Топ-10 трендов на 2025 в области ИИ и больших данных от MIT SMR и TIME
Сравниваем прогнозы аналитиков по развитию генеративных нейросетей и data science.
Продолжаем изучать прогнозы по ИТ-индустрии. Специально для читателей блога ALP Group перевели сразу два англоязычных исследования о трендах-2025 — от журналов TIME и MIT SMR — и объединили инсайты из них в один впечатляющий список.
Пятерка TIME
Если 2023 год был букетно-конфетным периодом отношений человечества с ИИ (после выпуска ChatGPT в конце 2022-го), то 2024 — годом страстного романа. Новые открытия и достижения появлялись каждый день, а нейросети становились умнее, быстрее и дешевле в эксплуатации. ИИ также начал рассуждать глубже и взаимодействовать с миром посредством голоса и видео — тенденции, которые, как говорят эксперты, скоро выйдут на первый план. Вот чего ожидать от ИИ в 2025 году, согласно статье TIME:
1. ИИ станет самостоятельным.
По словам футуриста Рэя Курцвейла, в 2025 году мы начнем наблюдать переход от уже привычных чат-ботов и генераторов изображений к «агентным» системам, которые могут действовать автономно и выполнять задачи, а не просто отвечать на наши вопросы. В октябре 2024 года технологическая компания Anthropic наделила свою ИИ-модель Claude возможностью напрямую использовать компьютеры, а именно нажимать на кнопки, прокручивать страницы и печатать. И это только начало. Скоро ИИ-агенты будут выполнять сложные задачи, такие как планирование встреч и написание программного обеспечения. «Эти системы будут становиться все более и более комплексными», — говорит Ахмад Аль-Дали, вице-президент Meta* по генеративному ИИ. Хайме Севилья, директор некоммерческой организации Epoch AI, занимающейся технологическими прогнозами, представляет себе будущее, в котором ИИ-агенты будут функционировать как виртуальные коллеги, но уточняет, что в 2025 году всё это будет еще только зарождаться. В свою очередь, профессор Института Санта-Фе Мелани Митчелл предупреждает, что ошибки ИИ-агентов могут иметь «серьезные последствия», особенно если предоставить им доступ к личной или финансовой информации.
2. Вопрос национальной безопасности встанет ребром.
Правительства все чаще будут рассматривать ИИ через призму национальной безопасности, говорит директор американского некоммерческого Центра ИИ-безопасности Дэн Хендрикс: «Это то, как будут приниматься многие важные решения относительно ИИ». США ограничили доступ Китая к критически важным чипам, в то время как Meta* и Anthropic наладили более тесные связи с американскими разведывательными службами, разрешив им использовать свои ИИ-модели. «Политические события во всем мире подталкивают нас к усилению конкуренции», — говорит спецпредставитель Генерального секретаря ООН по технологиям Амандип Сингх Гилл, подчеркивая необходимость сохранения каналов сотрудничества между США и Китаем.
От себя добавим, что с этим прогнозом эксперты как в воду глядели: 10 января 2025 года китайская компания DeepSeek неожиданно выпустила свой бесплатный чат-бот на базе ИИ, который не уступает ChatGPT, в результате чего американский ИТ-рынок начало изрядно штормить.
3. Законодатели будут лихорадочно наверстывать упущенное.
В то время как разработчики соревнуются за создание всё более умных систем, правительства по всему миру спешат их урегулировать. Впереди здесь пока Евросоюз со своим «Регламентом об искусственном интеллекте», принятом в прошлом году. Свод практических правил к Регламенту должен быть согласован к апрелю и вступить в силу с августа 2025 года. Он станет одним из первых законов, нацеленных на разработчиков ИИ. Маркус Андерльюнг из американского некоммерческого Центра управления ИИ говорит, что требования ЕС окажут глобальное влияние на то, как работают передовые ИТ-компании, если только они не решат использовать разные подходы на разных рынках. В США, где в Конгресс было внесено более 100 законопроектов, по прогнозу Андерльюнга, в этом году «мало что произойдет» на федеральном уровне, хотя отдельные штаты могут регулировать ИТ-отрасль независимо.
4. Бизнесу придется отвечать за инвестиции.
2025 год «станет годом расплаты», — сообщила журналистам TIME Рамман Чаудари, генеральный директор Humane Intelligence. «Вложив в ИИ миллиарды долларов, компании теперь должны продемонстрировать потребительскую ценность технологии». В здравоохранении эта ценность кажется очевидной — например, ожидается, что диагностические инструменты на базе ИИ скоро получат одобрение американского Минздрава; кроме того, ИИ может оказаться полезным для обнаружения и мониторинга долгосрочного воздействия различных препаратов. Но в других отраслях выгоды от ИИ не так очевидны. «Чтобы ускорить получение прибыли от сделанных вложений, западные ИТ-компании могут начать навязывать несовершенные ИИ-модели южным странам», — говорит исследовательница из индийского Центра правовой политики Видхи Зай Випра, отмечая, что эти рынки подвергаются меньшему контролю, чем западные. В Индии она указывает на тенденцию по автоматизации и без того эксплуататорских рабочих мест, таких как колл-центры, как на источник беспокойства.
5. ИИ-видео станет мейнстримом.
В декабре 2024 года Google и OpenAI выпустили впечатляющие модели по генерации видео. Правда, запуск модели Sora от OpenAI был осложнен задержкой доступа, а Veo 2 от Google была выпущена только для избранных пользователей. Директор Epoch AI Хайме Севилья ожидает, что инструменты для генерации видео станут более доступными, поскольку разработчики найдут способы сделать их использование более дешевым. Аль-Дали из Meta* предсказывает, что видео также станет ключевым источником данных для ИИ, предвидя не столь отдаленное будущее, в котором системы будут анализировать видео с умных очков, чтобы предлагать помощь в режиме реального времени для различных задач, например, починки велосипеда.
Пятерка MIT SMR
Прогнозов от экспертов, опрошенных TIME, нам показалось мало, так что мы заодно перевели материал MIT Sloan Management Review — популярного американского издания, уже более полувека освещающего вопросы ИТ-индустрии.
Вот еще топ-5 ключевых ИИ-тенденций, на которые бизнес должен обратить внимание в ближайший год:
6. Весь хайп сосредоточится вокруг «агентного» ИИ.
Агентный ИИ, то есть искусственный интеллект, который способен выполнять задачи автономно, — бесспорно главная технология 2025 года. В мире ИТ все только и говорят о будущем, когда ИИ будет выполнять реальную работу, а не просто генерировать контент, хотя никто при этом не уверен, как именно всё это будет работать. 37% опрошенных руководителей ИТ-отделов считают, что у них уже есть ИИ-агенты; большинство (67%) ожидают технологию в ближайшее полгода и готовы в нее вложиться; и несколько скептиков считают, что это не более чем хайп, раздутый вендорами. Пока что для выполнения чего-то значительного, например, бронирования билетов или проведения банковской транзакции, потребуется более одного инструмента агентного ИИ. Поскольку любой генеративный ИИ работает, предсказывая следующее слово, он продолжит делать ошибки. Любое внедрение ИИ-агентов потребует живых людей, которые будут время от времени проверять результат.
7. Компании должны будут начать измерять результаты внедрения ИИ.
Хотя 58% опрошенных руководителей заявили, что их организации сумели повысить продуктивность благодаря генеративному ИИ, к началу 2025 года мы по-прежнему не увидели экспоненциального роста эффективности или ощутимой финансовой отдачи. Очень немногие компании на самом деле тщательно измеряют рост производительности или выясняют, что работники умственного труда делают со своим высвобожденным временем, делегируя задачи ИИ. Одним из лучших способов оценки может быть проведение контролируемых экспериментов. Например, если одна группа маркетологов будет использовать генеративный ИИ для создания контента без вычитки результата, другая — использовать его с обязательным человеческим ревью, а контрольная группа вообще не будет использовать нейросети. Опять же, мало кто занимается этим сегодня, но в 2025 году нам придется начать измерять качество выдачи ИИ.
8. Мы так и не достигнем корпоративной культуры, основанной на данных.
Несмотря на повсеместное внедрение генеративного ИИ, он всё еще не способен радикально преобразовать корпоративную культуру, которая вырабатывалась десятилетиями. Только 37% респондентов заявили, что работают в data-driven организациях, чьи стратегии основаны на ИИ и аналитике данных. В том же исследовании 92% опрошенных назвали ключевым барьером низкую гибкость и адаптивность корпоративных практик.
9. Неструктурированные данные снова станут важны.
В свежем исследовании 94% ИТ-руководителей заявили, что бум генеративного ИИ заставляет их снова обратить внимание на вопрос управления данными. Подавляющее большинство данных, с которыми работает ИИ, относительно неструктурированы и представлены в таких формах, как текст, изображения или видео. При этом на протяжении не одного десятка лет многие компании были сосредоточены на управлении структурированными данными — обычно строками и столбцами чисел из учетных систем. Чтобы привести неструктурированные данные в нужный вид, организациям необходимо выбрать лучшие примеры разных типов документов, пометить или графически оформить содержимое и загрузить его в систему. Эта работа потребует значительных человеческих ресурсов.
10. Компании продолжат выяснять, кому доверить управление ИИ и данными.
85% опрошенных компаний уже завели у себя отдельную должность директора по данным (Chief Data Officer), причем эти руководители в первую очередь сосредоточены на росте, инновациях и трансформации, а не на управлении рисками. Более того, в 33% организаций также назначили директоров по ИИ! В то время как эти роли продолжают развиваться, компании продолжают путаться с их кругом обязанностей и организацией подотчетности. Половина (49%) директоров по данным посетовали, что компании не понимают, в чем собственно состоит их работа. Единственное, что можно сказать с уверенностью, это то, что спрос на лидерство в области ИИ и данных будет только расти, в какой бы форме, виде и оргструктуре этот спрос ни подразумевался.
Искусственный интеллект и управление большими данными приобретают всё большее значение для мировой экономики, поэтому крайне важно, чтобы бизнес-лидеры следили за новыми тенденциями в ИТ-сфере. Успех на рынке во многом будет зависеть от умения держать нос по ветру и вовремя трансформировать свои цифровые стратегии.
* Meta признана в России экстремистской организацией, ее деятельность на территории страны запрещена.