Важные тренды будущего: как малому бизнесу адаптироваться к новым реалиям.
Прогноз для предпринимателей до 2050 года.
К 2050 году человечество столкнется с неизбежными изменениями: старение населения, цифровая фрагментация общества, рост мегаполисов и переосмысление труда. Для малого бизнеса эти тренды — не угроза, а возможность перестроить стратегии, используя гибкость и близость к клиенту.
Разберем ключевые направления, которые определяют успех компаний в ближайшие десятилетия.
1. Социальные сдвиги
Исследуя карту мегатрендов и технологий Ричарда Уотсона, можно сделать вывод, что современное общество будут разрывать противоречия: межпоколенческое отчуждение и солипсизм (признание индивидуального сознания в качестве единственной и несомненной реальности и отрицание объективной реальности) будут соседствовать с трайбализмом (замкнутыми сообществами, считающих себя исключительными). Люди всё чаще будут жить «здесь и сейчас», предпочитая немедленное вознаграждение долгосрочным целям. При этом вырастет ностальгия и тяга к аутентичности — как ответ на цифровую перегрузку.
Что делать бизнесу:
— Создавать продукты с «эффектом воспоминаний» (ретро-дизайн, локальные традиции).
— Формировать нишевые сообщества вокруг бренда (например, клубы для энтузиастов экопродукции).
— Внедрять персонализацию — от кастомизации товаров до индивидуальных контрактов, например, косметика на заказ.
- Пример: Puzzle Makeup (кастомизированные тона основ) или TalkPal (персонализированное обучение языкам).
- Преимущества: Увеличение лояльности, возможность установить премиальную цену.
К 2035 году разрыв в России между богатыми и бедными достигнет пика. «Богатые» будут тратить на офлайн-люкс, «бедные» — на дофаминовый шопинг в онлайне.
Как монетизировать:
- Для обеспеченных клиентов:
— Премиальные услуги: персональные консьержи, эксклюзивные туры.
— Инвестиции в «вечную молодость»: anti-age медицина, биохакерские программы. - Для аудитории с низким доходом:— Микрокредиты через DeFi-платформы (децентрализованный финансовые платформы).— Геймификация покупок (лотереи, кэшбэк в токенах).
Пример: Сервис Luxury Escapes организует частные туры на Северный полюс, а HappyCoin предлагает кэшбэк в криптовалюте за покупки в магазинах-партнерах.
К тому же, согласно анализу Сбербанка, в России к 2035 году выделяются тренды роста одиночества. А в мире 38–52% жителей развитых стран — одиночки, предпочитающие цифровое взаимодействие.
При этом, в других исследованиях, характеризуя будущее общество, отмечается, что поколение Z выбирает минимализм и простоту. Это выражается в упрощенных линейках продуктов (например, в косметике или уходе за домом). Для бизнеса это означает снижение затрат на производство и соответствие запросам потребителя.
Некоторые аналитики дополнительно выделяют риск геополитической фрагментации и конкуренции между экономическими блоками, что тоже влияет на разъединение общества и будут влиять на инвестиционные стратегии.
Что делать бизнесу:
- Для одиночек:— Запускайте нишевые онлайн-сообщества и платформы для микропотребления (например, подписки на короткий контент).— Внедряйте геймификацию в сервисы (лотереи, кэшбэк в криптовалюте).
– А для борьбы с одиночеством развивайте сервисы для цифрового детокса, оффлайн-сообщества (йога в парках, мастер-классы).
Пример: Японский стартап Yui предлагает виртуальных компаньонов на основе AI для пожилых, помогая бороться с одиночеством.
Локальные маркетплейсы (C2B2C).
В последнее время наблюдается тенденция, при которой люди устают от огромного количества информации. Им становится сложно ориентироваться в многообразии товаров и услуг на маркетплейсах и других площадках.
Из-за этого всё более популярными становятся нишевые, тематические маркетплейсы. Они специализируются на определённых категориях товаров или услуг, например, только продукты для домашних животных, только услуги для b2b-поставщиков или только продажа часов.
Люди готовы искать товары и услуги на таких специализированных площадках, потому что там всё упорядочено под конкретную задачу. Это упрощает процесс выбора и делает его более эффективным. Кроме того, на нишевых маркетплейсах, как правило, представлены более качественные товары. Уже есть отдельные маркетплейсы для одежды (Lamoda), для косметики (Зеленое яблоко), спортивные товары (Спортмастер позиционирует свое приложение как маркетплейс).
Этот тренд представляет серьёзную угрозу для крупных универсальных площадок, которые не могут предложить клиентам такой же индивидуальный подход.
Что делать бизнесу: создавать платформы для перепродажи товаров между клиентами с гарантией качества от бизнеса.
- Пример: IKEA Buy Back & Resell, Framework Marketplace.
- Преимущества: Увеличение повторных продаж, укрепление доверия клиентов.
2. Труд и занятость: гигономика и одиночество
Рынок труда будет продолжать претерпевать изменения, вследствие растущей самозанятости (гигономика).
Удаленная работа уже станет нормой, но это начнет вести к упадку soft skills и «одиночеству» сотрудников. В то же время, пожилые работники и возвращение «утекших мозгов» изменят корпоративную культуру.
Автоматизация и технологии ИИ в HR-сфере будут влиять на процессы управления персоналом. Появятся первые сотрудники, нанятые ИИ-алгоритмами, и, что более интересно, уволенные ИИ-алгоритмами.
Что делать бизнесу:
— Использовать платформы для найма доступных в моменте исполнителей (фриланс-маркетплейсы).
— Развивать цифровые навыки сотрудников, включая работу с ИИ-инструментами. В целом инвестировать в обучение сотрудников, например, по бережливому производству
— Создавать гибридные форматы работы, сочетающие удаленку и оффлайн-ивенты для социализации.
- Пример: Платформы вроде Tactic для управления гибридными рабочими местами.
- Преимущества: Экономия на аренде, повышение продуктивности сотрудников.
3. Экономика: экология, децентрализация и новые риски
Криптовалюты, распределенное создание товаров и персонализация контрактов разрушают традиционные модели. Однако, параллельно, растут угрозы: коррупция, военизация финансов и застой средних зарплат. А низкоуглеродный переход выделяется как один из мегатрендов, который будет влиять на рынки в ближайшие годы.
Что делать бизнесу:
— Экспериментировать с блокчейн-решениями для прозрачности сделок.
— Внедрять краудсорсинг для разработки продуктов (например, вовлекая клиентов в создание дизайна).
— Делать ставку на этичный бизнес, чтобы минимизировать регуляторные и репутационные риски.
— Использовать в производстве биоразлагаемых материалов (например, упаковка из грибного мицелия или сахарного тростника), чтобы привлечь экосознательных клиентов, снизить затрат на утилизацию и соответствовать новым экологическим стандартам
4. Технологии: между доверием и автоматизацией
Разговорные интерфейсы, такие как чат-боты, голосовые ассистенты и персональные цифровые помощники меняют взаимодействие с клиентами. Но замкнутые сообщества и недоверие к ИТ-гигантам требуют от бизнеса баланса между автоматизацией и человеческим подходом.
В будущем, искусственный интеллект кардинально преобразует бизнес-модели. Прежде всего, нейросети повлияют на структуру затрат и издержек компаний. В некоторых отраслях ИИ сможет частично заменить работников, но его обучение также потребует значительных ресурсов.
Бизнес должен тщательно проанализировать, что будет более выгодным вложением: обучить искусственный интеллект или сохранить штат сотрудников. Возможно, оптимальным решением станет сочетание человеческого труда и технологий, где они будут дополнять друг друга.
Кроме того, полностью меняется процесс взаимодействия с клиентами. Российский бизнес уже ощутил неудобства, когда запретили большую часть соцсетей и исчез долгосрочный канал продаж. Сегодня его уже могут заменить другие каналы.
Microsoft недавно внедрила в поисковую систему чат-бот на базе ChatGPT с интеграцией рекламы. Этот бот задаёт пользователю вопросы по интересующей его теме и предоставляет рекомендации. Например, если человек ожидает гостей и хочет узнать, чем их накормить, ИИ предложит рецепты и сервисы, где можно приобрести продукты. Такой подход к рекламе, ориентированный на жизненные ситуации, может быть эффективно представлен в формате сторителлинга. В отличие от гигантов, предлагающих широкий спектр услуг — от еды до такси, почты и всего остального в одном сервисе, — здесь реклама встраивается в выдачу поисковика для решения конкретных жизненных ситуаций: переезда, организации праздника, свадьбы и т. д.
Резюмирую: что в таком случае делать бизнесу:
— Внедрять ИИ для анализа данных, но сохранять «человеческое лицо» (например, живая поддержка + боты). Бизнес снизит нагрузки на сотрудников и повысит скорости ответов, а клиенты сэкономят время на ожидании, получат круглосуточную поддержку, и все это в больших масштабах.
– Создавать рекламный контент с помощью AI-генераторов видео (например, Picsart или AdAdapted для создания shoppable-видео). Это позволит снизить стоимость производства и быстро адаптироваться под аудиторию. Однако на рост контента, сгенерированного AI, в таком объеме, что его уже невозможно будет потреблять, может привести к появлению персональных цифровых ассистентов, которые будут помогать в выборе и покупках. И тогда процесс торговли может кардинально измениться: нужно будет научиться алгоритмами продавать алгоритмам.
— Развивать критическое мышление в командах, чтобы избежать зависимости от алгоритмов и от “галлюцинаций” ИИ. Объем информации вокруг нас постоянно растет, и далеко не вся она достоверна и объективна. Чтобы не стать объектом манипуляций, нужно научиться с недоверием относиться даже к авторитетным источникам, находить подтверждение или опровержение получаемым новостям или знаниям.
— Использовать нишевые платформы (например, Discord) для прямого диалога с аудиторией.
В некоторых отчетах упоминаются технологии расширенной реальности (XR) как перспективная технология, которая будет востребована в различных отраслях, включая здравоохранение и промышленность. Киберугрозы будут значительно влиять на повседневную жизнь, поэтому защищайте данные клиентов — утечка цифровой идентичности станет критичной. При этом квантовые вычисления и постквантовая криптография выделены как важные технологические тренды, которые могут изменить подход к защите данных.
Так что в будущем бизнесу следует также обратить внимание на эти технологии.
5. Мегатренды: глобальные вызовы, локальные решения
Старение населения, урбанизация и азиатизация создают новые рынки. К 2050 году 68% людей будут жить в городах, а по оценке Сбербанка уже к 2035 году 81% россиян будут жить в агломерациях, при этом малые города превратятся в «обслуживающие хабы». Глобально, Африка и Азия станут центрами роста среднего класса. А в информационном шуме и виртуализации бизнесы будут вынуждены бороться за внимание клиентов.
Что делать бизнесу:
— Осваивать рынки Азии и Африки через локальных партнеров.
— Инвестировать в зеленые технологии и решения для мегаполисов (например, системы переработки отходов, умное ЖКХ). Появится спрос на коливинги (совместное проживание) с AI-управлением и аренду «умных» офисов.
— Создавать контент, который выделяется на фоне инфопотока: короткие видео, подкасты с экспертами.
К тому же согласно видению Сбербанка в России к 2035 году выделяются тренды:
- Старение населения. 40% россиян к 2035 году — поколения X (51–71 год) и бэби-бумеры (старше 72 лет). Они активны, обеспечены и не планируют выходить на пенсию.
- Урбанизация достигнет своего пика — 81% населения будет сосредоточено в агломерациях. Малые города деградируют, будут отставать технологически.
- Усилится разрыв между богатыми и бедными. Число бедных вырастет с 15 млн (2023) до 30 млн (2035). Принадлежность к «касте» будет определяться доступом к образованию, технологиям и местом жительства.
Что делать бизнесу:
- Для «серебряного» поколения:— Разрабатывайте сервисы управления будущим: персональные планы здоровья, финансовые консультации, курсы цифровой грамотности.— Создавайте продукты с упрощенными интерфейсами (гаджеты, приложения).
— Внедряйте AI-помощников и сервисов управления будущим.
Для государства:
- Снижение поляризации через персонализированное образование и развитие высокотехнологичных пригородов.
- Укрепление позиций в восточном цивилизационном анклаве через AI, робототехнику и кибербезопасность.
Для человека:
- Развитие технологической и социальной адаптивности, психологической устойчивости.
- Использование программ персонального менеджмента и цифровых двойников для планирования жизни.
Адаптивность — ключевая компетенция будущего, а баланс между инновациями и социальной справедливостью станет основой устойчивого роста.
Главное преимущество небольших компаний — скорость реакции. Чтобы выжить в мире растущего неравенства и индивидуализма, сосредоточьтесь на:
- Персонализации — клиенты хотят чувствовать уникальность.
- Локальности — связывайте бренд с местными ценностями.
- Гибридности — совмещайте цифровые инструменты и человеческий подход.
- Инвестициях в адаптивность. Обучение сотрудников, гибкие бизнес-модели и цифровая безопасность — ключ к устойчивости.
Как говорил Ричард Уотсон, «будущее принадлежит тем, кто умеет видеть связи между трендами». Ваша задача — превратить эти связи в конкурентное преимущество.
Подписывайтесь на мой Телеграм канал, где вы найдете еще больше инструментов для бизнеса.
Записаться на трекерскую сессию - в личные сообщения.
Благодарности:
- Команде бизнес-акселератора Точка роста за то, что инициировали обсуждение этой темы.
- Наталье Орловой за то, что поделилась тонной собранной информации о трендах.
- Нейросети Deepseek и его разработчикам за то, что этот инструмент помог структурировать.
- Юлии Петровой за редакторскую работу.
- Себе за то, что сделал это.
Ссылки:
- Карта трендов // Ричард Уотсон в переводе Алексея Дворецкого https://clck.ru/3GKjS8
- Мегатренды. Будущее 2035+ // Сбербанк
- 2024 Trend Report // Jeremy Gutsche. - Trend Hunter