Web3: объяснение на пальцах для мамы
Мама на днях спросила: «Илья, да что же такое этот Web3? И в чем разница с Web 1.0 и Web 2.0? Уже есть термины блокчейн и крипта, зачем опять что-то новое?»
Отправлять гуглить маму не комильфо, поэтому пришлось подумать и сформулировать доходчивые тезисы для мамы.
Логин
web1: логин в аккаунт через емейл и пароль
web2: логин через oauth google/facebook
web3: логин через свой crypto кошелек
Оплата
web1: оплатить через выставленный счет, на который отправляешь bank wire на расчетный счет
web2: оплатить с выданной банком карты, перейдя на внешнюю эквайринг страницу
web3: оплатить нативными деньгами кошелька, не уходя со страницы
Персональные данные
web1: персональные данные на сервере поставщика услуги
web2: персональные данные в облаке поставщика услуги
web3: персональные данные не раскрываются, раскрывается только адрес счета кошелька и баланс кошелька
Пользователь и сеть:
web1: пользователь платит сервису за услугу
web2: пользователь платит экосистеме сервисов за услуги, получает баллы лояльности за использование сервиса
web3: пользователь платит сервисы за услугу, получает долю (token airdrop, token purchase) в сервисе за его использование
Владение сервисом
web1: админ сервиса владеет сервисом
web2: основатели, инвесторы и покупатели акций на фондовой бирже владеют сервисом
web3: разработчики сервиса, ранние пользователи и покупатели токена на криптобирже владеют сервисом
Маркетинг сервиса
web1: админ сервиса занимается закупкой рекламы и надеется на сарафанное радио
web2: большие бюджеты на классический маркетинг - social media, youtube, контекст, контент, seo
web3: раскачка сервиса через ICO, airdrop, коммунити каналы - реддит, дискорд, тематические форумы, телеграм каналы
Сообщество сервиса
web1: почти нет сообществ сервисов
web2: маркетологи сервиса наращивают сообщество когда есть product market fit
web3: сначала ориентация на сообщества и если есть отклик, то делается продукт
Техподдержка сервиса
web1: техподдержка по емейлу и телефону
web2: поддержка через зендеск и аналоги, тикетные системы
web3: ориентация на техподдержку в инструментах сообщества - телеграм каналах, дискорде и реддите, выделенные операторы помогают в личных чатах
Прибыль сервиса
web1: админ сервиса получает прибыль
web2: акционеры сервиса получают прибыль о сервиса, а также прибыль от капитализации сервиса на фондовой бирже
web3: пользователи, имеющие долю (токен) сервиса на кошельке, получают прибыль сервиса на свой кошелек, а также получают прибыль от капитализации токена на криптобирже
Продуктовое развитие сервиса
web1: владелец придумывает, какие фичи добавлять в сервис
web2: продакты сервиса делают кастдев пользователей, чтобы понять что добавлять в сервис
web3: пользователи, имеющие долю (токен) сервиса, участвуют в продуктовом управлении сервиса (голосуют за роадмап фич, принимают политические решения, вес голоса пропорционален доле)
Достижение сетевых эффектов
web1: рост пользователей через сарафанное радио и баннерную реклама
web2: рост пользователей через классический е-маркетинг
web3: рост пользователей благодаря репутации сервиса в индустрии, тусовке; рост пользователей, потому что пользователям выгодно использовать сервис
Капитализация сервиса
web1: нет капитализации
web2: капитализация на фондовой бирже, дорожает если есть рост пользователей или есть прибыль
web3: капитализация на криптобирже, дорожает если есть выверенная токеномика
Данные пользователей
web1: действия и количество пользователей видны администратору
web2: видны только количество связей между пользователями, владельцу видно все
web3: всем видны действия всех, данные обезличены
Профили пользователей:
web1: не оцениваются
web2: скоринг пользователей конструируется по соцсетям и данным от третьих провайдеров (финансовая история, государственные реестры, рекламные таргетинги)
web3: скоринг пользователей конструируется по открытым данным, лежащим в ончейн сети (балансы, покупки, действия, транзакции в других сервисах)
Цифровые товары
web1: нет цифровых товаров
web2: появились цифровые услуги - подписки на хостинг, клининг, кинотеатр, еду
web3: появились цифровые товары, которыми можно владеть (токены и NFT)
Создатели контента (creators)
web1: нет ориентира, администратор создает контент или заказывает его создание
web2: создатели контента получают роялти от корпораций, использующих контент на своих платформах
web3: создатели контента могут без корпораций монетизировать свои труды (токены и NFT), получая роялти с каждой транзакции
* * *
Описанные тезисы не придуманы с идеального образа будущего, а составлены на основе опыта использования реальных web3 сайтов.
* * *
Да, несомненно, web3 далек до идеала, часть из этого уже есть, до остального еще пилить и пилить. Но точно можно заметить одно: явно что-то новое появилось и этого нельзя не замечать. Пусть не "paradigm shift", но хотя бы новые инструменты, протоколы и технологии. Время (5-10 лет) сможет человеку подсказать, как правильно встроить новые возможности в привычные бизнес модели, понятия и привычки.
* * *
Если нашли полезным этот материал, то пожалуйста оставьте комментарий, что бы еще хотелось узнать и услышать по теме web3 & crypto? Буду рад написать свое виденье на вопросы, которые реально непонятны и интересны