Что из себя представляет российская солнечная энергетика?
Когда в России говорят о солнечной энергетике, то обычно представляют солнечные модули на крыше, которых у нас очень мало, если говорить о мощности/доле выработки.
На более зрелых рынках солнечная энергетика развивалась по принципу grass root – то есть «снизу», а зелёные тарифы появились именно в ответ на запросы со стороны частных потребителей, которые хотели использовать чистую энергию у себя дома.
Например, в Германии в 2022 году установили более 7 ГВт солнечных электростанций. Это крупнейший годовой прирост за последние десять лет. Установленная мощность солнечной энергетики страны на конец прошлого года составила 66,5 ГВт. По этому показателю ФРГ занимает 4 место в мире после КНР, США и Японии. Всего в Германии зарегистрировано 2,645 миллиона солнечных электростанций – из них около 2-х миллионов – это частные крышные установки обычных жителей. В чём секрет такого бурного роста в стране с инсоляцией как в Москве? Высокий уровень цен на электричество +доступность технологий.
В России всё начиналось по-другому. Первая солнечная электростанция была построена в Республике Алтай, и она сразу была промышленного масштаба – 5 МВт.
Интереса со стороны физических лиц никто особо не ждал – оборудование 10 лет назад стоило дорого, а тарифы на электроэнергию были низкими. Строительство крупной генерации с требованиями по локализации должно было обеспечить развитие собственных российских технологий. Что частично и произошло.
В этом обзоре я попробую описать те сегменты, которые сложились за последние 10 лет развития солнечной генерации в России.
Каждый из сегментов работает по своим правилам и со своими сроками окупаемости и эффективностью.
1. Крупная сетевая генерация – наиболее развитый сегмент.
В России уже построено 1,7 ГВт солнечных электростанций на юге, Урале, в Сибири и Поволжье.
Сроки окупаемости здесь составляют около 15 лет. Большинство компаний, которое строят солнечные электростанции в России привлекают заемное финансирование под такие проекты.
Кому интересно посмотреть динамику и регионы строительства – про них писали довольно много. Один из самых последних обзоров, который ещё не утратил актуальности можно найти вот тут.
2. Солнечные электростанции для бизнеса – после появления собственных технологий цены на строительство солнечной генерации стали снижаться и появился спрос со стороны бизнеса.
Сегодня у промышленности есть всего два способа гарантировано снизить углеродный след, не изменяя технологию производства:
1) заключить контракт на поставку возобновляемой электроэнергии с зеленым генератором - так поступили, например, Сбер, Unilever, Леруа Мерлен;
2) построить собственную солнечную или ветрогенерацию для замещения потребления - такие примеры есть как среди крупного бизнеса – Лукойл, Газпромнефть, Сибур, Полиметалл, так и среди небольших предприятий.
При этом весь крупный бизнес – это экспортёры, которые обязаны указывать углеродный след продукции. По установленной мощности этот сегмент достигает 500-600 МВт. Для России это серьёзные цифры и потенциал роста напрямую связан с объёмами экспорта и развитием внутреннего спроса на повышение экологичности продукции. Окупаемость в зависимости от мощности и расположения станции – 3-5 лет.
В мировом масштабе этот сегмент имеет, на мой взгляд, даже больший потенциал, чем частные домохозяйства. Например, существует инициатива RE100, которая объединяет более 380 крупнейших транснациональных корпораций, работающих в более чем 170 странах мира с суммарным потреблением более 420 тераватт-часов в год (для сравнения – суммарное годовое энергопотребление в России сегодня примерно в 4 раза меньше), которые приняли решение о переходе на 100% использование возобновляемой энергии. Сегодня у Amazon портфель возобновляемой генерации уже превышает портфель крупнейших энергокомпаний мира и составляет 20 ГВт.
3. Микрогенерация – это молодой сегмент солнечной энергетики в России.
«Миллион солнечных крыш» – так называли программу в СМИ. Сегодня основные объёмы микрогенерации приходятся на южные регионы России: Краснодарский край, Ростовская область. Установленная мощность солнечных крыш по разным оценкам достигает 30-50 МВт.
Но разработка законодательства о микрогенерации заняла больше 5 лет, причем прямых финансовых стимулов («зеленого тарифа») не планировалось изначально и «заработать» на собственной солнечной установке не получится. Ежемесячные объёмы выработки и потребления сальдируются, а солнечные «излишки» можно продавать в сеть по оптовой цене (около 3-х рублей за кВтч). В лучшем случае регистрация микрогенерации позволяет сократить срок окупаемости оборудования, который сегодня, в зависимости от уровня тарифа составляет 5-7 лет.
Потенциал развития этого сегмента с одной стороны ограничен развитием частного сектора – дачами и коттеджами, а с другой – высокой стоимостью техприсоединения и сроками подключения со стороны сетевых организаций.
В Узбекистане, например, все бюджетные учреждения в ближайшем будущем должны довести энергопотребления от ВИЭ до 25%. А микрогенерацию поддерживают не только финансово, но и снижением уровня бюрократии:
- при размещении на своих участках «зеленых» генерирующих установок компании и частные ��ица:
- освобождаются от уплаты имущественного и земельного налогов;
- не предоставляют никаких разрешительных документов для установки СЭС
- имеют право на 30% компенсацию расходов на приобретение солнечных фотоэлектрических станций и солнечных водонагревателей в размере 30%.
Российским законодателям есть, чему поучиться.
4. Солнечные фасады – это относительно новое для России (да и для мира) направление. Речь идёт о так называемых BIPV (Building-integrated photovoltaics) – интегрированных решениях на солнечных элементах.
Спрос на умную экологию, которая не только снижает нагрузку на окружающую среду, но и снижает расходы на, например, эксплуатацию зданий – растёт.
В России первой новостройкой, которая будет использовать солнечные энергофасады вместо стандартных вентилируемых станет здание ЖК «Умный дом "Гелиос"» в Уфе. Фасад дома будет облицован росси��скими фотоэлектрическими модулями, которые позволят сократить энергопотребление дома на 150 тыс. кВт*ч в год.
На уже построенных зданиях примеры интеграции солнечных элементов встречаются в Москве, Калининграде и даже Санкт-Петербурге.
Про окупаемость решений тут писать не слишком уместно – солнечные фасады стоят столько же, сколько и обычные вентилируемые фасады, а расходы на эксплуатацию здания как правило несёт уже не застройщик.
То есть экономию получают собственники помещений. Поэтому такие решения окупаются уже в момент продажи/сдачи недвижимости в аренду.
На этом наверное обзор закончу. Есть ещё разные научные разработки: солнечные катамараны, солнцемобили, но в промышленном производстве их пока нет - соотношение цены и эффективности пока не сбалансировано.
А вам какое из направлений кажется наиболее перспективным?