На этом я завершаю первый блок статей, который был посвящен вызовам нового мира. Второй блок будет рассказывать про Agile – не только про процессы и методы, но и про логику развития, и про изменение культуры IT-проектов в целом, включая современный этап. И это может быть интересным не только тем, кто хочет применить Agile в своей компании, но и тем, кто активно взаимодействует с IT-шниками и хочет понять их логику управления проектами. Отметим, что вокруг Agile-методов сейчас множество мемов и профанаций, вызванных общим дефицитом компетентных специалистов, так что разбираться самостоятельно – полезно. Я знаком с Agile более 10 лет, и активно участвовал в сообществе AgileRussia с самых первых собраний в 2009. И думаю, что смогу создать в своих статьях базу для этого. Во всяком случае, в обратной связи на мои доклады мне многие говорили, что наконец-то разобрались для себя, хотя для этого несколько раз слушали разные выступления. Я не хочу сказать, что я единственный знаю и понимаю «истинный agile», просто объяснения в самых разных аудиториях помогают мне донести концепты. Но материал не будет ограничиваться теорией и объяснениями, что такое Agile-менеджмент в его современном варианте, а будет включать варианты применения для решения конкретных задач и ссылки на кейсы.
Какие компетенции сотрудников и руководителей нужны чтобы компания смогла сформировать свою траекторию ?
Это хороший вопрос. С одной стороны, поскольку переход в цифровой мир - разовое действие, трудно говорить о компетенциях как о доказанной практической способности - подобно тому, как трудно говорить о компетенции предпринимательства. Хотя с предпринимательством - появились же серийные предприниматели, успешно организующие стартап за стартапом (я не про бизнес-ангелов, трекеров и других, а именно про тех, кто сам делает), может быть и здесь появятся успешные люди, проводящие по этому пути компанию за компанией.
С другой стороны, можно сформулировать набор навыков и знаний, которые помогут вырабатывать траекторию и идти по ней. Наверное, ближе всего тут подходит компетенция стратегирования, как совокупность способностей (а) держать долгосрочную картину изменений и вызовов, (б) определять желаемый вектор движения компании в пространстве изменений, (в) учитывать текущую ситуацию в отрасли, (г) регулярно пересматривать к конкретизировать вектор движения. Это так же близко к предпринимательскому мышлению и тому, что Шумпетер называл "Предпринимательская бдительность", но под этим часто подразумевают только короткий горизонт.
Далее, чтобы иметь картину происходящих изменений нужно хорошее системное мышление, навык разбираться в сложных моделях и строить свои - это инженерные компетенции. А поскольку вызовы не только технологические и речь идет об изменении культуры и mindset - то нужны навыки работы с softskill-моделями и понимания живых людей, которые технарям-инженерам присуще редко. Итого получаем три сильно разных компетенции, которые вряд ли соберутся на одном человеке - а значит нужны компетенции совместного командного мышления, обеспечивающего синергию решений.
Наверное, все.