«ИИ как электричество»: будущее по версии Deloitte и Accenture
Генеративные нейросети — главный пункт любой подборки ИТ-трендов последних лет. Но в 2025-м аналитики пошли еще дальше: теперь искусственный интеллект — не просто очередная хайповая технология, а чуть ли не одна из основ нашей жизни.
Продолжаем следить за трендами и делиться интересными прогнозами от ведущих исследовательских и консалтинговых компаний мира. На этот раз смотрим, каким себе видят мир специалисты Deloitte и Accenture.
В 16-м ежегодном отчете Deloitte «Технологические тренды» ИИ проходит красной нитью через все шесть тенденций:
1. Пространственные вычисления в центре внимания.
Достижения ИИ улучшат моделирование пространственных вычислений в режиме реального времени и выведут пользовательский опыт на качественно новый уровень, произведя технологическую революцию в самых разных сферах — от индустрии развлечений и здравоохранения до логистики и производства. Важно понимать, что пространственные вычисления — это не просто игры в VR-очках. Они также объединяют озера данных с датчиками Интернета вещей, дронами, лидарами, компьютерным зрением и голографическими проекциями для трехмерной визуализации и создания полноценных иммерсивных сред. Бизнесу пространственные вычисления помогут лучше контекстуализировать свои данные для всех сотрудников. Например, трехмерный цифровой двойник, который отобразит данные из системы CAD, позволит работникам цепочки поставок определить детали, которые необходимо заказать, а маркетологам даст возможность понять общую эстетику продукта.
2. Новый этап для ИИ.
По мере развития нейросетей фокус бизнеса сместится с больших языковых моделей на малые языковые модели, мультимодальные модели, симуляции на базе ИИ и автономных ИИ-агентов, которые могут самостоятельно выполнять дискретные задачи. Вместо того чтобы полагаться на генеративные модели, созданные крупными игроками ИИ-рынка, которые могут быть более мощными и построенными на большем количестве данных, чем необходимо, предприятия думают о внедрении нескольких, меньших моделей, которые могут быть более эффективными для их бизнес-целей.
3. «Железо» завоевывает мир.
После многих лет доминирования софта, ИТ-оборудование снова оказывается в центре внимания — а всё потому, что ИИ требует огромных энергетических ресурсов и вычислительных мощностей. Недаром одна из самых дорогих компаний в мире на сегодняшний день — это производящая чипы NVIDIA. По прогнозу Deloitte, в 2025 году рынок чипов, используемых только для генеративного ИИ, превысит $50 млрд.
4. «Улучшенные» айтишники.
ИИ расширяет возможности и сферу деятельности технических талантов. Нейросети помогают в написании кода, тестировании программного обеспечения и оказывают всевозможную поддержку инженерам. В недавнем отчете о доходах генеральный директор Google Сундар Пичаи поделился, что около 25% нового кода в технологическом гиганте разрабатывается с использованием ИИ. Эта тенденция трансформирует профессию — скоро функции ИТ-специалистов сместятся с программирования, внедрения и поддержки ИТ-систем на оркестрацию ИИ-разработки.
5. Интеллектуальное ядро.
На протяжении десятилетий бизнес полагался в принятии решений на свои учетные информационные системы. Если у кого-то возникал вопрос о любом аспекте операционной деятельности, ИТ-системы давали ответ. Но сегодня поставщики ключевых информационных систем, таких как ERP, активно инвестируют средства в искусственный интеллект. Инструменты ИИ способны интегрироваться в учетные системы, узнавать об операциях предприятия, понимать его процессы, воспроизводить его бизнес-логику и многое другое. Всё это сделает бизнес-процессы управления и планирования более интеллектуальными, эффективными и прогнозируемыми.
6. Проблема криптографии в эпоху кванта.
Достижения ИИ внесли свой вклад и в прогресс квантовых вычислений, что, в свою очередь, поднимает вопрос кибербезопасности. С учетом постоянных атак хакеров, специалистам ИТ-безопасности и так есть о чем волноваться. Но Deloitte говорит о серьезной угрозе, поджидающей нас в будущем, когда квантовый компьютер сможет взломать все открытые ключи шифрования, использующиеся для защиты конфиденциальных данных. «Когда», подчеркивает Deloitte, а не «если».
Тренды Deloitte показывают, в какой степени ИИ уже вплетен в ткань нашей жизни. Аналитики резюмируют: будущее технологий — это просто… больше ИИ. Скоро мы начнем воспринимать его как электричество. Мы не будем использовать искусственный интеллект проактивно; мы просто будем жить в мире, где он заставляет всё работать умнее, быстрее и интуитивно понятнее — как по волшебству, но основанному на алгоритмах.
Аналитики другой знаменитой консалтинговой компании — Accenture — вторят коллегам из Deloitte: ключевой ИТ-тренд на 2025 год — это встраивание ИИ в повседневность настолько, что мы перестанем его замечать.
Мир, в котором ИИ повсюду и действует автономно от имени людей или бренда, неизбежен, говорят в Accenture, и бизнес должен начать готовиться к этой новой эпохе уже сегодня. Ахиллесова пята ИИ — недоверие пользователей. Возможности будут упущены, если бизнес-лидеры не получат кредит доверия от сотрудников и потребителей, чтобы использовать беспрецедентные возможности ИИ.
Вот что советует Accenture:
1. Поменять цифровую стратегию.
Распространение автономных ИИ-агентов радикально изменит подходы к ИТ-архитектуре, разработке и обучению систем. Вместо громоздкого комплекса пользовательских ИТ-систем с разным набором функций мы получим платформы со встроенными ИИ-агентами, которые используют различные инструменты и решают задачи самостоятельно. С этим пониманием, бизнес должен перекроить свои долгосрочные стратегии в отношении цифровых экосистем и начать экспериментировать с ИИ-агентами хотя бы внутри своих компаний.
78% топ-менеджеров, опрошенных Accenture, согласны с тем, что в течение следующих 3–5 лет необходимо будет выстраивать цифровые экосистемы для агентов ИИ в той же степени, что и для живых людей. При этом важно получать регулярную обратную связь, чтобы понимать, что «самовольные» ИИ-агенты действительно выдают желаемый результат.
2. Сохранить голос бренда.
Делегируя чат-ботам общение с потребителями, компании рискуют потерять собственный голос. Чтобы этого не произошло, используемому ИИ важно придать уникальную личность, персонализированные характеристики и стиль общения, отражающий суть и ценности конкретного бренда. Так пользователи будут взаимодействовать не с шаблонным чат-ботом, а с фирменным образом-талисманом бренда, который со временем узнаёт привычки и предпочтения клиента и завоевывает всё большее доверие. 95% опрошенных руководителей планируют сосредоточиться на персонификации чат-ботов в течение следующих 3 лет.
3. Приглядеться к роботам.
В робототехнике тоже наступает переломный момент: генеративные модели превращают прикладных роботов, способных выполнять только ограниченный набор строго заданных функций, в универсальных гуманоидов. Представьте, что вы просите у робота чашку чая, и он понимает ваш запрос, определяет нужный объект в пространстве и приносит его вам в руки. Такое теперь возможно. Accenture советует самым продвинутым бизнес-лидерам задуматься о сотрудничестве с робототехническими компаниями и оказаться в числе первых, кто запрыгнет на этот поезд инноваций.
4. Приоритизировать поддержку сотрудников.
ИИ не «уволит всех людей», но точно перекроит рынок труда. Accenture предлагает запускать автоматизацию снизу (а не как это традиционно бывает, насаждать ее сверху), вовлекать сотрудников в планирование цифровых стратегий, четко сообщать о своих инновационных целях и долгосрочном видении и отвечать на вопросы, связанные с автоматизацией работы. Бизнесу важно переопределить пути карьерного роста, установив четкие ожидания и предоставив образовательные возможности для развития компетенций. Если в компании развита культура поощрения креативности, то любой сотрудник сможет использовать ИИ для генерации новых бизнес-идей и способов улучшения своей работы. Такой подход не только развеет страхи, но и даст возможность сотрудникам управлять цифровой трансформацией и преуспевать в будущем, которое формирует ИИ.
Самые дальновидные компании, говорят аналитики, уже используют этот переходный период для обеспечения своего будущего роста. Главное — перестать искать отдельные точки приложения ИИ и осознать более глубокий технологический сдвиг, который происходит сегодня. По словам Accenture, мы стоим на пороге «Большого бинарного взрыва».
А вы что думаете? 🤔
Отличный перевод! Это же перевод, да?
Спасибо! Это творческий перевод двух англоязычных статей )