Что ожидает фирму 1С в России в ближайшие 3 года? Актуальные тренды рынка в 2025-ом году

В этой статье я поделюсь с вами своими наработками за всем мои 20 лет в теме по этим вопросам.

Что ожидает фирму 1С в России в ближайшие 3 года? Актуальные тренды рынка в 2025-ом году

Как часто мы, как собственники бизнесов, исследуем тренды, емкость и плацдарм рынков, на которых работаем? Как часто задумываемся, а чего не хватает на рынке IT?

Стать партнером фирмы 1С достаточно просто. Необходимо отправить заявку в партнерский отдел, а далее тебя рассматривают, при необходимости пишут твоему бывшему работодателю, и на основе предоставленной информации заключают договор.

За 16 лет на моей памяти – всем моим бывшим сотрудникам (более чем 20 специалистам) дали такое право, дали возможность быть партнерами и развивать себя в роли предпринимателя (хотя назвать себя предпринимателем здесь очень сложно, так как вы работаете по финансовой модели вендора и по его правилам).

Будучи на обучении в Сколково на программе Практикум (без рекламы), я разобрал весь плацдарм фирмы 1С, а именно тенденции и разные сценарии развития на рынке IT в России, в том числе подход самой фирмы.

Необходимо вспомнить, что фирма 1С была организована в далекий 1992 год, и на сегодня компании исполнилось или исполнится 33 года.

Рассмотрим разные аспекты и влияние нашей политики на фирму 1С в целом, так как 1С по факту является отдельно стоящим институтом и образовала рынок с нуля:

1. Первый и не мало важный аспект – ДНК компании из 90-х;

2. Бюрократическая корпоративная культура, вертикальное управление;

3. Монополия чистой воды на рынке IT в России (стагнация длится уже больше 10 лет);

4. Отсутствие гибкости в структуре управления;

5. Отсутствие данных и метрик по провальным проектам на рынке 1С и разбор их с партнерами (далее остановимся на этом аспекте более подробно);

6. Рынок труда и ресурсов изжил себя (люди работают ради материальных благ, интерес к системе активно падает);

7. Отсутствие конкурентов, что тормозит рост развития самой платформы;

8. Покупка крупных партнеров и управляющего пакета акций в размере 51% и выше;

9. Найм экспертов с рынка труда и организация внедрения крупных проектов как отдельное направление в составе компании (зачем тогда нужна партнерская сеть? может стоит задуматься о технологичности/производительности платформы и создания новых решений с нуля?)

10. Отсутствие стратегии развития платформы и партнерской сети на ближайшие 5-10 лет;

11. Количество ошибок после выпуска обновлений систем;

12. Отсутствие собственных методик внедрения проектов (все текущие методики в целом устарели);

13. Высокая себестоимость внедрения проектов, как следствие борьба за кадры на рынке;

14. Кадровый голод;

15. Падение интереса программирования на платформе 1С;

16. Постоянные сбои в интеграции с системой 1С;

17. Отсутствуют открытые данные по выручке фирмы 1С.

Список можно продолжать, и это только малая часть аспектов, с которыми необходимо работать.

Интересно было бы увидеть статью – А что ожидает фирму 1С на ближайшие 25 лет? Какие тенденции, технологии и тренды она видит?

На рынке IT и внедрения систем учета клиенты все больше сталкиваются с проблемой отсутствия выбора, и от безысходности выбирают внедрить продукты от фирмы 1С.

Выбор партнера для внедрения 1С делается в большинстве случаев через знакомства и с подтверждением реализованных кейсов (сарафанное радио), или же по самой низкой стоимости.

Многие партнеры активно демпингуют на рынке. После выбора партнера по низкой цене многие проекты так и не реализуются, а интерес к системам 1С просто падает, и клиенты пробуют найти аналоги, которых на рынке сейчас ограниченное количество.

Те, кто выбрал партнера и реализовал с ним проект на долгое время, продолжают поддерживать партнерские отношения и реализовывать все свои функциональные потребности.

Одна из самых острых проблем в решениях — это интеграции со смежными системами и выпуск новых обновлений, после которых часто бывают ошибки, которые влекут за собой деструктивный диалог между клиентом и исполнителем. За ошибки, которые выпустил вендор, и их исправление клиент в принципе не готов платить.

Вторая глобальная проблема рынка — отсутствие базы знаний провальных проектов, именно провальных и не выполненных. Почему фирма 1С не ведет такой рейтинг и список? Что мешает в целом создать такую базу?

Отсутствие базы знаний провальных проектов лишает рынок в целом развития. Причин провалов может быть огромное множество.

Одна из таких серьезных причин – не готовность самого заказчика ко внедрению, так как у него отсутствует понимание – сколько времени, какие ресурсы необходимо для участия, и именно активного, в проекте – и это понимание ему никто не даёт.

Все проекты масштаба от 50 млн. рублей и выше – требуют к себе другого внимания.

На проект от 100 млн. руб и выше на рынке 1С вообще с трудом можно найти Руководителя проекта.

А что, если текущий подход изжил себя?

А что, если необходимо вводить вообще новые роли, такие как советник по информационным технологиям, куратор внедрения ERP/MES/CRM и других систем, и применять подход наставничества/менторинга, а так же применять коучинговые подходы по работе с командами?

Я ознакомился с частью описания вакансий на рынке «Куратор проекта». После изучения у меня было ощущение, что роль «Куратора проекта» приравнена к роли «Администратора проекта».

Я предлагаю вам рассмотреть иной подход

Приведу пример описание функций и задач новых ролей, которые, по моему мнению, необходимо вводить в рынок:

Советник по информационным технологиям, куратор внедрения ERP/MES/CRM систем, коуч и ментор

Ключевые задачи:

1. Стратегическое планирование:

– Участие в разработке стратегий автоматизации, определяющих цели и направления развития производства и бизнес-целей компании. Включает анализ текущих процессов и выявление областей для улучшения.

2. Оценка технологий:

– Анализ и оценка новых технологий автоматизации, которые могут быть внедрены в производственные процессы компании. Обсуждение их преимуществ, недостатков и потенциальное влияние на эффективность с руководством компании.

3. Управление изменениями и рисками:

– Подготовка плана управления изменениями для успешного внедрения автоматизации. Может затрагивать обучение сотрудников, пересмотр рабочих процессов и адаптацию организационной структуры в целом на предприятии согласно заявленным бизнес-целям.

4. Финансовый анализ:

– Оценка финансовых аспектов автоматизации, включая первоначальные инвестиции собственника, эксплуатационные расходы и потенциальную экономию для принятия управленческих решений и эффективности вложений.

5. Риски и безопасность:

– Управление рисками, связанными с автоматизацией, включая кибербезопасность, зависимость от технологий и возможные сбои. Разработка мер по их минимизации.

6. Взаимодействие с другими отделами:

– Согласование плана автоматизации и участие с другими подразделениями, такими как отдел продаж, снабжение, производство, закупки, финансовый отдел, бухгалтерия и управление качеством на предмет реальности и эффективности внедрения автоматизации.

7. Мониторинг и оценка:

– Определение метрик для оценки эффективности автоматизации и мониторинга результатов. Отслеживание метрик и контроль выполнения плана, внесение корректировок в стратегию и оптимизации процессов при их возникновении.

8. Обратная связь от сотрудников:

– Сбор мнений и предложений от сотрудников, которые непосредственно работают с автоматизированными системами для выявления проблем и улучшения (автоматизированные рабочие места, интеграции между системами, производительность систем, подбор оборудования).

9. Коучинг и менторство:

– Проведение коуч-сессий для сотрудников, направленных на развитие их компетенций и адаптацию к новым технологиям.

– Предоставление менторской поддержки для команд, участвующих в проектах автоматизации, с целью достижения высоких результатов и повышения эффективности.

Основные функции кураторства внедрения ERP/MES/CRM систем:

1. Стратегическое планирование:

– Определение долгосрочных целей автоматизации и технологий, соответствующих стратегии компании.

– Разработка и утверждение дорожной карты по внедрению автоматизации.

2. Контроль и мониторинг:

– Оценка эффективности текущих инициатив по автоматизации.

– Мониторинг ключевых показателей производительности (KPI) для оценки успеха автоматизации.

3. Ресурсное обеспечение:

– Утверждение бюджета и ресурсов, необходимых для проектов автоматизации.

– Обеспечение доступа к необходимым технологиям и квалифицированным специалистам.

4. Управление рисками:

– Идентификация и оценка рисков, связанных с внедрением автоматизации.

– Разработка стратегий по минимизации рисков.

5. Координация и взаимодействие:

– Согласование действий между различными подразделениями компании для успешного внедрения автоматизации.

– Установление связей с внешними партнерами и поставщиками технологий.

Задачи:

1. Анализ текущих процессов:

– Проведение анализа существующих производственных процессов для выявления областей, требующих автоматизации.

– Оценка текущих технологий и инфраструктуры.

2. Разработка проектов:

– Инициирование и разработка проектов по автоматизации, включая выбор технологий и систем.

– Участие в проектировании и тестировании новых автоматизированных решений.

3. Обучение и развитие:

– Обеспечение обучения сотрудников для работы с новыми автоматизированными системами.

– Внедрение культуры непрерывного обучения и адаптации к изменениям.

4. Анализ и отчетность:

– Представление результатов и рекомендаций по дальнейшим шагам.

5. Оценка новых технологий:

– Исследование и оценка новых технологий и трендов в области автоматизации.

– Рекомендации по внедрению новых решений, которые могут повысить эффективность производства.

В масштабных проектах, особенно в гос. секторе часто присутствует сильная бюрократия, с которой не каждый руководитель проектов в силах справится в связи с отсутствием сильных навыков коммуникации.

Зачастую многие руководители проектов выходцы из разработчиков 1С, и их сильная сторона и экспертиза – так и остается в разработке.

И что по факту мы имеем:

Есть два руководителя проектов, назначены два куратора (один со стороны исполнителя, в роли фин. директора или исполнительного директора, с другой в роли руководителя проектного отдела) и вот они ведут масштабный проект.

При возникновении проблем, изменений, возникновения рисков они пытаются разрулить в проекте все возникшие трудности "как-либо".

А хорошо бы иметь в таких ситуациях под боком эксперта и аудитора, который экспертно и мудро увидит ситуацию со стороны, даст точечные и точные рекомендации к действиям – и выведет из хаоса в конструктив.

Современная роль советника и куратора проектов включает в себя:

1. Видеть возможности;

2. Умение отделять важное от неважного;

3. Тренировать насмотренность;

4. Быть стратегом;

5. Уметь вдохновлять.

Описанные роли выше находятся в зачаточном состоянии и, в большинстве случаев, перераспределены на CEO компаний или IT-директоров.

Я вышел на рынок в этих ролях и был искренне удивлен, что клиенты с удовольствием привлекают и готовы платить совсем иные деньги за экспертизу.

Приведу пример такого привлечения и разбора.

Какие запросы разбирали на встрече с одним из моих клиентов:

1. Постоянные ошибки в интеграции между системами Битрикс&1C:ERP;

2. Отсутствие удобного интерфейса и рабочего места для работы менеджеров по продажам (важно помнить, что клиенты — это актив компании);

3. Не сформированные цели по автоматизации;

4. Отсутствие описанных схем и процессов, что внедряем;

5. Работа менеджеров по продажам помимо Битрикс в гугл таблицах;

6. Нет проектного решения и как следствие, отсутствую технические задания на разработку;

7. И главное, отсутствует видение, а как в идеальной картинке хотелось бы реализовать тот или и иной блок.

На встрече остановились и обсудили идеальный интерфейс менеджера по продажам, и что в нем необходимо учесть:

1. Видеть список всех своих клиентов;

2. Свою мотивацию, KPI;

3. Объемы продаж за любой период, в том числе видеть, когда была совершена последняя сделка, % доли продаж, средний объем сделок;

4. Эффективность звонков, конверсия, транскрибация звонков;

5. Интегрировать в интерфейс с разными мессенджеры для общения с клиентами;

6. На выездах к клиентам использовать планшет;

7. Проработать карточку клиента (день рождения, поздравления, почта, рассылки, скидки и бонусы);

8. Актуализировать и выводить номенклатуру в Битрикс для организации продаж;

9. Организовать возможность выставлять счет, делать заявку на отгрузку и ставить товар в резерв;

10. Выводить объем продаж и план отдела (рейтинг);

11. Календарь встреч;

12. Хранение презентаций;

13. Создать wiki (ролики, инструкции по работе с Битрикс для менеджеров).

Что планируем делать:

1. Привлечь и вовлечь к проектированию интерфейса менеджеров;

2. Получить комментарии и предложения (отдельно направил вопросы для менеджеров);

3. Провести совместную встречу с руководством и менеджерами и прийти к общему решению;

4. Описать и нарисовать основные процессы;

5. Спроектировать систему и написать ТЗ (детально с картинками, в которых будет представлен прототип будущего интерфейса);

6. Далее разработать, протестировать и запустить в ОПЭ.

Как итог, у моего клиента появилось глобальное понимание – что нужно делать – чтобы достичь его цели. С конкретными пунктами и понятными дедлайнами. И я, как куратор – веду проект до результата. Когда приходит ясность – приходят и достижения, и результаты в проектах.

Как видите, у рынка есть новые вызовы и нам необходимо его менять. В следствии этих вызовов я предлагаю действовать по-иному вам, и могу с этим помочь.

У кого будут вопросы по проектам, пишите мне:

– В тг @KalashnikovR

– Подписывайтесь на мой канал t.me/r_kalashnikov_coach

Далее я продолжу писать о рынке 1С и дальнейшем его развитии.

2
1
Начать дискуссию