ESG и импакт-бизнес: когда мы перестанем брать ресурсы в долг

29 июля мы использовали все природные ресурсы, воспроизводимые Землей за год, оставшиеся 5 месяцев мы забираем их у следующего поколения.

Импакт-бизнес: что это такое

Импакт-бизнес – это парадигма, при которой развитие компании измеряется не только на основе финансовых и экономических показателей, но и на основе характера ее влияния на окружающую среду, общество и сотрудников, то есть того, как деятельность компании связана с решением глобальных проблем, достижением целей устойчивого развития.

Youtube-подкаст на эту же тему доступен здесь.

ESG и импакт-бизнес: когда мы перестанем брать ресурсы в долг

Импакт-бизнес - это не социально и эко-ориентированная компания, но это про все ту же корпоративную социальную ответственность. В чем разница? Социально-ориентированная компания, например, может использовать энергосберегающие лампочки, а импакт-компания строит солнечные батареи на крыше собственного офиса, обеспечивающие энергией не только офис, но и пару соседних кварталов.

Понятно, что большой бизнес смотрит в сторону импакт-модели из-за потребителей и акционеров, которые больше доверяют социально ответственным брендам и хотят работать в компаниях, положительно влияющих на мир. За последние 30 лет количество экстремально бедных людей сократилось с 2 млрд до 600 млн, это обозначает, что становится все больше тех, кто начинает думать об обществе, экологии и глобальном развитии.

Импакт-бизнес – это следствие развития стандартов ESG, которые появились в конце 20 века, но серьезно и массово говорить о них в мире начали в 2010-х, а в России начинают только сейчас.

ESG как основа импакт-бизнеса

Сама аббревиатура ESG впервые появилась в документах ООН в 1990-е, сначала появился экологический аспект, после появились идеи открытости корпоративного управления, заботы о сотрудниках и людях в целом. То есть аббревиатурой ESG обозначают три аспекта корпоративной социальной ответственности – экологический, социальный и управленческий.

Почему с ESG все не так просто

Сегодня барьер развития в области ESG – это отсутствие единых стандартов и системы показателей для измерения ESG-эффективности компании. В мире работает порядка 400 рейтинговых агентств, которые оценивают бизнес по ESG-критериям, и одна и та же компания в разных рейтингах оценивается по-разному. Тем не менее, эксперты убеждены, что единые методологии и стандарты в области ESG появятся в ближайшие 3-5 лет, тем более мы в России можем ориентироваться на мировой опыт, например, на практики Франции, Германии, Бельгии, Нидерландов.

Экономика ESG-проектов не всегда однозначна и не всегда ее в принципе можно посчитать, поэтому когда нет требований к каким-то аспектам КСО, вкладываться в них не очень спешат, особенно в России. Понятно, что промышленность и ресурсные организации очень большое внимание уделяют ESG, потому что у них есть жесткие стандарты в этой области и их несоблюдение может обернуться огромными штрафами. Но это не импакт- и даже не социально и эко-ориентированный бизнес, это просто минимизация ущерба и базовый уровень КСО, давайте называть вещи своими именами.

Почему компаниям выгодно быть ESG-эффективными

По данным McKinsey, 29% компаний уже ввели в систему показателей результативности деятельности показатели ESG. В чем мотивация? Обратимся к цифрам той же консалтинговой фирмы.

Первое – оценка компаний, активно продвигающих ESG-повестку, в среднем на 10-20% выше оценки аналогичных компаний, не уделяющих ей большого внимания.

Второе – компании, активно транслирующие повестку в области ESG, прибавляют в оценке возврата на акционерную стоимость примерно 1%, при этом компании, не рассказывающие о приоритетах и проектах в области ESG, теряют в показателях возврата на акционерную стоимость больше 1%.

Третье – компании высокого уровня корпоративной ответственности характеризуются в среднем меньшим на 15-20% уровнем текучки персонала и большим на 5% уровнем производительности.

Зеленая Россия: мы к ней готовы?

Развитие импакт-бизнеса означает принципиальный сдвиг в поведении потребителей, инвесторов, сотрудников и государства, давайте посмотрим, готовы ли мы к нему.

Первое – бизнес.

Оценка ESG-эффективности бизнеса, как уже было сказано, реализуется сторонними рейтинговыми агентствами, в т.ч. такими крупными, как Bloomberg, S&P и Corporate Knights, ни в одном из крупнейших рейтингов в первой сотне российских компаний нет.

По мнению экспертов консалтинговой компании EY, мы отстаем от развитых стран в области импакт-бизнеса и ESG на 10-15 лет, при этом важными драйверами развития ESG-повестки в РФ стали присоединение США к Парижскому соглашению и и вводимый ЕС трансграничный углеродный налог в 2023–2026 годы. Соответственно, крупный российский бизнес, ориентированный на экспорт в Европу, понимает, что угроза несоответствия мировым ESG-критериям будет влиять на доход.

Второе – государство.

На уровне государства вопросы ESG эквивалентны вопросам устойчивого развития. Эксперты сходятся во мнении, что именно здесь находятся ключевые барьеры или отсутствуют ключевые драйверы развития ESG и импакт-бизнеса: сегодня Россия слабо интегрирована в глобальные инициативы в области устойчивого развития и у нас отсутствуют системы отраслевых стандартов и национальные цели в каждом из аспектов ESG.

Третье – общество.

Статистика говорит нам, что с общественными настроениями относительно ESG все неоднозначно.

Готовность жертвовать часть доходов на спасение окружающей среды была на пике в конце 2000-х годов - 62% россиян были к этому готовы, сегодня к этому готовы лишь 42%, причина понятна – устойчивое снижение реальных зарплат.

Тем не менее, ответственность бренда становится одним из факторов, формирующих лояльность, об этом говорит исследование PwC - 80% российских потребителей обеспокоены тем, насколько бренд экологичен, при этом платить больше за товары и услуги, не оказывающие негативного воздействия на окружающую среду, готовы лишь 47 %.

Эксперты сходятся во мнении: на наших глазах ESG-революция все же произойдет, развитие ESG в РФ будут драйвить международные стандарты и требования. Конечно, до импакт-бизнеса нам еще далеко, но следить за практиками в этой области точно стоит, потому что за ними большое будущее.

33
1 комментарий

Тренды ведут, в том числе, в сторону снижения бессмысленных затрат:
- ЭДО экономит бумагу;
- широкофезюляжные самолеты и гибридные машины экономят топливо на перемещения;
- больше шеринга приборов и вещей, вплоть до аренды игрушек.

Вот и мы тоже, вносим свой вклад: производимый нами концентрат морской воды позволяет получить "море в ванне или в бассейне", и не обязательно раз в месяц лететь на Кипр искупаться.

1
Ответить