«Уже создаётся алгоритм, который действует не как человек, а лучше человека»

Интервью с президентом группы компаний CognitiveTechnologies Ольгой Усковой.

Основатель группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин в рамках проекта DZ Online берёт интервью у представителей различных отраслей, которые показали успешный переход из офлайна в онлайн.

Здравствуйте, в эфире DZ Online. С вами Дмитрий Завалишин, наш сегодняшний гость — президент группы компаний CognitiveTechnologies Ольга Ускова. В последнее время Ольга делится с нами новостями Cognitive о системах управления беспилотным транспортом.

Я не удержался и попросил рассказать, что сегодня происходит в такой традиционно малодоступной для ИТ-отрасли, как сельское хозяйство. Ольга, если я правильно понимаю, один из флагманских проектов — это комбайн, который работает сам по себе. Расскажешь что-нибудь про это?

Конечно. Всем привет. Если говорить про сельское хозяйство, то там, конечно, революция, которую так долго ждали. Речь идёт о том, что люди переходят на так называемое точное земледелие, цифровое земледелие, «умное» земледелие, как хотите.

Оно предполагает использование комплекса интеллектуальных помощников: ботов вдоль границ полей для контроля климатических показателей, дронов для детекции сорняков, беспилотного сельхозтранспорта для их целевого удаления, точечного внесения удобрений, а также посевных работ, полива, уборки урожая и так далее.

Ключевые отличия?

Ключевые отличия — это то, что человек в данном случае выходит из зоны чёрного рабского труда. Вот была соха-матушка, и с ней довольно долго упражнялось человечество, наверное, тысячу лет, может, пару тысяч лет. Потом появились комбайны и трактора.

А комбайн прожил всего лет сто.

Ну, скорости какие, мы же по-другому начинаем жить. И вот переход сейчас от человека, который весь мокрый в жару, в холод, в пыль, в зной и так далее, вкалывает на полях, к приятному времяпрепровождению в кондиционируемом кресле за экраном. Это другой образ жизни. Колхозник — это не тот, кто вкалывает, это интеллектуальный мэн с нормой прибыли не менее 35% на ферме.

Это уже с привлечением автоматов, автоматики в управлении комбайнами?

С привлечением автоботов, конечно. Речь идёт о роботизации всего. Комбайн в данном случае лишь форма речи.

Вот ты сейчас сказала, что основное различие в том, что колхозник вылез из-за штурвала и сел за компьютер. Но в этом месте мы просто сэкономили труд какого-то количества механизаторов. Но, наверное, не в этом же ключевая позиция.

Да, не в этом, конечно. Во-первых, мы исключаем субъективный фактор, который, к сожалению, всегда приводит к негативным последствиям. То есть выпил, не вышел на работу, отгрузил соседу, сломал специально, потому что неохота работать, случайно сломал, потому что спал за рулём — и так далее. Потери от субъективного фактора (это не наша статистика) достигают 42%.

То есть роботы более законопослушны?

Роботы абсолютно законопослушны: вот как код написал, так он и сделал. Какие ты ему параметры выставил, так он и будет обрабатывать твой замечательный участок земли.

Второй момент — это, конечно, вопрос выносливости, потому что нормальный человек выдерживает даже в кондиционированной кабине самых последних версий Claas или «Ростсельмаша» (кабины роскошные стали: есть кондиционеры и прочее, в них приятно находиться) не больше шести часов. Это очень тяжёлая работа.

Это внимательность?

Да, это и внимательность. Это как лётчик за штурвалом. Там количество систем, за которыми надо одновременно следить, просто огромно. Плюс робот даёт круглосуточную работу. И есть ещё существенный момент — чем быстрее ты уберёшь урожай, тем больше ты его уберёшь.

Работа беспилотника на полях
Работа беспилотника на полях

Да, мне казалось, что это важный фактор, потому что срок уборки должен быть сокращён, и он влияет на качество собираемого материала.

Абсолютно, потому что погода — это сегодня солнце, а завтра — дождь, и намочило всё, и всё встало. Поэтому максимально сократить сроки уборки — это как раз история современного ведения хозяйства. А по данным могу сказать, что последние 30 лет мы были в аутсайде.

До этого, в советский период, мы входили в пятёрку стран лидеров по сельскому хозяйству. Это надо понимать, но мы были там на втором-третьем месте. У нас были очень высокие показатели по зерновым. Потом был весь этот провал, фактически потеря сельского хозяйства. Санкции развернули ситуацию обратно. Вы видите, насколько там мы начали набирать обороты.

По-моему, по зерну мы сейчас чуть ли не первое место в мире занимаем.

В 2016 году Россия вышла в мировые лидеры по продажам пшеницы на экспорт. И интерес экспортёров к зерну стал не хуже нефти. Но осталась проблема поднять интенсивность существующих у нас хозяйств — это раз. А два — у нас убиты малые и средние хозяйства совсем.

Да, это факт.

А земли у нас столько, что грех не развиваться. Это прекрасный бизнес для граждан России. И сейчас необходимо им дать инфраструктуру. Дать не на словах, не просто землю (её у нас очень много и её надо действительно раздать), а сдать в долгосрочную аренду очень дешёвую.

Ещё надо снабдить людей техникой, услугами, чтобы они могли сразу начать свой бизнес без серьёзных инвестиций со своей стороны. Субсидированные программы должны быть очень современными. И в этом смысле наиболее интересный опыт — это Бразилия. Они сделали такую сеть моторно-тракторных станций.

Так это же советский опыт, это же 1930-е годы. МТС и некоторые централизованные поставки.

Да. И прекрасно же работало. И здесь такая же сеть, только теперь не моторно-тракторных, а роботизированных. То есть когда можно взять и заказать услугу бота, например, опрыскивателя или поливалки. Это не только собиратели. Они работают фактически круглый год.

Полный цикл.

Полный цикл, да. Для всех видов сельхоз работ начинают производиться и использоваться такие маленькие машинки. И тут не нужны комбайны огромного размера.

Здесь, например, мы работаем с одной из известных бразильских компаний — это другая фабрика, которая делает небольшие машинки: они и не тяжёлые, и легко переезжают из хозяйства в хозяйство. Обслужив одно, они едут в следующее. И такая схема подъёмна для фермеров: они нанимают не работников, а ботов.

Это уже существует?

Это успешно функционирующая система. Мы, во-первых, в ней участвуем, потому что бразильцы закупают у нас искусственный интеллект для своих ботов, а во-вторых, на фоне всего этого мы им предложили партнёрство по проекту «AgroUber». Это рабочее название проекта.

То есть те же МТС будут?

МРС — моторно-роботизированные станции.

МРС. Это заказ роботизированного комбайна, условно, через мобильное приложение?

Услуги, да. Например, приезжает технолог, выводит пять ботов на поле, и они его обрабатывают, есть расценки в час и тому подобное. Если государство пойдёт на субсидирование этого дела или на беспроцентное кредитование, то частные хозяйства, которые войдут в эту программу, уже в следующем году смогут осваивать землю с использованием МРС.

Беспилотные комбайны ориентируются на поле даже ночью
Беспилотные комбайны ориентируются на поле даже ночью

Можно теперь чуть-чуть переключиться от сельского хозяйства в сторону ваших занятий. То, что я вижу в роликах, которые публикуют в Cognitive Technologies, это управление на дороге.

Это наш основной рынок.

Это распознавание движения, людей на дороге, знаков, движущихся машин и так далее. Интересно узнать, как это устроено изнутри.

Давайте начнём сначала. Во-первых, что такое робокар сейчас? Несколько ключевых производителей авто, включая Audi, объявили о том, что с 2019 года в пробке и на шоссе можно будет убирать руки с руля и заниматься своим делом. То есть фактически это реальный переход в роборежим.

Вся эта цепочка роботизации имеет шесть степеней градации, шесть уровней — от нуля до пяти. До второго уровня включительно — это всё математические помощники, которые подсказывают, попискивают, подруливают и так далее.

Вот тот Volkswagen, который сейчас у всех на телевизорах, — со вторым уровнем. Когда девушка не помнит, в какую сторону ей голову повернуть, чтобы запарковаться задом, то машинка её паркует. Третий уровень — это принципиальный переход в новое качество. И мы, начиная с января 2018 года, его продаём.

Суть новой технологии в том, что в этот момент включается уголовная, материальная ответственности, отдельные режимы на дороге полностью роботизированы (не всей дороги, а каких-то периодов). Из них самый доставучий — пробка. И наши основные жизненные потери как раз и исчисляются пробками. Живём мы очень короткий период времени, и когда человек в среднем оказывается три часа в день в подвешенном этом нервном состоянии...

И эмоции тратятся, и время.

Это съедение жизненного пространства. Поэтому фактически роботизировать пробку — это предложение другого образа жизни: занимайтесь йогой, работайте, крутите романы, но вот эти три часа постепенно перестанут быть потерянными из вашей личной жизни. Это революционный момент, это революция 2019 года.

В 2018 году мы планируем начать официальную продажу этого инструментария. Сейчас мы делаем модельные инсталляции у ряда производителей, а в 2019 году, надеемся, это будет промышленной серией. А к 2022 или 2023 году эти два режима — автопилот в пробке и на шоссе — станут повсеместными.

А машину без руля начнут производить не раньше 2030-го года — это как в связи: проблема последней мили самая сложная и самая тяжёлая.

Автомобиль, которому вы как водитель не очень-то и нужны
Автомобиль, которому вы как водитель не очень-то и нужны

Последняя миля — это буквально? Подъехать к подъезду — вот эта вот часть?

Чтобы машина по всей трассе шла без рук с хорошей скоростью — это очень тяжёлая задача. Тяжесть связана с тем, что в отличие от систем распознавания образов, где можно говорить «а у меня 95%», а «у меня 98%» и так далее, здесь есть всего два уровня распознавания — 0% и 100%.

Здесь идёт речь уже о том, что создаётся алгоритм, который действует не как человек (тогда нет смысла в роботизации), а лучше человека. То есть это другой уровень систем в принципе. Полностью роботизированный алгоритм будет тогда, когда он будет однозначно лучше человека в плане управления ситуацией на дороге. И это точно произойдёт, к этому есть все предпосылки.

Когда я рассматриваю процесс эволюции робокаров, всегда привожу такую вот параллель с ростом человека: вот малыш родился, у него включились его сенсоры, и первое, что с ним происходит, — распознавание образов. Он начинает понимать людей, предметы вокруг себя. У людей и предметов начинают возникать какие-то очертания, названия и вербальные определения.

Из этого периода довольно быстро у маленького человека предмет начинает обрастать смыслом, то есть у предмета начинают возникать функции, и он начинает что-то значить. Значение и смысл начинают возникать примерно после года. И дальше эти смыслы растут вокруг человечка, как в геометрической прогрессии. В какой-то момент над этим пространством смыслов у малыша возникает осознание «я» — себя как отдельного существа.

Надеюсь, этого не случится.

Вот вы правильно доследили. Сейчас мы находимся на стадии распознавания смыслов. Мы начинаем набирать смыслы, потому что дорожная сцена — одна из самых наполненных смыслами областей. На дорожной сцене происходит всё на свете. Мало того, это всё очень быстро и резко происходит.

Если говорить технологически, это отдельная фаза? Грубо говоря, есть фаза, на которой мы вычленяем объекты, определяем их положение в пространстве, а потом следующим слоем начинаем сопрягать их и выявлять некоторое поведение.

Вот видно математика сразу. Это прям вопрос в корень, и вы первый, кто с такой скоростью его задаёт. Как раз в этом месте мы обогнали наших зарубежных коллег, потому что очень долго ключевые компании старались как раз суммировать работу сенсоров (камеры, радары и другое) и систем на верхнем уровне, это называлось HighLevelDataFusion.

И получалась фигня, а старались суммировать, потому что тут и организационная история играет большую роль, потому что рынок начал очень быстро возрастать. И стартапы начали расхватывать по функциям. Этот стартап делает пешеходов, другой — деревья, третий — камешки. В каждый стартапчик какой-нибудь умный и хороший инвестор вложился, и вот они там начали быстро и хорошо делать эти функции.

Но фрагментарно.

Да, фрагментарно. И Tier-ы пытались, считая, что они сейчас соберут со всех по функции и просуммируют у себя так, как они собирают узел моторный, и получат мозг. В результате не получили. И вот этот результат мы получили прошлым летом, так что это всё очень свежая история. Так что Tier-ы обломались.

А в чём выражается это «обломались»?

Обломались в том, что Cognitive (который был неизвестен на международных рынках) удалось начать продавать принципиально другую концепцию, начиная с июня прошлого года, самым крупным и раскрученным Tier-ам, которые пошли на эти риски. И для них это риски — взять компанию с российским R&D на промышленные объекты. Нас прижали, что мы должны быть в британском праве, естественно, мы там.

Работа прототипа
Работа прототипа

Британское право — это нормально в этой ситуации, это даже не страшно. Я правильно понимаю, что вы сделали некоторую сквозную модель, которую…?

Мы начали суммировать «сырые» данные, приходящие с датчиков, и только потом отправлять их на обучение нейронной сети. Так устроен и мозг человека. Мы одновременно видим, слышим и чувствуем, и на основе этой информации мозг принимает решение. Это называется LowLevelDataFusion, и мы это широко презентовали в Лас-Вегасе в январе.

Это действительно серьёзное такое открытие, которое в каком-то смысле перевернуло рынок. Мы не могли об этом не заявлять на переговорах. Конечно, я думаю, что на уровне разговоров эта технология быстро возникнет и у других компаний, но чтобы физически её сделать, надо сначала догнать ещё. Я думаю, что плюс два годика у нас точно есть. Я очень надеюсь их не пропустить.

Если я правильно понимаю, как обычно, в своём Отечестве пророка нет, и у вас в России успеха нет, в основном вы работаете с западными автовендорами. Какой-нибудь «АвтоВАЗ» вами не заинтересован?

Ну, «АвтоВАЗ» — это самая притча во языцех. Это уже давно Renault. И поскольку это Renault, то, когда у нас начались переговоры, они сказали: «Зачем вам в Москве? Поехали в Париж, зачем нам "АвтоВАЗ"?». Так что я хочу сказать, что эту часть мы уже профукали. Почему мы об этом молчим, почему это никого не волнует? Не знаю, но мне жалко.

При всём недовольстве «Жигулями» это дешёвая и удобная была машина. Это свой сегмент, и я её видела в разных точках мира от Испании до Кубы и Бразилии. Поскольку она дешёвая и неприхотливая: когда она сломалась по дороге, если у тебя есть мозги и руки, то ты колготками какими-то или прутом её починишь.

Я лично помню, как вместо ремня генератора чулок связывала. Это такие были моменты в 1990-х годах. Я своей Дусе очень благодарна, она возила меня. Да, может быть, это было жарко и неудобно, но я ездила везде, где хотела. И мне жалко этот народный автомобильчик, потому что я вижу, что этот сектор существует, вижу, насколько он сейчас развивается, особенно в Азии. И мы могли бы там занимать серьёзную позицию.

А «КамАЗ» — это ваша технология или это какая-то отдельная?

Нет, беспилотность — наша и только наша технология, и только потому, что мы притащили туда деньги. Мы притащили субсидии из Минобрнауки в «КамАЗ».

Тем не менее существуют ли в России какие-то проекты, которые опираются на вашу технологию?

По искусственному интеллекту я могу сказать, что государственный заказ нулевой. Вот это надо чётко понимать. И это так смешно. Так странно. И так обидно.

И при этом существует возможность с использованием автоматизации поднять маржинальность сельского хозяйства в России до 35%?

Да.

1111
15 комментариев

Несколько замечаний по сельскохозяйственной части:
1. "До этого, в советский период, мы входили в пятёрку стран лидеров по сельскому хозяйству. Это надо понимать, но мы были там на втором-третьем месте. У нас были очень высокие показатели по зерновым. Потом был весь этот провал, фактически потеря сельского хозяйства." - СССР примерно с 1980 года стал крупнейшим импортером зерновых культур в мире (в 1984/1985 сх году было импортировано порядка 53 млн. т).
2. "А земли у нас столько, что грех не развиваться. Это прекрасный бизнес для граждан России. И сейчас необходимо им дать инфраструктуру. Дать не на словах, не просто землю (её у нас очень много и её надо действительно раздать), а сдать в долгосрочную аренду очень дешёвую." - взгляд только со стороны "механизатора". Эта проблема более чем актуальна, безусловно, но рост производства только усугубит имеющиеся сейчас проблемы: хранение, логистику как автотранспортом (Платон, штрафы за перегрузы, пробки в портах), так жд транспортом (порты сейчас работают на пределе, хотя тут просто аномально урожайный год), водой (самая дорогая в мире перевалка в глубоководных портах).
3. "Санкции развернули ситуацию обратно. Вы видите, насколько там мы начали набирать обороты." - если говорить о главных отраслях СХ (зерно, мясо, молоко), то все началось задолго до санкций: зерно пошло на экспорт в начале 2000х (где-то с 2001-2002 года), внутреннее производство свинины и птицы активно начало расти примерно с 2005-2007. С молоком мы топчемся на месте, но тут проблемы иные. Санкции как-то толкнули производство фруктов, овощей в теплицах, сыроделие и прочие достаточно мелкие подотрасли АПК, которые от роботизации, на мой взгляд, могут выиграть значительно меньше.

5
Ответить

Спасибо за комментарий! В рамках одной технологии и одной частной компании можно решить только часть проблемы с с/х. И конечно Вы правы, что это усугубит дальнейшую картину, но может к моменту повсеместной роботизации сельского хозяйства, и на остальные проблемы найдутся решения. Надо же с чего-то начинать

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Заголовок, конечно, в стиле московкого комсомольца.

3
Ответить

в рамках проекта DZ Online берёт интервью - все пошли в интервьюеры по стопам Вдудя? прям - все такие интервьюеры-интервьюерные

2
Ответить

Лестно, конечно, но формат интервью был придуман задолго до Вдудя. Плюс мы про технологии и бизнес. Хотя надо подумать над рубрикой Oxxxymiron :)

2
Ответить

Недавно у Рунетологии было интервью. Крутая девушка, интересная и дело у нее захватывающее.

2
Ответить