Как бизнесы пытаются выйти из кризиса самоактуализации, и как на самом деле из него нужно выходить

Мы в ньюпёрпл уже давно думаем о кризисе самоактуализации бизнеса — о том, что компании больше не могут закрывать глаза на контекст вокруг них и вынуждены заново себя перепридумывать, чтобы продолжать существовать в обществе, принося ему ценность. За последне десятилетие наш взгляд на бизнес существенно изменился. Ещё в 2009 году на экономическом факультете МГУ нас учили, что цель бизнеса — исключительно максимизации прибыли. Но сегодня, если какая-то институция говорит, что её цель — только зарабатывать деньги, то мы просто не будем голосовать за неё рублём. А многие талантливые и умные люди не пойдут работать в такую компанию.

КСО и ESG как ответ на кризис

Бизнес чувствует эти изменения — нельзя не замечать, что у тебя пустуют рабочие места, на вакансии не откликаются приличные специалисты, а ты растёшь как-то экстенсивно, если вообще растёшь. Чтобы выйти из этого, надо научиться отвечать на вопрос: что ты делаешь, кроме зарабатывания денег, чтобы у тебя покупали и хотели работать?

И вот десятилетие назад появился термин КСО (корпоративная социальная ответственность), а в прошлом году на российском рынке его сменило понятие ESG (Environmental, Social, and Governance).

КСО — это такая милая пиар-активность, когда компания раз в год рассказывает, какие социальные проекты она сделала и поддержала, как благотворно влияет на общество и социальные группы. ESG — это скорее оценка компаний рынком. Фактически это набор нефинансовых факторов, которые инвесторы и аналитики берут в расчёт, чтобы оценивать долгосрочные риски и прогнозировать устойчивый рост компании.

Конечно, все бизнесы хотят выглядеть бизнесами про устойчивый рост, чтобы их акции покупали, поэтому в каждой компании есть отдел или человек, отвечающий за ESG. Так, МТС поддерживает малый бизнес, создавая площадки, которые дадут симпатичному малому бизнесу немного медийности. А Яндекс на конференции YAC 2021 последние 10 минут говорит об ответственности — правда, начиная со слов: «Мы понимаем, что больших не любят», что немного покоробило.

Настоящий секрет устойчивости

С одной стороны, здорово, что у бизнеса появился понятный внешний стимул думать об общественном, социальном и политическом. Наверняка это приведёт нас в новые точки равновесия.

Но сложно не заметить, что эти первые шаги — неуверенные, неуклюжие и находятся как бы в стороне от основного бизнеса, но при этом должны умудриться поддержать его устойчивость. И тут напрашивается мысль: а точно кто-то рядом должен придавать вам устойчивости? Нет другого пути?

Не должна ли основная деятельность бизнеса проходить через фильтр этой устойчивости? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, что такое устойчивость. Она не в том, что большие помогают маленьким, а богатые делятся с бедными. Устойчивость заключается в понимании, куда движется мир, и в содействии этому движению; в невыпадении из социального, политического, экономического и экологического контекста.

Мы в ньюпёрпл часто сталкиваемся с бизнесами, которые делают продукты в сферах, соприкасающихся с очевидными движениями мира — образование, финансы, культура работы. Но бизнесы совершенно этого не понимают и не ставят способствование этому движению во главу своей продуктовой, коммуникационной и бизнес-стратегии. А ровно в этом и есть секрет устойчивости — принимать любые бизнес-решения через фильтр «а поменяет ли это мир к лучшему?»

Миссия ньюпёрпл — замечать такой потенциал у бизнесов, подсвечивать области социального, с которыми соприкасается бизнес, и помогать ему становиться действительно устойчивым через лидирование происходящих изменений — вплетая их в основную деятельность. Так бизнес обретает смысл и совсем другую ценность.

Мы ещё будем рассуждать на эту тему в других статьях на vc, — а пока к нам можно прийти в гости и поговорить об устойчивости в разрезе вашего конкретного бизнеса: написать нам можно тут.

22
Начать дискуссию