Технологии и медицина: как завтра мы станем бессмертными
Сенсор на зуб, напечатанное сердце, антенна в черепе — и всё это ради бессмертия. Леонид Андреев, директор по стратегии агентства Room485 (входит в группу компаний RCG), рассказывает, как новая цифровая реальность меняет привычные для нас сферы жизни.
Интернет-технологии продолжают своё воздействие на принципы функционирования здравоохранения. Один из доминирующих трендов в медицине и здравоохранении — это постепенный переход от лечения симптомов к предикативной медицине, то есть к работе по упреждению заболеваний. В свою очередь рост предикативной медицины позволяет развиваться рынкам устройств, сервисов и приложений.
Предикативная медицина и киборги
Последние лет десять в медицине активно развивались сервисы по диагностике заболеваний и по получению удалённой консультации, а также устройства, позволяющие проводить дистанционный мониторинг состояния здоровья.
Это подтверждается результатами опроса, проведённого Ericsson (12 стран, 6600 человек): восемь из десяти владельцев смартфонов в будущем рассматривают возможность вживления себе под кожу или в мозг устройств, улучшающих функции организма.
Основные инновации в рассматриваемой категории связаны с возможностью наблюдения за состоянием пациента в режиме реального времени. Существуют контактные линзы для глаз от Google, измеряющие уровень сахара в крови, их отечественный аналог — бесконтактный глюкометр компании Brain Beat.
В университете Иллинойса разработали ультратонкий тату-сенсор для постоянного измерения температуры тела, похожая разработка есть и в России — детский термопластырь Ctrack. А учёные из университета Тафтса создали сенсор на зуб, который позволяет отслеживать рацион питания человека.
Кроме простого сбора данных в мире уже существуют разработки, которые позволяют интегрировать и анализировать полученную информацию в медицинских целях.
Самый крупный проект в области диагностики принадлежит компании Validic, которая производит программное обеспечение для интеграции данных с носимых устройств и сенсоров в облачную карту медицинской клиники. А российская компания TeleMd шагнула дальше и уже использует искусственный интеллект в диагностике и оценке рисков.
Общая продолжительность жизни растёт благодаря инновациям в сфере трансплантологии: теперь мы можем пересадить, вырастить из искусственных тканей или напечатать на 3D-принтере практически любой орган.
В 2017 году в Австралии человеку впервые пересадили напечатанную на 3D-принтере берцовую кость. А совсем недавно представили первое в мире напечатанное сердце. В 2017 году в США Organovo успешно пересадила напечатанные ткани печени мышам — первая подобная операция человека планируется на 2020 год.
Другое направление, улучшающее качество жизни, — кардинально иное. Если что-то нельзя вырастить или пересадить, то это можно вмонтировать, тем самым существенно улучшив качество жизни. Биохакинг, киборгизация и другие технологические способы вмешаться в человеческий организм могут замедлить процесс старения, а также избавить от заболеваний и других ограничений. Уже существуют живые примеры людей-киборгов.
Режиссёр и автор проекта Eyeborg (производное от «глаз» и «киборг») Роб Спенс — один из самых известных в мире биохакеров. Потеряв в юности глаз, Спенс установил в пустую глазницу камеру и снимает с её помощью видеоролики.
Дальтонику Нилу Харбиссону имплантировали в череп чип и антенну с сенсором, что позволяет ему испытать эффект синестезии — то есть благодаря микроустройствам в сознании Харбиссона возникают цветовые или фактурные ассоциации:
Рынок киборгизации развивается семимильными шагами. По данным BCC Research, с 2017 по 2025 год прогнозируемый рост рынка биомеханических устройств составит более 308%.
Такой оптимистичный прогноз иллюстрирует концепт-видео от сотрудников Токийского университета, где разработали прототип носимой медицинской кожи. Развитие сенсоров и появление новых датчиков позволит врачам более эффективно следить за состоянием пациента.
Что мы можем сделать с медициной прямо сейчас
Итак, к чему всё это нас приводит с точки зрения коммуникации? Мы уверенно идём к значительному увеличению продолжительности жизни, но есть один орган, который пока не пересаживается, — мозг, то есть центральная нервная система (ЦНС). Именно она и подвергнется основному удару.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже назвала болезни ЦНС главной проблемой 21 века: согласно прогнозам, более 70% пожилых людей к 2050 будут страдать от Альцгеймера и деменции. Некоторые эксперты даже считают эти заболевания прямыми следствиями увеличения продолжительности жизни, так как прошлые поколения просто не доживали до возраста их развития.
Уже сейчас многие бренды в своей коммуникации переходят к рефреймингу (к переосмыслению) на более возрастную категорию. Через 30 лет целевая аудитория большинства коммерческих брендов — это пенсионеры.
В мире появляются целые районы, адаптированные для жизни конкретно пожилых людей, также существуют проекты отдельных жилых домов, рассчитанных на возрастную аудиторию. Уже сейчас в России используются устройства, позволяющие улучшить жизнь пожилых людей и их родных.
Некоторые из них, такие как «Кнопка жизни», способны отслеживать наиболее частые проблемы (падение на пол, резкий скачок давления, изменение пульса) и моментально передавать информацию близким людям.
Глобализация и цифровизация выявляют наиболее серьёзные социальные проблемы в здравоохранении. В рамках своей кампании #touchofcare американский бренд безрецептурных лекарств Vicks продолжает рассказывать истории людей, жизнь которых изменилась благодаря заботе другого человека. Бренд раскрывает проблему настороженного, а порой и агрессивного отношения к больным людям.
Но иногда преградой на пути здравоохранения становятся и культурные стереотипы внутри отдельных стран и обществ. Культурный традиционализм привёл к тому, что в Афганистане около половины людей не делают прививки.
Чтобы побороть этот стереотип, агентство McCANN совместно с минздравом обратилось к местному инсайту — народной традиции ношения браслетов от злых духов. Каждая бисерина в браслете на руке ребёнка служит отметкой о вакцинации, за каждым цветом закреплён определённый вид прививки, таким образом врач без медицинской карты и без опроса родителей и ребёнка понимает, какие прививки уже сделаны, а какие ещё предстоит назначить. Этот кейс показывает, что порой простое, не технологичное, но креативное решение может улучшить жизнь миллионов людей.
Проект Revoice, посвящённый проблеме бокового амиотрофического склероза (БАС), — это очередной важный шаг на пути сближения креатива и технологий. Ранее информационную повестку взорвал кейс тех же авторов Ice Bucket Challenge.
Больной БАС на определённой стадии теряет способность говорить, проект Revoice решает эту проблему при помощи компьютерной модуляции голоса. Инновация была протестирована на амбассадоре Ice Bucket Challenge и сможет помочь многим людям, больным БАС.
В кейсе IBM Watson можно увидеть, как креативные решения используются для развития качества медицины. Диагностика — это область, которая главным образом зависит от человеческого фактора. Например, в случае меланомы врачи-специалисты ставят верный диагноз только в 60% случаев. Но суперкомпьютер IBM Watson справляется лучше — он оказывается прав в 90% случаев.
Что нас ждёт завтра
Рассмотренные в статье инновации, открытия и прототипы из сферы медицины и здравоохранения свидетельствуют о наступлении нового этапа в улучшении качества жизни человека. Благодаря им человечество не просто продлевает себе жизнь и борется с опасными заболеваниями, а выходит за пределы, заложенные в нас при рождении, — при этом мы получаем новые риски, как в случае с болезнями ЦНС.
В ближайшем будущем будут рождаться «дизайнерские» дети с модифицированным геномом, а восемьдесят лет станут новыми пятьюдесятью. Перед нами встанет вопрос о новом соглашении между людьми и технологиями — в первую очередь нам придётся переосмыслить старость: до какого возраста считать человека молодым, что делать в период с 50 до 80 лет, какую продуктивную роль для общества возьмут на себя активные пожилые люди.
Прогресс ведёт население планеты к заветной цели гуманизма — к жизни долгой, активной, без ограничений, без болезней и недомоганий. Сейчас мы, представители креативных индустрий, помогаем быстрее адаптировать инновации, мы всего лишь обслуживаем технологии. Но в скором будущем мы должны будем участвовать в формировании нового дискурса и бороться с вызовами и опасностями, которые таит в себе движение к бессмертию человечества.