Web3: объяснение на пальцах для мамы

Мама на днях спросила: «Илья, да что же такое этот Web3? И в чем разница с Web 1.0 и Web 2.0? Уже есть термины блокчейн и крипта, зачем опять что-то новое?»

Отправлять гуглить маму не комильфо, поэтому пришлось подумать и сформулировать доходчивые тезисы для мамы.

Web3: объяснение на пальцах для мамы
Web3: объяснение на пальцах для мамы

Логин

web1: логин в аккаунт через емейл и пароль

web2: логин через oauth google/facebook

web3: логин через свой crypto кошелек

Оплата

web1: оплатить через выставленный счет, на который отправляешь bank wire на расчетный счет

web2: оплатить с выданной банком карты, перейдя на внешнюю эквайринг страницу

web3: оплатить нативными деньгами кошелька, не уходя со страницы

Персональные данные

web1: персональные данные на сервере поставщика услуги

web2: персональные данные в облаке поставщика услуги

web3: персональные данные не раскрываются, раскрывается только адрес счета кошелька и баланс кошелька

Пользователь и сеть:

web1: пользователь платит сервису за услугу

web2: пользователь платит экосистеме сервисов за услуги, получает баллы лояльности за использование сервиса

web3: пользователь платит сервисы за услугу, получает долю (token airdrop, token purchase) в сервисе за его использование

Владение сервисом

web1: админ сервиса владеет сервисом

web2: основатели, инвесторы и покупатели акций на фондовой бирже владеют сервисом

web3: разработчики сервиса, ранние пользователи и покупатели токена на криптобирже владеют сервисом

Маркетинг сервиса

web1: админ сервиса занимается закупкой рекламы и надеется на сарафанное радио

web2: большие бюджеты на классический маркетинг - social media, youtube, контекст, контент, seo

web3: раскачка сервиса через ICO, airdrop, коммунити каналы - реддит, дискорд, тематические форумы, телеграм каналы

Сообщество сервиса

web1: почти нет сообществ сервисов

web2: маркетологи сервиса наращивают сообщество когда есть product market fit

web3: сначала ориентация на сообщества и если есть отклик, то делается продукт

Техподдержка сервиса

web1: техподдержка по емейлу и телефону

web2: поддержка через зендеск и аналоги, тикетные системы

web3: ориентация на техподдержку в инструментах сообщества - телеграм каналах, дискорде и реддите, выделенные операторы помогают в личных чатах

Прибыль сервиса

web1: админ сервиса получает прибыль

web2: акционеры сервиса получают прибыль о сервиса, а также прибыль от капитализации сервиса на фондовой бирже

web3: пользователи, имеющие долю (токен) сервиса на кошельке, получают прибыль сервиса на свой кошелек, а также получают прибыль от капитализации токена на криптобирже

Продуктовое развитие сервиса

web1: владелец придумывает, какие фичи добавлять в сервис

web2: продакты сервиса делают кастдев пользователей, чтобы понять что добавлять в сервис

web3: пользователи, имеющие долю (токен) сервиса, участвуют в продуктовом управлении сервиса (голосуют за роадмап фич, принимают политические решения, вес голоса пропорционален доле)

Достижение сетевых эффектов

web1: рост пользователей через сарафанное радио и баннерную реклама

web2: рост пользователей через классический е-маркетинг

web3: рост пользователей благодаря репутации сервиса в индустрии, тусовке; рост пользователей, потому что пользователям выгодно использовать сервис

Капитализация сервиса

web1: нет капитализации

web2: капитализация на фондовой бирже, дорожает если есть рост пользователей или есть прибыль

web3: капитализация на криптобирже, дорожает если есть выверенная токеномика

Данные пользователей

web1: действия и количество пользователей видны администратору

web2: видны только количество связей между пользователями, владельцу видно все

web3: всем видны действия всех, данные обезличены

Профили пользователей:

web1: не оцениваются

web2: скоринг пользователей конструируется по соцсетям и данным от третьих провайдеров (финансовая история, государственные реестры, рекламные таргетинги)

web3: скоринг пользователей конструируется по открытым данным, лежащим в ончейн сети (балансы, покупки, действия, транзакции в других сервисах)

Цифровые товары

web1: нет цифровых товаров

web2: появились цифровые услуги - подписки на хостинг, клининг, кинотеатр, еду

web3: появились цифровые товары, которыми можно владеть (токены и NFT)

Создатели контента (creators)

web1: нет ориентира, администратор создает контент или заказывает его создание

web2: создатели контента получают роялти от корпораций, использующих контент на своих платформах

web3: создатели контента могут без корпораций монетизировать свои труды (токены и NFT), получая роялти с каждой транзакции

Web3: объяснение на пальцах для мамы

* * *

Описанные тезисы не придуманы с идеального образа будущего, а составлены на основе опыта использования реальных web3 сайтов.

* * *

Да, несомненно, web3 далек до идеала, часть из этого уже есть, до остального еще пилить и пилить. Но точно можно заметить одно: явно что-то новое появилось и этого нельзя не замечать. Пусть не "paradigm shift", но хотя бы новые инструменты, протоколы и технологии. Время (5-10 лет) сможет человеку подсказать, как правильно встроить новые возможности в привычные бизнес модели, понятия и привычки.

* * *

Если нашли полезным этот материал, то пожалуйста оставьте комментарий, что бы еще хотелось узнать и услышать по теме web3 & crypto? Буду рад написать свое виденье на вопросы, которые реально непонятны и интересны

42
38 комментариев