечественные разработчики Salestech: от импортозамещения к инновациям
Автоматизация продаж – следствие обновленного стека технологий. В условиях санкций российские компании все чаще внедряют свое ПО. Поэтому сохранившаяся зависимость от технологий – не препятствие инновациям. В среднем российский рынок ПО растет на 15% в год. Среди наиболее известных отечественных решений можно вспомнить:
- CRM-системы: Битрикс24, amoCRM, Retail CRM;
- Платформы автоматизации маркетинга: Mindbox, Unisender, Passteam;
- Инструменты аналитики и сбора данных: Polymatica, MPstats, Sellmonitor.
Российские решения имеют очевидные преимущества для компаний:
- Более доступны по цене;
- Имеют русскоязычный интерфейс;
- Адаптированы к запросам российских компаний;
- Получают государственную поддержку.
Вызовы и барьеры на пути развития Salestech в России
Развитие малого и среднего предпринимательства и собственного ПО – это хорошо. Однако говорить о легком пути Salestech в России не приходится. Видим следующие препятствия:
- Санкции и ограничения на доступ к западным технологиям;
- Дефицит квалифицированных кадров в сфере Salestech, сопротивление изменениям со стороны менеджеров по продажам. Менеджеры по продажам – вторая дефицитная специальность на рынке. В IT-отраслях не хватает от 500 до 700 тыс. человек;
- Недостаточная осведомленность российского бизнеса о возможностях Salestech – сам термин новый для российских компаний;
- Цифровой разрыв между крупным и малым бизнесом – крупный бизнес как правило имеет гораздо больше средств на обновление стека.
Перспективы развития Salestech в России
Salestech – важная часть в экономических инновациях. Россия стремится к технологическому суверенитету. Это предполагает развитие передовых технологий, в том числе промышленных роботов и автоматизирующего ПО. В “Стратегии развития электронной промышленности” стоит задача: к 2030 году доля гражданской электронной продукции в общем объеме производства промышленной продукции (по выручке) будет составлять не менее 87,9%, доля электронной продукции российского производства в общем объеме внутреннего рынка электроники (по выручке) – 59,1%.
Рост на инновации также можно проследить: 2,7 трлн. руб. против 2,4 трлн. руб. Среди приоритетных отраслей развития можно найти “Рынки и продукцию”. Поэтому продажи являются одним из драйверов цифровой трансформации российского бизнеса.
Внедрение Salestech – необходимый шаг для российских компаний, желающих оставаться конкурентоспособными. Комбинация отечественных и зарубежных решений, обучение персонала и готовность к изменениям – залог успешной цифровой трансформации продаж.
А как проходит обновление стека в вашей компании? Делитесь опытом в комментариях и подпишитесь на наш Telegram-канал, чтобы оставаться в курсе последних новостей о Salestech.