Почему маркетплейсы с юберами — провал в Средневековье, а не дорога в будущее. Что было дальше
1. Совершеннейшим мейнстримом, дорогие товарищи, стали стенания мерчантов в адрес родительских маркетплейсов.
Стенания сколь обоснованные, столь и общеизвестные (в первую голову на пергаментах vc.ru) — посему не будем повторяться.
2. Зеркальным отражением предыдущего являются стенания водителей всевозможных, с позволения сказать, юберОв (да курьеров деливерОв) в соответствующие адреса.
Близость же формы естественно наталкивает пытливого исследователя на гипотезу о сходности содержания.
3. Каковая гипотеза, господа, заключается в том, что скелетная сущность того же Амазона и Юбера (либо, вкусово-духоскрепно, — ВБ и Яндекс.Такси) как социальных систем, — идентичны.
До, как говорится, степени смешения, — сходны роли основных акторов.
Логика их взаимодействия (win-lose).
Схема распределения внутрисистемных ресурсов («вершки и корешки»).
И не сказать, дорогие друзья, что сии социальные системы выглядят симпатишно.
4. Олдфагам, заставшим эпохи Средиземья типа первоначального накопления им. Карла Маркса, а то и ужасы отсталого античного рабовладения, — сие напоминает за вы уже понимаете шо.
Отнюдь, говорим, не уютное космобудущее Стругацких.
Скорее, смесь тростниковой плантации рабыни Изауры, раннесредневекового феодального владения во главе с бароном-разбойником, да стахановской потогонки с произвольным поднятием норм выработки им. Иосиссарионыча.
5. Ничего из вышесказанного не является новостью.
При этом общим настроением коллег-комментаторов является Уныние & Принятие.
Мол, будущее мрачно, но наступление маркетплейсов неизбежно, ибо экономическая логика.
Мы же считаем, что это ошибка.
6. История и школа учат нас, что рабский труд — неэффективен, и в долгосрочной перспективе всегда проиграет свободному труду.
В долгосрочной, подчеркиваем, перспективе.
7. Локально и в моменте крупномасштабные рабские хозяйства могут опережать свободные.
По двум группам причин:
а) локально-внешние — вмешательство государства, в тех или иных формах.
В случае тех же исторических плантаций им. хижины дяди Тома — официальное разрешение рабства, то есть насильственной эксплуатации.
б) фундаментально-технологические — уровень применяемых в моменте технологий благоприятствует масштабному ручному труду.
На примере тех же плантаций — технологический уровень до-машинного сельского хозяйства XVIII века.
8. И как только прекращается действие обеих групп про-рабских факторов — рабство отменяется, а машины изобретаются — «миф о непобедимости» плантационных фазенд рассеивается как фанера над Парижем.
См. сегодняшнее индустриальное сельское хозяйство.
Вот где порылась собака, господа!
9. Мы утверждаем, что причины сегодняшней доминации маркетплейсов — ровно те же (и ровно столь же временные).
А именно:
а) фактор внешнего вмешательства — катастрофическая денежная эмиссия с 2008 года.
б) технологическая отсталость сегодняшнего e-commerce.
Рассмотрим детальнее.
10. Денежная эмиссия.
Вполне очевидно — значительная часть свежепридуманных у.е. переливается, и дополнительно надувает самые хайповые инвестпузыри.
Амазон, — firestarter всемирной инвестмоды на маркетплейсы — характерный пример.
11. В ряде публикаций последних лет мы утверждали, что (суммируя), бизнес-модель амазон-подобного маркетплейса (FBO) — фундаментально убыточна.
И может поддерживаться на плаву исключительно за счет внешних денежных инъекций: будь то инвестора, кредиторы и/или поставщики-селлеры.
А сам Амазон — супер-панама XXI века, рекордная в бизнес-истории вообще.
Амазон-подобный маркетплейс — FBO (fulfilment by operator), то есть фулфилмент исполняется маркетплейсом.
Поэтому убытки в честной отчетности Озона реальны, прибыль в рисованной отчетности Амазона — «вы уже понимаете», а масштаб финансовой дыры Wildberries, с учетом царящего внутри бардака, вряд ли известен и его бенефициарам.
А вот Алибаба, маркетплейс формата FBS (фулфилмент исполняется селлером), — вполне реальное золотое дно.
К 20-летнему юбилею краха Enron уважаемые товарищи из TheBell пропечатали сколь любопытный, столь и поучительный материал Уроки величайшего банкротства. Как современному инвестору идентифицировать будущий Enron.
Все совпадения, хе-хе, случайны.
К слову.
Единственное высокоприбыльное направление бизнеса Амазон — AWS, кросс-субсидированием вносящий посильный вклад в поддержание на плаву конгломерата в целом.
По собственному признанию Безоса, было… случайностью. Серваки простаивали, надо было утилизировать.
Еще раз: десятки разнообразных предприятий, провидчески инициированных гениальным предпринимателем за баснословные «ярды», — деньги теряют. А зарабатывает — одно-единственное, найденное случайно.
«Когда б вы знали, из какого сора / Растут стихи, не ведая стыда. Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.»
Арифметически фантазируя, если в Амазоне помножить на ноль все гениальные начинания Вождя Хайтек-Народов, включая собственно маркетплейс, и оставить только AWS, то… суммарная прибыль чудодейственно вырастет. Вместе, однако, с вопросами неприятного характера.
При этом эпоха печатания денег близится к концу.
12. Обратимся к технологической отсталости.
Более 20 лет уважаемый Джефф (пока еще не Питерс) продает инвесторам идею автоматических складов — ровно как юбера и аналоги продают будущие беспилотники инвесторам собственным.
Это, мол, ничего, что пока себестоимость товарной перевалки хуже древнего сетевого ритейла, да голодающие рабы на складских плантациях так и норовят взбунтоваться. Зато как склады заавтоматизируем, да дронами как доставим, ух!..
Инвестора склонны верить. Потому как если не верить, то черт-те что выходит — сеанс полнейшего пердюмонокля с последующим разоблачением.
А верить не следует ни в то, ни в другое. Но это отдельная тема.
13. Меж тем, так и не изобрелись — ни автоматические сахарные плантации, ни мачетенесущие беспилотные срубатели сахарного тростника. О которых, без сомнения, мечтали плантаторы двухвековой давности.
А соответствующие вопросики зарешали непредвиденные и неинвестированные рабовладельцами трактора с комбайнами. Водимые, ИЧСХ, наемными профессионалами и за жирную зп.
Так и решение технологической отсталости сегодняшнего e-commerce придет со стороны, откуда никто не ждет.
Об этом — в следующих сериях.
P.S. Дорогие друзья, сие крео суть проба пера на модной, прогрессивной, молодежной платформе vc.ru — опосля скучного, некрутого, отсталого Фейсбука. Ежели чего не так по форме, просьба пинать с пониманием.