Марс превыше всего: как Илон Маск пытается заставить NASA отказаться от лунной программы

Он использует своё влияние, чтобы сменить руководство агентства и пересмотреть многолетние приоритеты его работы.

Маск. Фото Reuters
Маск. Фото Reuters

Пересказ материала The Wall Street Journal. Издание поговорило примерно с 30 источниками из окружения самого Маска, SpaceX, администрации президента США Дональда Трампа и Сената США.

Протолкнуть «своих»

Глава SpaceX Илон Маск потратил около $250 млн и месяцы личного времени на избирательную кампанию Дональда Трампа.

Когда тот выиграл президентские выборы, предприниматель попросил его помочь с реализацией планов по отправке людей на Марс. По его мнению, именно на это нужно направить все ресурсы Национального управления по аэронавтике и исследованию космоса NASA, а лунную программу, которая пока остаётся приоритетом, свернуть.

Чтобы заручиться поддержкой Трампа, Маск заверил: отправка людей на Марс обеспечит ему статус «президента-первопроходца».

В качестве кандидата на пост главы NASA Маск предложил своего друга Джареда Айзекмана — миллиардера, основателя платёжной компании Shift4Payments и астронавта-любителя, который летал на земную орбиту в составе миссии SpaceX. Он разделяет стремление по отправке людей на Марс.

Трамп согласился выдвинуть Айзекмана на должность руководителя агентства, но слушания в Сенате по утверждению его кандидатуры до сих пор не назначены. Подготовка к ним затянулась, поскольку часть сенаторов обеспокоена бизнес-связями Айзекмана и SpaceX — его платёжная компания, в частности, работает с подразделением Starlink (он обещал отказаться от таких контрактов в случае назначения).

Джаред Айзекман. Фото Reuters 
Джаред Айзекман. Фото Reuters 

Впрочем, в агентстве уже есть люди Маска. В январе 2025-го на пост старшего советника NASA назначили бывшего сотрудника SpaceX Майкла Альтенхофена, которого называют «проводником Илона». Его статус среди прочего позволяет участвовать в принятии ключевых решений и лоббировать интересы предпринимателя. Он также давно знаком с Айзекманом.

Другой инструмент влияния — курируемый Маском Департамент эффективности правительства (DOGE), чьи сотрудники изучают возможности перераспределить финансирование и направить ресурсы на освоение Марса. А ещё проверяют деятельность Управления гражданской авиации США и Агентства по охране окружающей среды, чтобы ускорить получение лицензий на испытания ракеты Starship, предназначенной в том числе для межпланетных полётов.

Сменить приоритеты

Многие сотрудники NASA обеспокоены инициативами главы SpaceX. Агентство годами работает над программой по возвращению людей на Луну и созданию лунной базы. С 2012-го по 2025 год на эти цели потратили около $93 млрд.

В 2022 году NASA в рамках миссии Artemis провела испытания построенной Boeing ракеты Space Launch System с беспилотным модулем Orion от Lockheed Martin. В 2027-м агентство планирует использовать их для отправки на Луну астронавтов.

Ещё через год на орбиту спутника Земли хотят вывести космическую станцию Gateway — в дальнейшем экипажи будут сначала прилетать на неё, а затем отправляться на поверхность Луны в специальных посадочных модулях.

Договоры на «лунные» разработки на $4 млрд есть и у SpaceX. Однако Маск готов отказаться от них в пользу исследования Марса. В SpaceX даже действует правило, узнало WSJ: в случае конфликтов между разными направлениями работы приоритет нужно отдавать вопросам, связанным с полётом на Марс.

Против инициатив Маска выступают некоторые конгрессмены. Они призывают продолжить поддержку проекта Artemis, чтобы сохранить наработки и доставить астронавтов на Луну раньше, чем это сделает Китай. Беспокоит их и то, что резкая смена приоритетов также может привести к сокращениям — в NASA работает около 18 тысяч человек — и проблемам для подрядчиков.

К тому же Starship, которая должна будет доставить астронавтов на Марс, всё ещё находится на этапе испытаний и при их проведении сталкивается с «техническими вызовами».

Фото одного из запусков Starship. Источник: Phys.org
Фото одного из запусков Starship. Источник: Phys.org

Сам предприниматель считает, что SpaceX удастся отправить Starship на Марс без экипажа «в течение двух лет». А пилотируемый полёт в случае успеха может состояться «через четыре года».

Конечная же цель, по словам Маска, — за 20 лет построить на Марсе «самоподдерживающийся город». Только для этого, помимо прочего, потребуется снизить стоимость доставки полезного груза — с $1 млрд за тонну до $100 тысяч за тонну.

15
95 комментариев