Тренды разработки продуктов в 2024

В этой статье не будет обобщений с буллщитом в стиле «нас ждет развитие искусственного интеллекта», нет. Я расскажу свое мнение: что реально будет происходить в ИТ. Хотя впереди еще полгода, но уже случилось достаточно интересных событий, чтобы делать какие-то выводы о трендах.

Тренды разработки продуктов в 2024

Первая половина 2023 была, не побоюсь этого слова, революционной во всех смыслах. За считанные месяцы стали доступны технологии, о возможностях которых еще пару лет назад никто всерьез не думал, а если и думал – то только корпорации, которые могли себе позволить реинвестировать в исследования и разработку десятки миллионов рублей.

Следующие полгода уйдут на тестирование и внедрение технологий в разные сферы бизнеса и в 2024 мы увидим реальные, новые, рабочие направления в продуктах.

Ретроспектива 2023

В начале я слукавил, сказав что не будет обобщений. Нет, давайте кратко пробежимся по главным достижениям года.

xReal (ex-nReal) выпустили доступные очки смешанной реальности, которые теперь эксплуатируют термин spatial computing*. Apple анонсировали шлем Reality Pro, в котором задали новый вектор развития spatial computing в доступной, потребительской электронике. Выходцы из Apple анонсировали продукт Humane AI Pin, в который встроили GPT (и взамен убрали дисплей).

Spatial Computing – система способна воспринимать окружающее пространство, анализировать его и взаимодействовать с ним на основе этой информации.

OpenAI развила свои генеративные инструменты до уровня, когда любой может взять API и начать создавать AI-based продукты. В гонку включились все корпорации (РФ пока далеко). Начали создавать новые направления бизнеса и даже продукты целиком на ИИ. Bloomberg предсказывает рост рынка до >1.3$ триллиона к 2032 (против $40 миллиардов в 2022).

$1.3 триллиона
Рынок AI в 2032 году

А еще есть IoT. В мире он насчитывает 15 миллиардов подключенных устройств на сегодняшний день. Устройства становятся умнее и объединяются в экосистемы и облака. Теперь даже пульт от Apple TV можно найти с помощью iPhone. Анонсированы велосипеды и даже Mercedes-Benz с доступом в ChatGPT.

Короче, технологическая сингулярность за последние 6 месяцев приблизилась настолько же, насколько приблизились несколько сценариев конца света.

Анализируя технологии и динамично развивающийся рынок сегодня, я вижу несколько устойчивых трендов, которые проявятся в айти где-то следующем году.

1. Скорость и качество разработки

Тренды разработки продуктов в 2024

Были времена, когда на программирование тратились двойные ресурсы и это считалось (почему-то) модным явлением. Я про парное программирование, оно же 2.0 FTE с позиции бизнеса.

Уже сейчас в прогрессивных компаниях разработка отдельно взятого кусочка кода ускоряется от 30 до 50%, где основную часть на себя берет Github Copilot и ChatGPT. Бенчмарк по рынку – минимум +30% к скорости.

Разработчики создают меньше багов, потому что код валидируется искусственным интеллектом.

Когда-то считалось нормой знать Airbnb JavaScript Style Guide. В 2024 нормой станет умение писать код с поддержкой ИИ-инструментов. Даже обязательным требованием.

2. AI Assessment / Рекрутинг / HR

Быстрая скорость принятия решений в найме, оценке, ревью. В 2024 году сервисы и инструменты по сорсингу, подбору, найму и оценке начнут внедрять ИИ-функционал. Кандидат указал в резюме ссылку на Github – сервис автоматически и моментально проанализировал код и выдал свою оценку. Звонок транскрибируется и ИИ заполнит карточку кандидата с сильными и слабыми сторонами. И так далее.

Будет спрос на платформы для оценки и принятия решений с помощью ИИ. Скоринг кандидатов изменится навсегда. GPT сможет выходить в интернет и быстро проверять факты. Сценарий «меня уволил искусственный интеллект» станет реальностью.

3. Decision Making

Тренды разработки продуктов в 2024

Существование BI и аналитики – не новость. Только сбор и наличие большого массива данных само по себе еще не приносит пользы. Аналитика ценна, если есть человек, который может ее правильно прочитать, понять, сделать выводы и принять управленческое решение.

Начнут появляться простые и доступные продукты, которые в user-friendly манере с помощью ИИ объясняют, какие выводы можно сделать из собранных данных и какие решения можно принять на основе этих данных.

Например, дашборд коммерческого директора, в котором вывод:

«В прошлом месяце продажи были потому, что у руководителя отдела продаж был день рождения и его очень хорошо поздравили и отправили дистанционно работать на Бали – у него было хорошее настроение и заряд мотивации, который он транслировал на свою команду продажников»

Следом управленческое решение:

«Когда у РОПа хорошее настроение и большая мотивация – он транслирует ее на команду. Держите настроение РОПа в пределах 85-95 NPS для роста продаж.»

Будет серьезный тренд на формирование выводов из данных с помощью ИИ, потому что это прямое влияние на доходы и расходы бизнеса.

4. Персонализированное образование

Сколько существует индустрия образования, столько же говорят про необходимость индивидуального подхода к обучению. В Древней Греции обучение мальчиков начиналось с 7 лет, когда его передавали специальному рабу-педагогу, который индивидуально занимался с учеником.

В 2024 EdTech начнет год с эволюции платформ: компании начнут внедрять генеративные инструменты, которые будут непрерывно анализировать поведение и модифицировать контент с учетом особенностей обучения конкретного студента.

Платформы, предоставляющие инструменты для создания курсов, будут внедрять GPT в интерфейсы создания контента. Всю структуру и контент за автора создаст искусственный интеллект, эксперту нужно будет лишь ввести в систему основные смыслы и свои сакральные знания.

5. Интеллектуальный поиск

Retail, E-Commerce и поисковые системы начнут (некоторые уже начали) модифицировать свои поисковые движки, внедряя туда ИИ. Сервисы, предоставляющие поисковые движки крупному ритейлу и е-комму добавят в свои продукты AI-составляющую, которая позволит понимать естественный язык в запросах. Это позволит качественно подбирать товары при абстрактных запросах, типа «белая футболка с прикольным принтом чтобы не жарко было в +30».

В условном Самокате можно будет надиктовать встроенному голосовому помощнику что-то вроде «хочу приготовить вкусный вегетарианский борщ», и система наполнит корзину ингредиентами и даже создаст рецепт для этого борща с учетом добавленных в корзину продуктов.

6. Шоппинг

Пользовательский опыт в е-комме качественно изменится. ИИ будет запоминать и анализировать историю умного поиска и учитывать это при персонализации рекомендаций. GPT, встроенный в маркетплейсы, сервисы доставки продуктов и приложения кафе и ресторанов будет on-the-fly анализировать предпочтения.

Новым трендом е-комма будет ИИ-персонализация пользовательского опыта.

Благодаря развитию пространственных вычислений, можно будет примерять, заказывать, кастомизировать покупки не вставая с кровати. Когда-то IKEA выпустили приложение, в котором можно примерить как встанет тумбочка в интерьер. В 2024 это будет доступно любому цифровизированному е-комму.

Тренды разработки продуктов в 2024

Более того, начнут появляться сервисы, которые будут предлагать персонализированные товары лично для тебя: подбор одежды, интеллектуальное планирование отпуска, даже realtime стилизация ремонта и подбор мебели.

7. Базы знаний

Тренды разработки продуктов в 2024

В 2024 году полностью изменится подход к работе с базами знаний. Полезная функция в больших языковых моделях – возможность оцифровать базу знаний и общаться с ней с помощью натурального языка.

Достаточно будет загрузить накопленные исторические данные и предоставить к ним интерфейс ввода. Так, например, это сделали в Morgan Stanley: они оцифровали свои знания за более чем 100 лет и на GPT-4 сделали чат, в котором можно задавать вопросы натуральным языком и получать ответы.

Массово начнут появляться платформы, предоставляющие за копейки (1 рубль за сообщение?) возможность оцифровать внутренние документы и выдать доступ сотрудникам.

8. Автоматизация коммуникаций

Архитектура SalesGPT демонстрирует потенциал и возможности использования GPT в автоматической, персонализированной коммуникации с лидами, клиентами, пользователями.

Proof-of-concept исходящей коммуникации в архитектуре SalesGPT. «Олег Лупиков» – это не я, это ИИ. Я – «Your response».
Proof-of-concept исходящей коммуникации в архитектуре SalesGPT. «Олег Лупиков» – это не я, это ИИ. Я – «Your response».

Продукты, в которых автоматическая коммуникация выстраивалась линейно, уйдут в прошлое. Новым трендом будут продукты с GPT в голосовых ботах и мессенджерах, которые под видом реального человека первые выходят на контакт, самостоятельно квалифицируют, выясняют потребность, детали, и закрывают на встречу/звонок. Более того, понимают контекст и динамически под него подстраиваются.

По-отдельности технологии уже есть: GPT, Whisper, LangChain, TTS движки – осталось соединить вместе.

9. По-настоящему умные ассистенты

Тренды разработки продуктов в 2024

В 2023 даже Яндекс успел добавить GPT в Алису. Энтузиасты начали выпускать open-source AutoGPT и BabyAGI* архитектуры. Дальше – больше.

BabyAGI – task-driven система, разработанная для создания, приоритезации и выполнения задач на основе результатов предыдущих задач.

Мультимодальность в ChatGPT – это лишь proof-of-concept. Мне видится, что мастер-план OpenAI (и других) в разработке реалистичного аналога J.A.R.V.I.S. В 2024 году мультимодальность выйдет на новый уровень и мы увидим нишевых ИИ-помощников с поддержкой разнообразных сценариев.

Например, бизнес-ассистент: Создать контент, найти информацию, отформатировать ее, упаковать в презентацию, написать сопроводительное письмо, найти почту ЛПР и отправить туда. В ChatGPT Plus с плагином Zapier уже можно в каком-то виде повторить сценарий.

А если добавить управление голосом и убрать задержку на ввод?

Более того, уже появляются простые offline GPT. Я думаю, в следующем году мы увидим полноценные продукты, которые будут работать на любом устройстве и даже без доступа в интернет.

Выводы

Билл Гейтс как-то сказал: «Если вашего бизнеса нет в Интернете — значит вас нет в бизнесе». 2024 и далее можно охарактеризовать новой цитатой:

Если бизнес не использует AI, он не конкурентоспособен

Олег Лупиков, со-основатель Postilla и Хук Диджитал

В каждом цифровом продукте, SaaS или приложении на айфон так или иначе, внутри или снаружи будет внедряться искусственный интеллект.

Такое у меня видение ближайшего развития айти. Я тестирую спрос на такие решения у своих клиентов и вижу растущий интерес. А что скажет уважаемое экспертное сообщество vc.ru?

Что интереснее всего?
Умные ассистенты, способные решать сложные задачи
Автоматизация коммуникаций с поддержкой контекста
Базы знаний, с которыми общаешься в чате
Персонализация шоппинга с учетом интересов
Интеллектуальный поиск с поддержкой натурального языка
Персонализация обучения и динамическое изменение плана
Выводы и принятие решений на основе данных
Умный подбор, скоринг, найм
ИИ помогает разработчикам писать качественный код

Обязательно поделитесь статьей со своим product-менеджером и подпишитесь на канал директора айти компании.

Другие мои статьи с размышлениями про ИИ:

1616
10 комментариев

Кандидат указал в резюме ссылку на Github – сервис автоматически и моментально проанализировал код и выдал свою оценку.

Ну bullshit же, у подавляюще большей части разработчиков профиль гитхаб либо пустой, либо отсутствует.

начнут появляться сервисы, которые будут предлагать персонализированные товары лично для тебя

Этому утверждению уже лет 20

1
Ответить

1) а мы говорим про сеньоров, верно? )
2) 20 лет назад не было LLM, в которых натуральным языком можно было построить рекомендации

Ответить

В 2024 нормой станет умение писать код с поддержкой ИИ-инструментов. Даже обязательным требованием.

Есть как минимум 2 проблемы мешающие развитию этих инструментов:

- приватности (менее серьезная), но она не позволила развиться Grammarly, отличному инструменту по проверке правописания. Несмотря на то, что он хорошо работает - он остаётся запрещённым в большой части компаний из-за того, что отсылает текст на проверку на сервера Grammarly. По этой же причине ChatGPT запрещен у использованию во многих компаниях сейчас.

- авторское право. Кому принадлежит сгенерированный нейросетью код. Этот вопрос сейчас в подвешенном состоянии и я пока не видел подвижек в его решении. А без него нельзя говорить о возможной широкой адаптации ИИ-инструментов для генерации кода в ежедневной работе программиста.

Ответить

Проблема приватности разрешается self-hosted. OPT, например: https://ai.facebook.com/blog/democratizing-access-to-large-scale-language-models-with-opt-175b/

Ответить