Профстандарт как компас соцбизнеса
Рассказываем, что это за документ и как он разрабатывается прямо сейчас
Как известно, в некоторых сферах по умолчанию разбираются все: вокруг нас множество специалистов, знающих, как воспитывать и учить, лечить и управлять государством. Социальная отрасль тоже нередко представляется сферой, не предполагающей особенной подготовки: «главное — просто быть добрым». По факту, социальный бизнес, как и любое другое направление деятельности, требует компетентности и профильных знаний. Один из способов их обеспечить — создание профессиональных стандартов
Что такое профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт — это официальный документ, формализующий:
● требования к квалификации сотрудника: совокупность знаний, умений, навыков, релевантного опыта, необходимую для определенной работы;
● трудовые функции, которые будет выполнять человек, обладающий нужной квалификацией и занимающий соответствующую должность.Для каждой функции в профстандарте детально прописывается перечень необходимых компетенций и указывается их уровень.
Профстандарт социального бизнеса
Проекты профессиональных стандартов разрабатывают профессиональные сообщества и саморегулируемые организации. В случае социального предпринимательства одним из основных разработчиков выступает Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». В разработке, в зависимости от специфики стандарта, также участвуют профильные органы власти: Министерство экономического развития, Министерство просвещения, Министерство спорта и другие.
Профессиональный стандарт принимается Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям и утверждается приказом Министерства труда и социальной защиты России.
Зачем социальному бизнесу профстандарты
В целом профессиональные стандарты становятся ориентиром для социального бизнеса, задают планку качества, к которой необходимо стремиться. Ключевых сфер применения профстандартов — три:
● Обучение социальных предпринимателей. Профессиональные стандарты позволяют составлять образовательные программы, отражающие требования, действительно актуальные для той или иной специальности, и готовить специалистов, ориентированных на работу в конкретной нише.
● Подбор сотрудников. В профстандартах четко оговариваются компетенции, которыми должны владеть работники, занимающие ту или иную должность. Исходя из нормативов документа, предприниматель может объективно оценить квалификацию соискателя.
● Аттестация персонала. На профстандартах основана независимая оценка квалификации (НОК), которая может быть использована для оценки компетенций персонала социального предприятия. Результаты НОК можно использовать для составления плана переобучения сотрудников, выбора для них дополнительных образовательных программ. Такой подход делает работу социального бизнеса более слаженной профессиональной и повышает качество услуг.
В конечном счете, профессиональные стандарты определяют, что должны уметь социальные предприниматели, чтобы выполнять заявленные обязательства и предоставлять товары и услуги надлежащего качества.
Фонд «Наше будущее» и разработка профстандартов
Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» можно назвать ключевой организацией, развивающей в России социальное предпринимательство. Эту задачу Фонд решает с разных сторон:
- выдает социальным предпринимателям беспроцентные займы для создания и развития своего общественно значимого дела;
- организует и проводит мероприятия, привлекающие к социальному бизнесу внимание прессы, государства, общественности;
- регулярно реализует образовательные программы и курсы для обучения социальных предпринимателей;
- работает над созданием нормативно-правовой базы, регулирующей сферу социального бизнеса, и лоббирует ее принятие.
Так, в 2019 году были приняты поправки в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» от 27 июля 2007 года № 209-ФЗ. Они законодательно закрепили понятия социального бизнеса и социального предприятия. Следующим шагом в правовом признании этого явления стала разработка профессиональных стандартов сферы.
Какие профстандарты уже разработаны
Работа по составлению профессиональных стандартов в сфере социального бизнеса ведется с 2022 года. Осенью 2024-го Фонд «Наше будущее» совместно с НАСДОБР подготовил проект стандарта «Специалист по управлению проектами социального воздействия, мониторингу, контролю и оценке социальных эффектов деятельности предприятий». Профстандарт разработан на основе реального опыта социального бизнеса, обобщенного экспертами Фонда «Наше будущее». В нем выделено восемь квалификаций:
● специалист по оценке социальных эффектов проекта социального воздействия;
● специалист по оценке социальных эффектов проекта социального воздействия в области спорта;
● специалист по оценке социальных эффектов проекта социального воздействия в области образования;
● специалист по мониторингу проекта социального воздействия;
● специалист по мониторингу проекта социального воздействия в области спорта;
● специалист по мониторингу проекта социального воздействия в области образования;
● руководитель проекта социального воздействия;
● методолог проектов социального воздействия.
В настоящее время проект приказа Минтруда, регламентирующий утверждение стандарта, опубликован на информационно-правовых ресурсах. Ожидается, что окончательное утверждение документа состоится весной 2025 года.
Фонд «Наше будущее» готовится к введению профстандарта и началу работы с ним. Уже тестируется образовательная программа «Руководитель проекта социального воздействия». Апробация проходит на базе Зимней школы социологии Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Профессионализация социального бизнеса в тренде
Профессионализация социального бизнеса — один из ключевых трендов сферы в 2025 году, который явно сохранится и в дальнейшем. Что это значит?
В социальное предпринимательство чаще всего идут люди с яркими идеями и искренним желанием сделать мир лучше. При этом довольно часто им не хватает правовых компетенций, знаний и навыков ведения бизнеса. Это мешает реализовывать задуманное и тормозит развитие социального предпринимательства в целом.
При этом социальный бизнес — в первую очередь бизнес. Он должен быть прибыльным, а для этого нужен профессиональный подход к его организации и ведению. Сейчас, с учетом жестких условий и постоянных изменений на рынке, это особенно актуально. Период любителей закончился, и оснований предполагать его возвращение, нет.
В таких обстоятельствах одной из опор развития социального бизнеса могут стать профессиональные стандарты. Они дают предпринимателям готовый перечень знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть для успешного ведения дела.