Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?

Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?

Если раньше сообщество было приятным бонусом, то сегодня это ключевой фактор удержания и роста. Баннерная слепота на пике, а блогерам и оферам из рекламы люди верят всё меньше. Лояльные комьюнити становятся решением задачи привлечь качественный дешёвый трафик, повысить средний чек или уровень допродаж.

Актуальность механик сообществ сейчас стала острой, потому что компетенции в теме на рынке не так много. И в России запустился первый акселератор сообществ — программа, которая помогает предпринимателям системно встроить их в стратегию продаж и маркетинга.

Почему сообщества стали актуальны?

Если говорить языком статистики, то:

  • Стоимость целевого действия пользователя (конверсии) performance-рекламы по итогам 2024 года выросла на 40–45% (по данным агентства цифрового маркетинга E-Promo). И такая динамика цены лида сохраняется не первый год, что заставляет бизнес тратить на привлечение всё больше.
  • В среднем увеличение удержания клиентов всего на 5% увеличивает прибыль на 25–95% (согласно Harvard Business Review).
  • Один из топ-30 мегатрендов 2025 года — довериецентричность (согласно свежему исследованию Ассоциации ФинТех). Она станет основой клиентского опыта, который будет усиливать бизнесы.

Из этого можно сделать следующие выводы: реклама дорожает, потому что конкуренция за внимание клиентов растёт. А если не только привлекать, но и удерживать клиентов, то можно получить для бизнеса даже больше, чем растущую прибыль, — лояльных клиентов, которые будут оставаться с вами надолго и действовать как амбассадоры.

Я, Евгения Курчатова, более 15 лет занимаюсь темой сообществ. В период, когда я начала создавать их, тенденции ещё не существовало. Но комьюнити были востребованы всегда. Просто сейчас привычные формы сообществ, такие как многолетний коллектив на работе, церковь, соседское сообщество, утратили своё прежнее влияние. А человек всё так же нуждается в доверительном общении.

Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?

Ещё один фактор — перегруженное инфополе. Реклама проникла во все сферы жизни, и, уставая от неё, люди просто перестают обращать на неё внимание. А отзывы о продуктах предпочитают видеть от таких же, как они. Так и растут модели бизнеса, основанные на передаче опыта и общении людей между собой, а не на коммуникации бренда с клиентом через рекламу.

Зачем сейчас строят сообщества?

Рынок комьюнити растёт с каждым годом. Это и сообщества по интересам (бегуны, любители рукоделия, фанаты пешего туризма), и профессиональные объединения (маркетологи, косметологи, юристы, врачи). В предпринимательстве клубы получили особую роль, потому что позволяют получить самый актуальный и живой опыт быстрее, чем в одиночку.

Но не только сообщества как самостоятельный продукт сейчас в топе. Бизнесы тоже строят комьюнити, чтобы реализовывать свои задачи:

  • удерживать сильных специалистов в своих командах,
  • популяризировать свои товары и услуги,
  • создавать сеть бесплатных амбассадоров,
  • растить уровень доверия и возвращаемость клиентов.

На российском рынке сообщества создают как локальные бренды, так и крупные корпорации. Среди них банки, девелоперы, ретейл, промышленность. Практически в любой нише можно использовать инструмент сообщества как бустер развития бизнеса и его выхода на новый уровень.

Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?

Я как сооснователь и эксперт Community University работаю с руководителями бизнесов и топ-менеджментом много лет: консультирую, помогаю создавать и растить сообщества. И вижу, какие сложности возникают у проектов на этом пути. Чтобы строить сообщество системно и получить инструмент, созвучный с целями бизнеса, мы с экспертами нашего университета-сообщества создали Акселератор сообществ. Он построен так, чтобы каждый проект (бизнес или сообщество) мог использовать лучшие практики для привлечения, вовлечения и удержания клиентов.

Как построить сообщество системно?

Чтобы сделать сообщество не просто развлекательным элементом, а системой для вовлечения и удержания клиентов/команды, нужно на старте заложить правильный фундамент. Лучшее решение для этого — на практике пройти за руку с экспертами в теме комьюнити.

Если теоретическое обучение иногда проходит так, что вас бросают в открытое море без ясности, как внедрять фишечки с курса, то это не сработает.

Люди, которые приходят внедрять в свои проекты комьюнити-инструменты в нашем Акселераторе, семь месяцев работают над своим проектом рука об руку с опытными комьюнити-менеджерами и архитекторами сообществ. Каждый из них — мощный эксперт с твёрдыми кейсами, востребованный на рынке.

Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?

Важен и этап онбординга, где я максимально вкладываюсь в проект. Это постановка цели и обратная связь на дорожную карту — план проекта по внедрению инструментов. И всё это происходит в первый месяц акселерации — прорабатываем вашу цель на семь месяцев работы над сообществом.

Причина такого моего вовлечения — самая частая ошибка руководителей проектов, когда цель на сообщество:

  • не поставлена вообще,
  • расходится с бизнесовыми задачами компании или её основателя.

Например, хотим вырастить крепкую лояльную команду, а сообщество строим для клиентов.

За 15+ лет работы над сообществами я вижу рассинхрон или неверную цель, как рентген. Я показываю то, что вы не видите изнутри проекта, и ресурсы направляются в нужное русло. А цель становится понятной, вдохновляющей и достижимой.

Что важно не упустить, создавая сообщество?

Когда цель поставлена и оцифрована, а дорожная карта для управления процессами собрана, можно «брать и делать». Но остаётся вопрос, какими инструментами строить и растить сообщество. На него отвечает регулярный календарь встреч с нашими лучшими экспертами под задачи.

Всего в Акселераторе задействованы 20+ твёрдых экспертов, и они каждый месяц будут вести свои занятия на темы:

  • Вовлечённость и коммуникации.
  • Маркетинг, продажи и монетизация.
  • Ивенты.
  • Команда и управление.

Эксперты не читают лекции, а отвечают на ваши вопросы, разбирают ваши кейсы. Это реальный и актуальный опыт, который доступен вам здесь и сейчас. А ещё возможность посмотреть, как у других, и забрать то, что работает лучше всего.

Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?

Все участники в Акселераторе получают доступ к нашему флагманскому курсу «Технологии сообществ», но могут смотреть его точечно. Вся база знаний, которую собрала я и наши эксперты, — шаблоны, гайды, чек-листы, полезные эфиры — всегда в онлайн-доступе у вас и вашей команды. Это возможность получить прикладные механики и использовать то, что вам нужно здесь и сейчас из инструментария.

Как не слиться, делая сообщество в бизнесе?

Приятный бонус, чтобы не слиться и зарядиться мотивацией, — форматы на вдохновение. Идти в новое может быть некомфортно, и есть соблазн просто махнуть на изменения рукой, сказав себе «и без сообщества обойдёмся». Но такое решение может стоить вам большой потери ресурса в будущем.

Мы знаем, как делать классные ивенты, поэтому между занятиями и контрольными точками участники нашего Акселератора продолжают получать поддержку и заряд энергии:

  • Референс-визиты: мы организуем туры по успешным сообществам и компаниям. Это отличный шанс увидеть опыт и внедрение эффективных фишек в действии, посмотреть, как у других.
Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?
  • Гостевые спикеры — лучший формат забрать актуальный опыт в нише. Мы подключаем только экспертов, которым доверяем мы и наши студенты и у которых есть твёрдый опыт в конкретной сфере.
Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?
  • Слёты — однодневные мероприятия в Москве, где можно пообщаться с единомышленниками и обменяться опытом, а главное, зарядиться энергией и эмоциями, получить драйвер двигаться дальше, увидеть и признать свои достижения.
Сообщество в бизнесе: зачем нужно и как его построить системно?

Разделения по нишам или масштабу бизнеса/сообщества нет: с каждым проектом мы работаем индивидуально, а путь строим с опорой на нынешний запрос. Тем, кто только начинает строить сообщество, помогаем заложить крепкий фундамент и системную модель развития. Тем, кто уже работает над комьюнити, но хочет усилиться, даём инструменты и знания для масштабирования, роста дохода от сообщества (или экономии от него).

Начать дискуссию