Meta (вселенная), которую мы ещё не потеряли
"Люди на первом месте", говорили они. И поставили этот пункт самым последним в списке принципов построения Meta (вселенной)
Чтобы быть успешной, метавселенная должна быть страшной
Ещё в 2018 году один из топ-менеджеров Oculus, Джейсон Рубин, написал документ на 50 страниц с заголовком «Метавселенная», который отправил членам совета директоров Facebook.
Джейсон предложил: «Давайте не будем строить Метавселенную для того, чтобы помочь другим платформам собрать и удержать пользователей. Давайте строить Метавселенную, чтобы вовсе не допустить их в VR бизнес.»
«Первая Метавселенная, которая наберёт реальных платящих пользователей скорее всего станет последней», — написал Рубин.
«Если создание Метавселенной, которую мы запланировали, не пугает нас до страха смерти, то это не та Метавселенная, которую стоит строить. Это не то, что хотят клиенты, и поэтому бессмысленно. Все остальное это Мини-вселенная».
Уже после того как материалы попали в СМИ, сам Джейсон Рубин прокомментировал, что с того времени многое в видении компании изменилось.
Но совет директоров явно не проигнорировал идеи, изложенные в этом документе и решил поставить на Meta (вселенную) по-крупному.
В Facebook заявили, что уже сейчас над проектами Meta (вселенной) работают около 10 тыс. сотрудников и в течение ближайших 5 лет планируется нанять ещё 10 тыс. в Европе.
Слышь, купи NFT
В Facebook предполагают, что VR-устройства через 5-10 лет пойдут в массы и станут порталом в Метавселенную. А тот, кто владеет платформой для создания контента в ней, будет собирать самые сливки.
Те сливки, до которых компания не дотянулась на смартфонах. И больше не намерена смотреть как очередные Apple и Google обогащаются за счёт комиссий со всех транзакций.
Джейсон в своём документе о Метавселенной прогнозировал: «Чистая прибыль с комиссий разработчиков через десяток лет может измеряться миллиардами в год».
Она будет поступать в виде комиссий с покупок вирутальной земли и предметов, статусных символов. И конечно же рекламы, в чём у компании самый большой опыт.
«Если Метавселенная станет местом в которым люди будут проводить своё основное время, то именно там и сформируется реальная экономика» — Джейсон Рубин.
Нет сомнений, что Facebook планирует создать свой Meta store с рекламой внутри виртуальных миров и NFT.
Когда ты владеешь и устройством для входа в Метавселенную и маркетплейсом приложений, то делиться ни с кем уже не нужно.
Контент для взрослых как показатель открытости платформы
После анонса смены названия на Meta, уже Джон Кармак, CTO Oculus провёл своё выступление, в котором заявил:
"Я использую контент для взрослых (adult) как показатель открытости платформы. Если он присутствует на платформе, значит она очень открытая с точки зрения коммерции. Мы, скорее всего, не будем такой платформой."
«Маловероятно, что мы будем полностью в открытом крипто-мире», — добавил Кармак.
Прошлые инициативы Facebook с созданием собственной криптовалюты были заблокированы регуляторами США, после чего компания переименовала свою криптовалюту Libra в Diem, и недавно в партнёрстве с Coinbase запустила тест своего крипто кошелька в США и Гватемале.
Зумерам неинтересны продукты Facebook
Кроме череды скандалов об утечке данных и разглашения конфиденциальной информации бывшей сторудницей Фрэнсис Хауген, в ходе показаний в Сенате США были получены ещё утечки важных внутренних документов Facebook.
В одном из исследований компании, проведённом в марте 2021 года содержались следующие данные:
Время, проведенное американскими подростками (13-17 лет) в приложениях компании сократилось на 16% год к году, а молодёжью (18-29 лет) на 5%.
Именно поэтому Facebook пыталась создать отдельный Instagram для тинейджеров, но конгресс США несколько раз прямым текстом сказал, что не допустит этого.
В Facebook понимают, что без притока «новой крови», лет через 5-10 компания может уступить лидерство конкурентам, которые активно этих зумеров аккумулирует — например, TikTok.
Также выявились проблемы с тем, что у некоторых пользователей есть несколько аккаунтов, и компания не предоставляла разбивку по возрасту в своих отчётах. Это вызвало вопросы у рекламодателей о корректности работы рекламной платформы Facebook и подсчёта уникальных пользователей взаимодействующих с рекламой.
Думаю, что ни для кого не секрет, что переименование компании было частью стратегии уйти от негативного восприятия бренда Facebook.
Крипто-бум и тренд на децентрализацию
Именно в 2020-2021 годах мы увидели рекордный приток новых пользователей на крипто-биржи и DeFi-проекты (децентрализованные финансы). На сегодня уже более 100 млн. людей имеют крипто-кошельки во всём мире.
Эти же годы стали пиковыми по инвестициям в крипто-проекты, в основе которых, в большинстве случаев, стоит децентрализация.
Сразу после объявления Марком переименования Facebook в Meta и подтверждением своих серьёзных намерений на счёт Метавселенной мы увидели взрыв стоимости токенов которые уже имеют свои децентрализованные Метавселенные или связаны с их построением.
Спойлер: Этому росту также способствовала недоступность платформы Roblox в течение 3-х дней, пользователи которой активно побежали в данные проекты.
Прямые конкуренты будущей Meta (вселенной) от Facebook уже сейчас привлекают ядро аудитории, которое имеет представление о децентрализации, NFT и криптовалютных транзакциях.
А Facebook приглашает в свою централизованную Meta (вселенную), имея очень сомнительную репутацию хранения данных и приватности пользователей. Особенно много негатива в сторону компании именно в США, где сосредоточена наиболее платёжеспособная аудитория (на неё приходится треть выручки компании).
Уже поздно или ещё рано?
В итоге Facebook показала красивую картинку и ролики Meta (вселенной), которой не существует, и, возможно, никогда не будет существовать.
Как и ожидают в самой компании, Meta (вселенная) будет играть значимую роль лишь через 5-10 лет. Пока это лишь идея, которую пытаются продать потенциальной аудитории и инвесторам.
С одной стороны, у продуктов Facebook сейчас самая большая аудитория, которая в будущем может стать ядром новой Meta (вселенной). Вопрос лишь в том, доверят ли пользователи свои данные и не разбегутся ли по конкурентам за это 5-10 лет?
А с другой, Facebook или Meta сейчас видятся как полная противоположность тренда на децентрализацию. Всем понятно, что ни одна компания не будет инвестировать настолько много ресурсов в построение продукта, если не собирается им владеть.
У конкурентов и близко нет таких ресурсов, которые имеет Meta, но зато есть рабочие платформы с комьюнити, которые больше похожи на Метавселенную в которой люди проживают большую часть своей жизни.
Опоздала Meta или наоборот пришла слишком рано, покажет только время.
Напишите в комментариях, доверяете ли вы Meta и Марку в построении Метавселенной?
Независимо от тот, в какой вселенной вы находитесь, прошу оценить статью, если вы уже дочитали до этого места.
А если вам заходит более прикладной контент в сфере маркетинговых технологий (MarTech), то можно заглянуть на мой Telegram канал.
Напишите в комментариях, доверяете ли вы Meta и Марку в построении Метавселенной?
Не доверяю, как собственно любой крупной корпорации.
Ну и + у FB в последние годы с подтверждением сохранности данных и стабильностью работы не всё гладко)
"Она будет поступать в виде комиссий с покупок вирутальной земли и предметов, статусных символов." - Первому игроку приготовиться?
Да, фильм про первого игрока одна из самых ярких иллюстраций)
Уже сейчас люди покупают аватары и дома в виртуальном мире в других прототипах метавселенных типа Decentraland или Sandbox.
Селебрити устраивают свои вечеринки в этих мирах.
Поэтому Facebook тут только пытается оседлать зарождающийся тренд.
не понимаю почему в мета перейдёт вся экономика
скорее доля цифровых товаров увеличится, потому как потребность в еде, домах, одежде не исчезнут же
мета скорее похожа на появление очередного условно нового рынка, каким в своё время было появление рынка компьютеров, автомобилей и прочих технических новинок
или как освоение новых земель ещё раньше
Согласен, конечно еда, одежда и прочие повседневные вещи никуда не исчезнут. Тут просто идея в том, что в Метавеленной люди будут проводить больше времени чем в реальном мире и поэтому объёмы покупок в ней будут больше в потенциале.
Но пока это конечно чистые фантазии топ-менеджера Oculus который написал тот документ про Метавселенную.
В реальности останется самый нижний уровень потребностей. Остальное уйдет в VR. В странах первого мира в VR уйдет чуть меньше :)